Премьера «Канкун» стала достойным завершением юбилейного «серебряного» сезона в «Приюте комедианта» — одного из самых ярких сезонов этого театра за последние несколько лет.
По созвучию: энергичный канкан в размере 2/4, придуманный в первой половине ХIХ века французом Сандрини, долгое время считался непристойным; энергичный «Канкун» «пара на пару», сочиненный в начале ХХI века испанцем Гальсераном, сразу был принят обществом, как нечто, само собой разумеющееся. Но Канкун — это не только название пьесы и не танец, а название модного курорта в Мексике. Курорт этот входит в десятку лучших в мире, и для многих американцев и европейцев является этаким аналогом Кипра в сознании наших соотечественников родом из 90-х: типа, побывал там, значит, жизнь удалась. Считают, что их жизнь удалась и герои спектакля Явора Гырдева по пьесе Жорди Гальсерана. Две семейные, давно знакомые друг с другом пары Рене и Винсенте, Лаура и Пабло — люди, явно закрепощенные в обычной жизни, протекающей вне курорта по законам общепринятой морали и нравственности. Но здесь, в Канкуне, где их никто не знает, где солнце помогает шампанскому, выпитому за 25-летие брака, быстрее ударить в голову, где широкие, лишенный подлокотников диваны манят комфортом, так и тянет на откровенность. Почти сразу выясняется, что внешне благополучные супруги недовольны обслуживанием, работой, друг другом, а Рене (Анна Вартаньян), раскрывающая спьяну обман четверть вековой давности, и вовсе дает понять, что у «квартета везунчиков» есть все основания быть недовольными всей своей жизнью в целом. Оказывается, что их пары могли сложиться совсем по другому…
Далее все пойдет как в дурном сне (нереальность происходящего на сцене словно подчеркивается тонкой вуалью, по прихоти художника Алексея Мохова отделяющей сцену от зрительного зала): зрителям так и не дано будет угадать, разыграли ли друзья жестоко разоткровенничавшуюся Рене или время и пространство наказали людей за неверно сделанный когда-то выбор. Героиня Вартаньян, заснувшая после дружеской попойки на диване в гостиной, с утра обнаружит, что на ее супружество претендует разгуливающий «в чем мать родила» по номеру Пабло (Александр Ронис), а Винсенте (Аркадий Шароградский) прекрасно сосуществует с Лаурой (Елена Калинина)…
Нет спору, что заложенная в пьесе интрига «держит» зрительный зал на протяжении спектакля (как и энергетически бездонная, солирующая на сцене Вартаньян), но желание публики, чтобы кошмар, сыгранный не без эксцентрики, наконец-то, закончился, так и не будет удовлетворено: финал можно даже назвать провокационным. Кажется, болгарин Гырдев ведет политику куда более сложную, чем обыгрывание на сцене фантастического сюжета об опасности высказывания своих желаний или о жестоком розыгрыше, на который имеет право пострадавшая от козней Рене сторона. Его спектакль, безусловно, о неизбежной необходимости самосознания, перманентного понимании своего места в этом мире и соответствия этому месту. Если такова режиссерская идея, то ее соединение с моралью пьесы «Не буди лиха, пока оно тихо», поневоле должно вызывать у среднестатистического зрителя ряд ассоциаций на грани анализа собственной жизни. Атрофия желания узнать, «а что было бы, если», будет неизбежна: о том, как опасно забираться в прошлое и менять его во имя «счастливого» будущего, предупреждал еще Рэй Брэдбери в 60-е. Но он современной молодежи знаком мало, зато Гальсеран, кажется, в пору пришелся…
Комментарии (0)