Оперу-вестерн «Девушка с Запада» Джакомо Пуччини впервые поставили на Новой сцене Мариинского театра. Спектакль поставил французский режиссер и сценограф Арно Бернар. Музыкальный руководитель постановки — Валерий Гергиев.
«Девушка с Запада» заполнила еще одну строку в собрании постановок опер Пуччини в Мариинском театре. Здесь уже ставились «Тоска», «Богема», «Мадам Баттерфляй», «Турандот», написанные на французскую, итальянскую, японскую, китайскую темы. В «Девушке с Запада» Пуччини освоил стиль «Дикого Запада» как дань модному в его времена интересу к заманчивой для европейцев заокеанской земле в период золотой лихорадки. И буквально с первых тактов оперы «Девушка с Запада» он заряжает слушателя ритмами кекуока — танца с характерным синкопированным ритмом, включенного, кстати, примерно в те же годы и Дебюсси в фортепианный цикл «Детский уголок».
В своей «американской» опере Пуччини предложил экстремальный сюжет, где главная героиня оказывается единственной женщиной в суровом мужском мире (не считать небольшой меццо-сопрановой партии индейской девушки Оукли). Эта женская роль хозяйки салона Минни написана в лучших традициях пуччиниевского веризма, напоминая по плотности фактуры и протяженности партию Манон в его опере «Манон Леско». Героиня поет практически не сходя со сцены.
Минни в мужском мире золотодобытчиков — особенная женщина, свет в окошке для мужчин, ведь без красивой женщины это необузданное мужское стадо — никуда. В опере даже есть пронзительная сцена, где Минни дает урок Священного Писания, словно новая американская Мадонна. В отличие от большинства пуччиниевских опер «Девушка с Запада» завершается хеппи-эндом: Минни и благородный разбойник Дик Джонсон отправляются навстречу солнцу верхом на конях.
Режиссер и сценограф Арно Бернар давно зарекомендовал себя как художник, способный охватить большую сцену, как апологет масштабных постановок и массовых сцен — особенно драк (достаточно вспомнить его эффектные сценические бои Монтекки и Капулетти в спектакле Новой Оперы «Ромео и Джульетта»). Все эти качества были представлены и в новом спектакле Мариинки «Девушка с Запада», где первая же картина открыла пространство заводского цеха — мужской мир.
Для артистов было сшито огромное количество костюмов, и Минни тоже достались брючные наряды и широкополая шляпа. Однако в целом режиссура в спектакле оказалась слабым звеном. Психологическая проработка характеров была поверхностной, взаимоотношения между героями невыстроенными, и зритель, выходивший из зала, недоумевал, как можно добиться такого унылого однообразия при эффектном сюжете. Причем драматического ресурса певцов здесь не хватило, чтобы хоть как-то компенсировать положение вещей.
Мария Баянкина была поставлена на главную партию Минни в премьерном составе, кажется, больше за свои эффектные внешние данные. Объема ее лирического голоса явно не хватало для наполнения могучей партии ее героини. Бывалый «моряк» — тенор Ахмед Агади — вытянул свою партию как мог, но без вокального лоска и свободы, так необходимых его Джонсону. Спорным показался и выбор баритона Кирилла Жаровина на партию антагониста — Шерифа, сильно не добиравшего в игре и осмысленности своей роли.
Валерий Гергиев за пультом предпочел тяжеловатую слабоконтрастную лирику в ущерб энергичности и одержимости драмы, словно увлекшись неторопливым романтическим рассматриванием красочного сюжета из американской истории.
Комментарии (0)