Превратив рассказ Редьярда Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» в семейный мю-зикл, а сказку Бориса Шергина «Волшебное кольцо» — в эксцентричное красоч¬ное представление, молодой режиссер Илья Архипов добрался до «Бармалея» Корнея Чуковского.
Так на подмостках Санкт-Петербургско¬го театра Эстрады имени Аркадия Рай¬кина появилось, как следует из афиши, «музыкальное хулиганство» по сочине¬ниям одного из наиболее издаваемых в России детских писателей.
Издаваемых и узнаваемых. А это значит, что без ущерба для основно¬го сюжета действо можно разбавить фрагментами из не менее популярных «Мухи-Цокотухи», «Телефона», «Краде¬ного солнца». Что постановщики мюзикла о «кровожадном и беспощадном» злодее и сделали. И сделали, надо сказать, не зря: малышня в восторге декламировала вместе с артистами знакомые строки, и нет ни малейшего сомнения, что, оказав¬шись дома, многие дети самостоятельно или призвав в помощь родителей, обратятся к книжкам Чуковского из домашней библиотеки. К слову, премьеру создатели спектакля приурочили к 136-й годовщине со дня ро¬ждения Корнея Ивановича.
Режиссерский почерк Архипова, оформившийся уже в первой самостоятельной работе «BAJKI. Сказ¬ки для взрослых», самобытен и неординарен. Пожа¬луй, можно говорить о театре Архипова, форма и содержание которого проистекают из скорости сов¬ременной жизни с характерными для нее бешеными темпами и стремительным развитием событий. Это театр для дошколят новой эпохи. Сценография пре¬дельно проста — в качестве художника-постановщика выступил сам режиссер — основное внимание забира¬ет на себя телефонная будка времен СССР, в нужные моменты появляются велосипед, паль¬мы, солнце, то самое, что в свой черед будет украдено Крокодилом (Стани¬слав Никитин). Ультрасовременная хореогра¬фия Ирины Ляховской — постоян¬ного балетмейстера Архипова — с молниеносными движениями, рит¬мическим разнообразием и геоме-трическими танцевальными линия¬ми — зажигательна и наэлектризована. В спектакле звучит музыка Георгия Фиртича, написанная к мультипликационно¬му фильму Давида Черкасского «Доктор Айболит» (1984–1985). Оригинальные и выразительные мелодии классика талантливо аранжировал Тимофей Маслов. Похоже, вокруг режиссера собирается команда людей мыслящих и чувствующих близкими ему категориями.
Несмотря на собственную молодость и легкость вы¬бранного жанра, Архипов вдумчиво работает с актера¬ми: бледных и плоских персонажей в его постановках не бывает. Образ доктора Айболита — ровно такого, какой представляется при чтении книги, — воплотил Сергей Шалагин — заслуженный артист России, экс-со¬лист Музкомедии, организатор и руководитель антре¬призного театра «Петербургская оперетта». Солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского те¬атра, обладательница крупного звучного контральто Луиза Губиева стала колоритнейшей Варварой — злой сестрой доброго доктора. Собственно, лучшей Варва¬ры и не представить. В Мариинском театре у Губиевой были интересные работы: например, Фея в «Правди¬вой истории Золушки» Владимира Тарнопольского и Баба в «Опере о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Геннадия Банщикова. Но думается, что полное раскрытие ее великолепного эксцентрического дара еще впереди. Сразу две роли — Гиппопо и Медведя — достались колоритному Алек¬сандру Круковскому из Театра музыкальной комедии, и здесь перевоплощение было полным, а сценическое обаяние — беспредельным. Роль Бармалея вполне убедительно — в гротесковой манере — исполнил Сергей Ленков. Одним словом, «Не ходите, дети, в Африку гулять!», как резюмирует, цитируя поэта и писателя, программка, а вместо опасных прогулок — добавлю от себя — приходите в Театр Эстрады.
Комментарии (0)