Сказка Шарля Перро на сцене театра на Васильевском в постановке Алексея Утеганова — больше чем детский спектакль. Незамысловатый и всем знакомый сюжет «Кота в сапогах» режиссёр расцвечивает цитатами из мировой классики и многочисленными аллюзиями. Довольными в конце представления остаются все — и взрослые, и дети.
Дети — театральной яркостью и стихией игры, почти импровизационной — кажется, что все шутки, неожиданности и трюки придумывается здесь и сейчас. Взрослых привлекает игра слов и смыслов, которыми актёры-персонажи мастерски фехтуют на протяжении всего спектакля. Стихотворения Пушкина и трагедии Шекспира, крылатые фразы их фильма «Иван Васильевич меняет профессию» и музыка, стилизованная под итальянскую оперу, — вот неполный список того, что помимо обозначенного в афише «Кота в сапогах», легло в основу постановки Алексея Утеганова. Сказка провоцируют режиссёра не на привычную «волшебную» трактовку, где всё совершается с помощью чуда, и добро побеждает зло, а, напротив, — на просвечивание сквозь сказочность простой, жизненной ситуации.
Перед нами — обычные события и обычные люди, прикрашенные, как стихи метафорами, сказочными костюмы. Кролик (Анна Королёва) — поющий арии белый пузатый «колобок», нечто среднее между оперным певцом — человеком искусства — и смешной мягкой игрушкой. Король (Алексей Лудинов) — добродушный принцессин папа в красной королевской мантии, которая делает его похожим скорее не правителя страны, а на неваляшку. Кот в сапогах (Арсений Мыцык) — долговязый детина в трико с приклеенными кусочками разноцветной шерсти, в шляпе и сапогах. На шее у него висит огромная блестящая рыба, вдохнув дурманящий аромат которой, Кот начинает блистать остроумием и говорить стихами.
Надо сказать, что Кот в сапогах вместе со своим хозяином Жаком (Александром Удальцовым) существуют и как господин со слугой, и как два друга. Вот Жак доверяет «говорящему Коту» тайны своего сердца, а тот отвечает ему стихами из «Ромео и Джульетты». Шекспировский текст звучит в спектакле удивительно органично, с юмором, который не снимает, а, наоборот, усиливает красоту шекспировского стиха. В спектакле есть даже любовная сцена у балкона. А, когда успевшая влюбиться в Жака Принцесса (Лилия Гильмутдинова) отвергает сватавшегося к ней Мага-Людоеда (Ульяна Чекменева), превратившегося в мачо-брюнета, несчастный любовник стенает, используя слова шекспировского Отелло.
Кролик, Король, Принцесса, Маг-Людоед и другие герои сказки не только изъясняются бессмертными стихами Шекспира, но еще и поют. И не просто песенки, а стилизованные под итальянскую оперу арии, написанные поэтом Артёмом Цыпиным и композитором Виктором Волна. Звучат арии особенно уморительно, благодаря абсолютной серьёзности исполнения, традиционными театральными жестами оперных певцов.
И за этой затейливой формой спектакля, каждый дюйм которого насыщен режиссёрскими придумками и украшен лёгкой, искрящейся и азартной игрой актёров, скрывается понятное для детей содержание. Человеку дают Кота, считай — друга. Больше у Человека никого и ничего нет. Кота он не знает, и пока не доверяет ему. Начинается их непростая жизнь вместе. Их дружба. И вокруг этих персонажей вырастает целый мир: принцессы, короли, людоеды, кролики… О том, как дружат Человек и Кот (или просто — два человека), как они ярко и талантливо существуют вместе — спектакль Алексея Утеганова. Для взрослых и для детей.
Комментарии (0)