В марте к Международному женскому дню Театр «На Васильевском» представил премьеру своей версии известной и популярной мелодрамы Ярославы Пулинович «Земля Эльзы», спектакль о запоздалом женском счастье.
Простая история любви, изображенная здесь, резко отличается от множества подобных сюжетов одной важной деталью — пылкие влюбленные — люди немолодые. За плечами у каждого жизнь, полная несостоявшихся надежд. Как и многие люди в России, главные герои не жили в лучшие свои годы, а выживали, мирясь с обстоятельствами. И вот под конец судьба подарила им настоящее большое чувство. Но оказывается, что кроме них этому никто не рад.
Мы наблюдаем, как соседи, подруги и родственники, кто из зависти, кто из-за страха, а кто — из мнимой заботы, всеми силами пытаются разлучить охваченных страстью и в общем-то растерявшихся от не пойми откуда свалившегося на их голову счастья стариков. Действие разворачивается в глухой русской провинции, где живут одни бабы. Сценография художника Семена Пастуха буквальна пронизана тоскливой атмосферой кромешного запустения. Обветшалые деревянные стены, в которые, как в коробку, заключена замусоренная сцена, в глубине слева оттеняет полуразвалившаяся скульптура. Это выкрашенная стальной краской фигура женщины, застывшая в прыжке. Подобные унылые артефакты советской эпохи еще сохранились в старых сквериках. Серый и беспросветный мир символичен. Единственное развлечение здесь — самодеятельный хор да сплетни у магазина. На выступлениях хора замкнутое пространство размыкается, и герои спектакля, наэлектризованные ярким желтым сценическим светом самозабвенно поют, отдавая этому пению всю свою нереализованную страсть. Они самозабвенно поют, отдавая этому пению всю свою нереализованную страсть. Словом, в этот миг они живут! Вот она волшебная сила искусства. Не случайно руководительница хора Зинаида (в блестящем исполнении актрисы Любови Макеевой) чувствует здесь себя повелительницей жизни. И представьте, каково ее разочарование, сколько злобы и зависти, когда оказывается, что у Эльзы появилось что-то настоящее, а не этот общий хоровой суррогат. Почему? Потому что дальше снова пустота и серые будни, в которых, словно в вечном лесу безвременья, блуждают женщины с пакетами «Пятерочка», подобно героям из какого-нибудь романа Водолазкина или Дм. Данилова.
В марте к Международному женскому дню Театр «На Васильевском» представил премьеру своей версии известной и популярной мелодрамы Ярославы Пулинович «Земля Эльзы», спектакль о запоздалом женском счастье.
Простая история любви, изображенная здесь, резко отличается от множества подобных сюжетов одной важной деталью — пылкие влюбленные — люди немолодые. За плечами у каждого жизнь, полная несостоявшихся надежд. Как и многие люди в России, главные герои не жили в лучшие свои годы, а выживали, мирясь с обстоятельствами. И вот под конец судьба подарила им настоящее большое чувство. Но оказывается, что кроме них этому никто не рад.
Мы наблюдаем, как соседи, подруги и родственники, кто из зависти, кто из-за страха, а кто — из мнимой заботы, всеми силами пытаются разлучить охваченных страстью и в общем-то растерявшихся от не пойми откуда свалившегося на их голову счастья стариков. Действие разворачивается в глухой русской провинции, где живут одни бабы. Сценография художника Семена Пастуха буквальна пронизана тоскливой атмосферой кромешного запустения. Обветшалые деревянные стены, в которые, как в коробку, заключена замусоренная сцена, в глубине слева оттеняет полуразвалившаяся скульптура. Это выкрашенная стальной краской фигура женщины, застывшая в прыжке. Подобные унылые артефакты советской эпохи еще сохранились в старых сквериках. Серый и беспросветный мир символичен. Единственное развлечение здесь — самодеятельный хор да сплетни у магазина. На выступлениях хора замкнутое пространство размыкается, и герои спектакля, наэлектризованные ярким желтым сценическим светом самозабвенно поют, отдавая этому пению всю свою нереализованную страсть. Они самозабвенно поют, отдавая этому пению всю свою нереализованную страсть. Словом, в этот миг они живут! Вот она волшебная сила искусства. Не случайно руководительница хора Зинаида (в блестящем исполнении актрисы Любови Макеевой) чувствует здесь себя повелительницей жизни. И представьте, каково ее разочарование, сколько злобы и зависти, когда оказывается, что у Эльзы появилось что-то настоящее, а не этот общий хоровой суррогат. Почему? Потому что дальше снова пустота и серые будни, в которых, словно в вечном лесу безвременья, блуждают женщины с пакетами «Пятерочка», подобно героям из какого-нибудь романа Водолазкина или Дм. Данилова.
Но все же ведет сюжет и свою публику сквозь все перипетии своей истории Эльза в исполнении Натальи Кутасовой. И необходимо отметить, что лирическую тему своей героини актриса выстраивает непрерывно, ведет не сбиваясь, и это очень помогает режиссуре спектакля, которая в «Земле Эльзы» держится на актерах, опирается на них. Уверенная игра Кутасовой дает режиссеру возможность работать с ритмом спектакля легко. Публика радуется хоровым моментам, комическим узнаваемым сценам, умиляется счастливой любви героев, но все же самым сильным моментом спектакля становится финальный монолог Эльзы — Натальи Кутасовой. Это письмо героини своему возлюбленному учителю географии Василию Игнатьичу, в котором есть очень важные слова. Эльза — этническая немка, как и большинство национальных меньшинств в России, страдавшая всю жизнь от русского бытового национализма. Героиня в этот момент остается одна на сцене, она не знает еще про благополучный хэппи-энд. И по сути, звучит ее исповедь. Кутасова проникновенно читает этот монолог, уходя от мелодраматизма всего предшествующего действия, от кокетства, свойственного ее героине, возвышаясь до высокой драмы: «Я стала другой. Раньше я думала только о доме, о делах, а сейчас мне каждый день в голову приходят такие мысли, которые я прежняя не одобрила бы. Например, раньше я часто размышляла о том, кто я — немка, русская или украинка, раз взяла Петину фамилию. И из-за этих мыслей я была нерешительная и всего боялась. А сегодня я поняла, что мне это совершенно все равно. И у меня как будто камень с души свалился. Я поняла, что даже если трижды в день мне будут кричать вслед разные ругательства о моей национальности, это меня нисколько не заденет. Потому что моя земля, она больше всех земель, вместе взятых, и она не имеет никакого отношения к вашей географии». И зал слушает ее, затаив дыхание, в полной тишине, и это совершенно потрясающая минута спектакля.
Комментарии (0)