Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ЛЕЙТМОТИВ ПИРОГА

Как правило, поводом к просмотру спектакля становятся рекомендации театральных знатоков. Мне сообщили, что «Гамлет.eXisenZ» в театре Малыщицкого — «это о-о-очень современно. Чтоб осознать, возможно, придется посмотреть дважды».

Но эффект получился если не противоположный обещанному, то совершенно другой — точно. Современное искусство зачастую вызывает оторопь, отторжение и непонимание. Непонимание — больше всего. Но здесь, в Гамлете постановки Петра Шерешевского, «современная трактовка» — пояснение, которое имеет совершенно другое значение.

Современный — значит близкий, понятный, говорящий с тобой на одном языке. Такая современная трактовка начинает втягивать зрителя с первых минут появления в зале: пол и стены из белого кафеля, каталки и медицинские приборы создают многим знакомую больничную атмосферу. Актеры ходят по сцене в белых одеяниях и с шлангами на шее, закрученными подобно петли для повешения. Ноги зрителей обуты в бахилы.

Действие начинается, и случайные зрители становятся актерами. Монологи героев проецируются на кафель, затем изображения актеров дублируются на двух экранах с замысловатых ракурсов, порой создавая бесконечную ритмичную цепочку.

Лейтмотивом спектакля звучат слова: «С похорон на брачный стол пойдет пирог поминный». И это не только словесно выраженный лейтмотив, это формально воплощенное действие. Рубка мяса через мясорубку начинается с первых секунд спектакля. Лук для обжарки — словно метафора слез разочарования Офелии. Совместное замешивание теста, чоканье скорлупками яиц, вымарывание лиц героев в мясной начинке — все это действия запоминающиеся и претенциозные. Когда же происходит перепалка, из темного угла постепенно проникает тошнотворный запах жареного мяса. Под конец каталки выстраиваются в один общий стол (вплотную к зрителям), пирог достается и сервируется в собачьи миски и угощение предлагается гостям — зрителям.

Отдельного внимания заслуживают переходы от одного действия к другому. Они настолько безупречны, что просто незаметны. Абсурд сменяется абсурдом, не снижая накала страстей.

Месть, безумие, коварство, страх, сомнения — вечные спутники людей. И приблизить героев Шекспировской трагедии к нам — простым современным, режиссеру получается за счет удачных находок: соседский просмотр «Что? Где Когда?», семейное приготовление пирога, фоновое включения популярного мультфильма… А излюбленный лаконистами черно-белый контраст декораций воздействует не так резко, зато фоново и постоянно.

Без сомнения, в таких условиях трагедия Гамлета станет понятной и близкой даже тем, кто читал ее нехотя, без желания в рамках школьной программы.

Получается, что ни о какой трактовке, переворачивающей представление о классике, речи быть не может. Данный спектакль ничего не переворачивает, а только проясняет и приближает к каждому в отдельности героев Датского королевства.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.