Финальная реплика из пьесы Чехова «Три сестры» — «Если бы знать…» — стала названием нового спектакля Олега Куликова, выпущенного на Малой сцене Театра имени Комиссаржевской по пьесе — нет, не великого русского, а знаменитого французского драматурга Э.-Э. Шмитта «Если начать сначала» в переводе Александра Браиловского.
Этот автор прекрасно знаком петербургской публике. В числе прочего в репертуаре Театра имени Ленсовета много лет шли зрительские хиты — густонаселенный «Фредерик, или Бульвар преступлений» и моноспектакль неподражаемой Алисы Фрейндлих «Оскар и Розовая дама». В жанре мюзикла решил постановку про онкобольного мальчика Оскара театр «ЛДМ. Новая сцена» («Инфоскоп» широко освещал эту работу). Молодежный театр на Фонтанке играет «Четыре танго о любви» по Шмитту и провел целый фестиваль спектаклей по его пьесам. Наконец, спектакль «Если начать сначала» (о котором тоже писал наш журнал) выпустили в прошлом сезоне в театре «Буфф». И если в работе режиссера и исполнителя главной роли Мурада Султаниязова акцент был сделан на комедийную составляющую, а сам спектакль получился легким и светлым, то работа Куликова получилась камерной: в ней лирика соседствует с морализаторством, а подача с уклоном в фатализм способна вогнать натур особо впечатлительных в депрессию.
Премьера Комиссаржевки «Если бы знать…» состоялась в ноябре и была приурочена к юбилею народной артистки России Тамары Абросимовой. Вот кого нужно благодарить за мощное витальное начало спектакля, который так и норовит погрузить зрителя в дебри самокопания. Обаяние, чувство юмора и профессионализм (шутка ли, учеба в Школе-студии МХАТ и более полувека на сцене!). У Абросимовой второстепенная роль и всего несколько эпизодов, но с каждым ее ярким выходом словно солнце встает над мраком (сценограф Елена Орлова и художник по свету Елена Филимонова создали полутьму).
Суть фантастического сюжета с элементами детектива можно свести к известной поговорке: «Если бы молодость знала, если бы старость могла» (или, как говаривал мой дедушка: «Если б знали-разумели, под столом бы не сидели»). Главный герой Александр (Евгений Иванов) — взрослый, импозантный, зрелый человек — попадает в дом, где прошли его детство и юность. Случается это по пути в Стокгольм, где ему должны вручить Нобелевскую премию. В своих видениях он встречает бабушку (Абросимова) и самого себя — молоденького, наивного, открытого миру Сашу (Евгений Чмеренко, Игорь Андреев). А также своих девушек — красивую стерву Кассандру (Инна Анциферова), хорошенькую пустышку Бетти (Екатерина Панасюк) и верную подругу Мойру (Екатерина Карманова), свою будущую жену.
Барышень сделали ангелами: в пластических сценах (хореограф Анастасия Конина) они порхают все в белом и всем своим видом облегчают и взрослому, и юному героям тяжкое бремя ответственности — за собственный жизненный путь и за судьбы каждого участника этой истории, произошедшей много лет назад и повторившейся в попытке начать все сначала. Но исправить что-либо ни у кого не получается, поскольку, как известно, история не знает сослагательного наклонения.
Комментарии (0)