Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Невский Театралъ. № 2. 2014
СМИ:

КОЛЛАЖ О ДЕРЕВЕНСКОЙ ЖИЗНИ

Театр Эстрады им. А. Райкина стремительно молодеет. «Шуры-муры» — третий спектакль, сыгранный студентами театральной академии, из которых Юрий Гальцев впоследствии сформирует постоянную труппу вверенного ему шесть лет назад театра. И какая это будет труппа! На них уже любо-дорого посмотреть. Кажется, эти, пока еще не имеющие дипломов, артисты умеют все: разыгрывают драму несостоявшейся любви — и тут же начинают петь, танцевать и на аккордеоне играть. Кроме того, они мастерски владеют искусством пантомимы и пародии и всякими приемчиками, которыми обычно шоумены развлекают телезрителей. Юрий Николаевич, похоже, воспитывает новых героев не только для своего театра, но и для отече¬ственной индустрии развлечений, которая обожает универсальных артистов.

На этот раз веселая компания перечитала рассказы Василия Шукшина. Преду¬преждаю старшее поколение: это взгляд на эпоху оттепели глазами молодых, очень молодых. Так что не взыщите, дорогие мои старики, в случае каких-то нестыковок. В ярко обрисованную Шукшиным эпоху молодыми были бабушки и дедушки артистов, на которых внуки похожи пронзительной искренностью. Что-то есть в новом поколении от «шестидесятников»: как ни странно, родители юных дарований, взрослевшие в период застоя, на сегодняшних двадцатилетних похожи гораздо меньше. Наверное, этой душевной близостью можно объяснить интерес современной молодежи к оттепели. Они же о ней знают только по фильмам и рассказам — в том числе Василия Шукшина.

Рассказы — горькие и забавные — повествуют о людях, забавных и горьких, точнее — пьющих горькую. Этот спектакль не о какой-то там жизненной правде (для них правда тех лет осталась лишь на бумаге, да в показанном недавно сериале «Оттепель»). Это просто «игра в прошлое», что редкость в современном театре, стремящемся к обобщению. Здесь колхоз — это колхоз (а не, допустим, модель российского общества). Сельский клуб — это учреждение культуры советского типа (а не что-нибудь философское на тему талантов и бездарностей). Любовь — это свадьба и вечерние танцы (а не что-то незыблемое и вечное с придыханием). Из таких бытовых мелочей и складывалась достойная жизнь под девизом «Мир! Труд! Май!». Эти деревенские люди во многом чище, добрее, благороднее нас. Видно, молодые артисты к ним сразу же душой прикипели и любуются ими: старушками, у которых дети живут в городе, ютятся на «пяточке» (зато они теперь городские!); красивыми женщинами, верными своим мужьям-пьяницам; зэками, которым каждую ночь деревня снится; доярками, выполняющими свою монотонную работу под аккомпанемент церковных колоколов…

Спектакль про маленькую деревню огромной страны выстроен как череда анекдотичных сценок. Болтают три девчонки, сидя на лавчонке. Пасет своих коров глуховатый дед в ушанке (такой дед есть практически во всех произведениях деревенской прозы). Ворчит старая дева, только что сосватавшая набожную подругу. Герои то и дело выясняют отношения, ссорятся-мирятся под кудахтанье кур, поют частушки. Получился красочный коллаж о жизни деревни. Некоторые сценки вызывали в зале продолжительный хохот. Фразу «Все пьют — не пьют только собака да кошка — они лакают…» в антракте цитировали довольные зрители, стоя в очереди за стопочкой коньяка. Появление уморительного деда в ушанке сопровождалось бурными аплодисментами. Да, умеют студенты Юрия Гальцева и рассмешить, и растрогать.

Мне более всего пришелся по душе эпизод, в котором сибирячка Нина встретила приезжего художника Сергея. И так запросто ему говорит: «Жить-то где будешь?.. У нас можно. Мы вдвоем с мамой, а дом большой…» Нина и ее художник показались такими чудными (все равно, куда поставить ударение). Может, все дело в том, что именно этот рассказ «Кукушкины слезки» у Василия Шукшина я раньше не читала. Другие более-менее узнаются. Правда, кое-что артисты сами присочинили. В эстрадном жанре надо уметь импровизировать — они этим мастерством владеют на «пятерку».

Второе отделение началось с концерта во Дворце культуры, представляющего собой пародии на звезд советской эстрады: Клавдию Шульженко, Эдиту Пьеху, Валентину Толкунову, Лидию Русланову, Людмилу Гурченко, Нани Брегвадзе. Номер вокального квартета «Аккорд» (приехал из Москвы!) с песенкой о пингвинах достоин высшей лиги Клуба веселых и находчивых. После этого продолжительного концерта и показа мод от модельера Вячеслава Кроликова (все, конечно, поняли о ком речь) возникло ощущение, что с юмором переборщили. Впрочем, не было ничего пошлого и аляповатого в духе передачи «Аншлаг», а было действительно смешно. Особенно удался номер с примеркой мужских шляп под всем нам знакомые песни. Герой выбрал ту, которая «а ля Джо Дассен». Красавчик.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.