В Театре «Балтийский дом» роман Гюстава Флобера «Мадам Бовари» втиснули в три с половиной часа сценического действия, но ответов на главные вопросы так и не дали.
Тому, кто осилил в школе роман «Анна Каренина», сюжет Флобера покажется знакомым. Юная Эмма выходит за немолодого доктора, рожает дитя, но её тяге к неземной любви не суждено оправдаться в браке. Героиня пускается во все тяжкие и, не найдя желаемого парения в любви, кончает с собой. Отличия француженки: незнатное происхождение, наличие двух любовников, непомерные траты мужниных денег на подарки возлюбленным, смерть от отравления мышьяком. Остальное — то же: брошенный ребёнок, излишне доверчивый супруг, поход с любовником в театр… Но если в XIX веке французская история реализации через любовь стала откровением на пути к женской эмансипации, то в XX веке в России Толстой выступил поборником нравственности, доведя героиню, предавшую идеального мужа, но так и не нашедшую любви, до смерти как единственно возможного в этой ситуации финала. Один сюжет — две разные морали! «А смешивать два эти ремесла есть тьма охотников…»
В «Балтдоме» спектакль играют перед амфитеатром, выстроенным на сцене. В наиболее «космические» моменты постановки Натальи Индейкиной железный занавес поднимается, открывая огромный, затянутый чёрным амфитеатр зрительного зала, бездной манящий героиню. Активно задействован сценический круг, на котором «ездит» автомобиль соблазнителя Буланже де ля Юшета, хотя трудно сказать, что именно играет Валерий Соловьёв (его герой вальяжен и ленив до крайности). Декорации мобильны, интерьерны и фрагментарны: дом отца Эммы, дом доктора, аптека, ложа в театре, номер в гостинице. Лес, бальная зала и прочая подразумеваются (художник-постановщик Александр Мохов). Эпоха не определена, да и цели у создателей прописать время действия, видимо, не было (костюмы от Марии Лукка безвременны): мысль, что «такое м. б. когда угодно», одна из немногих чётко читающихся в спектакле. Всё остальное с лёгкостью подвергается сомнению: от вальсирующей с мясорубкой в руках мамаши Бовари (Наталья Нестерова) до умирающего от гангрены на аптекарской стойке бедняги Ипполита (Сергей Ленков). Трудно сказать, то ли режиссёр искренне веселится над героями, то ли избыточно соболезнует. Разве что Константин Анисимов (Шарль Бовари) исправно засыпает после близости (на свадебном столе или на свадебном ложе?), забывает за обедом налить жене вина, жалуется на тянущие панталоны, т. е. по мере возможностей создаёт образ «унылого дятла». А вот понять Эмму в исполнении Екатерины Решетниковой практически невозможно: поиски ею любви больше напоминают истеричные капризы, перемежающиеся со страстным желанием красивой жизни, которую она постоянно покупает в кредит. Если бы не часто произносимое слово «любовь», можно было решить, что мораль заключается в одном: не живи в долг — плохо кончишь. Но, кажется, роман-то не о пагубности кредитов, а о загадочности женской души…
И ещё: ныне существуют профессиональные пособия, разъясняющие, как превращать классическую литературу в драматургию, но результат инсценировки прозы явно остаётся непредсказуемым. Как правило, инсценировщиками являются сами режиссёры, руководствующиеся принципом «мне ставить — я знаю как лучше». Увы, камнем преткновения чаще всего становится жажда сохранения ведущих сюжетных линий, героев и опорных высказываний, ведущая к сумбуру, одерживающему верх над оригинальностью мышления режиссёра. Думается, «Мадам Бовари» стала тому примером.
Мне кажется, что я схожу с ума: роман Толстого написан в ХХ веке??? Помилуйте, это же 1870-е годы! На 20 лет позже романа Флобера…
Для Вас- в 1870е годы, для Омецинской- в 20 веке… Толстому уже все равно! Омецинской, судя по всему, тоже.