За интригующим названием премьерного спектакля Театра им. В.Ф Комиссаржевской «Эрос» стоит не возбуждающее чувства божество, а пробуждающее душу понимание сути подлинной любви, не требующей благодарности и вознаграждений.
Интрига пьесы чешского драматурга Павла Когоута состоит в том, что давно вдовствующий отец четырех вполне взрослых людей влюбился в молоденькую медсестру, которая ему во внучки годится, и захотел на ней жениться. Понятно, что его родные дети от этой затеи не в восторге, тем более что потенциальным наследникам есть что делить. Вот и организуют разгневанные «детки», составившие чудесный план обогащения за счет отцовской собственности (суть его сводится к тому, чтобы поделить единое целое и продать потом, как можно дороже), свой «штаб революции».
Предводительствует в нем вроде бы старший брат, архитектор Эгмонт (Евгений Иванов), но по ходу действия становится ясно, кто здесь серый кардинал. Уж много лет судьбами этого семейства, имена членов которого начинаются исключительно на букву «Э», правит Эстер (Елена Симонова), старшая дочь Эмиля Гайденрейха. Именно ее воинствующий эдипов комплекс после смерти матери не допустил и самой возможности человеческого счастья отца (его играет Иван Краско), которого до сих пор любит верная экономка Вацлава (Тамара Абросимова). Эту «инакоименную» женщину противопоставляет режиссер Игорь Коняев наглому семейству, считающему, что действует во благо и из любви к отцу.
Понять, насколько мелко выглядят «высокие порывы» разбушевавшихся собственников, помогают проецируемые на сценические ширмы классические живописные сюжеты («Авель и Каин», «Убийство Гонзаго», «Давид и Голиаф», «Жертвоприношение Иосифа» и проч.): до библейских страстей и великих поступков дела детей Гайденрейха явно «не дотягивают». И в то же время эти проекции (сценография Кирилла Пискунова) словно намекают, насколько надуманным, условным, плоским является мир, в котором живут люди, способные за деревьями наследуемой усадьбы не разглядеть «леса» простых человеческих чувств и отношений. Таких отношений, такой любви, которые составляют смысл жизни Вацлавы, давно смирившейся с тем, что она никогда не станет ни женой любимого человека, ни официальной матерью детей, фактически ею выращенных. Впрочем, эгоистичные отпрыски Гайденрейха, горячо обсуждающие свои чувства к отцу, настолько увлечены самими собой и своими жизнями, что никогда даже не задумывались о том, что происходило между их родителем и прислугой. Да и сейчас любвеобильную дамочку Эльвиру (Ольга Арикова) гораздо больше занимает покупка нового автомобиля, а тайно снятое братом запугивание новой пассии отца она комментирует с дивана, словно заштатный сериал. Гуляку-художника Эдуарда (Владимир Крылов) интересует только очередная порция спиртного, а эгоистка Эстер, прикрывающаяся любовью к отцу свой комплекс, так и не научилась думать ни о чем другом кроме удовлетворения своих амбиций…
А старый дом, который «ребятишки» намереваются нынче снести, и только он, был все эти годы подлинным жилищем бога любви Эроса, да и то потому, что в нем обитала Вацлава, которую некогда предал в угоду мнению детей их отец. Зато сегодня старика Эмиля предаст его юная возлюбленная Элишка (Елизавета Нилова), поддавшаяся на уговоры архитектора покинуть «поле битвы». На условное родство с предательской семейкой (яблоко от яблони недалеко падает) указывает и ее имя (как и имя секретарши Эгмонта — Эрны, разлучившей его с женой Верой), начинающееся все с той же буквы «Э»: воинствующий Эгоизм впечатан в этих людей намертво.
Финал истории печален: старик упадет с площадки, устроенной им ради фотоохоты в ветвях древнего, как и он сам дуба — единственной натуралистичной и объемной декорации во всем спектакле. И тогда соберутся под этими ветвями все, чьи имена начинаются на «Э», и на мгновение создадут иллюзию семейного фото на фоне семейных угодий… Увы, в поисках Эроса люди обычно бегут из семьи, где Любовь с удовольствием бы могла поселиться навсегда и служила бы им главным прикрытием от житейских бед.
Комментарии (0)