Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Невское время. 29.03.2013
СМИ:

КТО БОИТСЯ… ВЕЛИКОЛЕПНОЙ ЕЛЕНЫ КОМИССАРЕНКО?

В Театре имени Ленсовета продолжаются премьерные показы спектакля Петра Шерешевского «Август: графство Осейдж».

Художники спектакля Александр Мохов и Мария Лукка сильно наклонили ленсоветовскую сцену в сторону зрительного зала. Завалили ее почерневшими, словно истлевшими, связками книг… В центре водрузили винтовую лестницу дома семейства Уэстон, напоминающую мачту тонущего корабля. Справа, в углу сцены, — лодка, вся в пробоинах, наполненная сломанными детскими игрушками… С первой минуты спектакля понятно: на наших глазах на протяжении трехчасового действия под воду взаимных обид и претензий уйдут все участники мрачной пирушки с комическим оттенком. Петр Шерешевский еще в прошлом своем спектакле «Америка 2», поставленном здесь же, в театре на Владимирском, доказал, что с чувством юмора у него полный порядок.

Пьесу современного американского драматурга Трейси Леттса «Август: графство Осейдж» ядовитые американские критики назвали «О’Нилом для бедных». Хотя скорее ее можно назвать современной вариацией на тему пьесы Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф»: тайны всплывают здесь не меж двух семейных пар, а среди двенадцати персонажей, связанных собой родством разной степени.

Солирует великолепная Елена Комиссаренко. Ее последняя столь крупная и выразительная работа была пятнадцать лет назад в постановке Владислава Пази «Король. Дама. Валет». В новой истории вполне, казалось бы, благополучной с виду интеллигентной семьи, она играет больную раком мать, которая из-за сильнодействующих обезболивающих стала наркоманкой. Действие пьесы начинается с того, что в родительский дом съезжаются три дочери со своими мужьями, женихами, детьми… Повод их приезда печальный: бесследно пропал отец. Через пару дней его обнаружат мертвым. Семье предстоит сесть за поминальный стол. Застолье превратится в гротескный сеанс разоблачения. Теряющая последний разум Вайолет Уэстон — Комиссаренко, водрузив себе траурный венок на голову, будет нещадно бить всех своих родных в самые больные места. Из комической старухи с нечесаными волосами она вдруг превратится в ангела возмездия…

Помимо очень сильного старшего поколения — Елены Комиссаренко, Елены Кривец, Сергея Кушакова — в театре появилось крепкое среднее поколение. В Анастасии Самарской, которая играет дочь Вайолет Барбару, неожиданно обнаружилась мощь, зрелая женственность и сосредоточенность. Невероятно мудрым и, кажется, помирившимся с самим собой кажется Всеволод Цурило в роли Билла. Любящий отец и благородный мужчина, готовый поддержать женщину, с которой он прожил пятнадцать лет, но не готовый остаться с ней навсегда. Трезво, спокойно и взвешенно обдумавший свое решение уйти, понимающий, что она — не та. И точка.

На премьерном показе у спектакля было очень неровное дыхание. Уж очень долго режиссер вел артистов и нас, зрителей, к страшной в своей правдивости мысли, что ад — это не другие, ад — это очень часто свои: близкие, родные, любимые. Мы любим и считаем, что нас обязаны любить взамен. А если этого не происходит, мы готовы обнажить самые острые ножи и наносить глубокие раны. Чтобы хоть таким варварским способом оставить о себе след на том, кого мы любим больше жизни.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.