В Детской филармонии показали оперу Сергея Баневича «История Кая и Герды». Филармония для детей и юношества продолжает удивлять. Крошечная сцена бывшего кинотеатра с минимальными постановочными возможностями — и полноценный оперный спектакль
В ближайшем будущем (спасибо адресной программе!) зал будет реконструирован и там появится оркестровая яма. Пока же оркестр разместили между сценой и зрительным залом. Это позволяет зрителям помимо перипетий сюжета в непосредственной близости увидеть работу оркестрантов.
Опера Сергея Баневича имеет счастливую театральную судьбу — после премьеры в 1979 году на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне — Мариинский) ее многократно ставили, интерпретировали, она выдержала испытание временем. Вот и звезда мировой оперы Анна Нетребко (партия Герды была одной из первых в ее репертуаре) минувшей осенью высказала мнение, что в Петербурге должен быть еще один детский театр, а в нем непременно должна идти опера «История Кая и Герды». Что ж, по крайней мере второе пожелание оперной дивы оказалось выполненным.
Режиссер-постановщик Иван Володин, следуя основному посылу сказки, несколько переосмыслил известный андерсеновский сюжет. В его представлении Снежная Королева (Ирина Кирилова) — не отвлеченный сказочный персонаж, а неведомая сила, способная увести за собой неокрепшие детские души. Ее образ подчеркнуто механистичен — металлический блеск наряда диссонирует с теплыми красками декораций, лицо лишено мимики, фигура — статична. Полным антиподом холодной красавице выступает Герда (Елена Петрова), в партии которой по воле композитора на первый план выведена всепоглощающая сила любви. Актриса проживает роль весьма достоверно — глаза наполняются настоящими слезами, голос звенит, как натянутая струна. Не случайно в сцене, когда Снежная Королева пытается Герду заморозить, маленькая девочка в зале почти кричит Каю: «Ну скажи, скажи ей это слово, это же любовь!».
В роли Кая актерски убедителен солист Мариинского театра Михаил Латышев. Особенно достоверно он выглядит в момент перерождения героя из доброго и заботливого паренька в жесткое существо (иначе и не скажешь). Одна беда — сложную в вокальном отношении партию Латышев пел практически на пределе, форсируя звук, что может сказаться в будущем на его голосе. Татьяна Михальская (Бабушка), Аркадий Минченко (Атаманша), Людмила Борисова (Маленькая Разбойница), Вадим Пермяков (Фонарщик), напротив, провели свои партии без излишней экзальтации и порадовали четкой фразировкой, что особенно важно для детской аудитории.
Благодаря оркестру под более чем достойным управлением молодого дирижера Михаила Голикова и очень выверенной работе режиссера финал оперы прозвучал особенно возвышенно и одухотворенно. На несколько минут зал замер, и получилось совсем как у Андерсена: «Розы цветут… Красота, красота!».
Комментарии (0)