Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

БЫЛОЕ ЛЕТО

Российская премьера венгерской оперетты

Все меняется, но не все проходит, по крайней мере, бесследно — такие или примерно такие мысли навевает последняя постановка Театра музыкальной комедии. Взяв курс на классическую оперетту, созданную в лучших традициях жанра, но безвременно канувшую в лету, театр в очередной раз продемонстрировал свою состоятельность на «программном» поле. Тем более что в России сочинение венгерского композитора Лайоша Лайтаи «Стародавнее лето» не только не гремело, но и никогда не ставилось: российская премьера состоялась лишь сейчас, 88 (!) лет спустя после его написания. В культурной летописи навсегда остались театральные и кино-триумфы Лайтаи и его детища с блистательной «королевой мадьярской оперетты» Ханной Хонти, с выдающимися венгерскими драматическими актрисами Евой Рутткаи и Мари Тёрёчик, в разные годы выступавшими в главной женской роли. Теперь начинается новый отсчет. Либретто Иштвана Бекеффи специально для нынешней постановки переработал Сергей Вольский, изменения коснулись и названия оперетты. Ассоциирующееся с глубоким ретро «Стародавнее лето» преобразовалось в более современное «Лето Любви».

Музыка Лайтаи — мелодична и поэтична, но не изобилует широко известными вечнозелеными шлягерами. Перед режиссером-постановщиком оперетты Олегом Леваковым стояли практически невыполнимые задачи воскресить аромат эпохи, не скатившись в «нафталин», и придать свежесть и блеск весьма легковесным реалиям, положенным на музыку отнюдь не Кальманом или Легаром.

Левакову удалось совершить нечто невероятное: стилистически, темпоритмически, эмоционально спектакль получился «из другого времени». Не стилизованным под время и нравы, а словно «изъятым» из прошлого и перемещенным в театральное пространство XXI столетия, по аналогии со старым фильмом, попавшим в кинотеатр повторного показа. Как такое могло получиться, для стороннего глаза остается загадкой, но если взять за условный оригинал лучшие интерпретации, реализованные в первой половине прошлого века, в соответствии с постановочными традициями тех дней, то реплика от Левакова встает в ряд превосходнейших копий.

В спектакле все продумано до тончайших нюансов — тщательно выполнены костюмы и интерьеры (художник-постановщик Вячеслав Окунев); хореографический рисунок (балетмейстер — Владимир Романовский) встраивается в музыкальную ткань и становится «родным». Отдельного упоминания заслуживает грим. Не оторвать глаз от пары красивых девушек — персонажей второго плана Лулу и Кити, словно шагнувших на подмостки из старых голливудских лент. В юных профурсеток, мечтающих о звездной карьере, удачно перевоплотились артистки балета Мария Глазунова и Анна Горбунова, запевшие отвратительными, как того требует сюжет, голосами и продемонстрировавшие способности, выходящие за рамки танцевального амплуа. Театральной «болезнью» красоток не преминул воспользоваться в личных интересах «коварный» Трафина, если выражаться без обиняков, «приживал» главной героини в бесподобном исполнении Владимира Яковлева. Чутко чувствующий природу жанра великолепный комик Яковлев «купается» в роли, его Трафина то кокетливо-вкрадчив, то по-простолюдински находчив и как всегда, чертовски обаятелен. Корифеи театра Валентина Кособуцкая (Мимоза) и Евгений Тиличеев (Шлезингер) — уморительны; молодые актеры Александр Леногов (Миклош) и Анна Булгак (Жужи) — пластичны и темпераментны.

Примадонну крупного европейского театра Марию играет примадонна петербургской оперетты Светлана Лугова, обожаемая меломанами за партии Сильвы, Одетты, Теодоры, Мадам Помпадур… Мария — прекрасная (годы оказались над ней не властны), знающая себе цену женщина «с прошлым», что делает ее еще притягательней. Выходя в образе классической опереточной героини, Лугова не ограничивается поверхностным шиком, в ее Марии мелькают то черты простодушной инженю, то юношеская незащищенность, приправленная ярко-выраженной лирической нотой. Случившееся восемнадцать лет назад «стародавнее» лето — старательно забываемое, но так и не забытое — поднимает из глубин ее души столь мощный поток эмоций, что тесно становится не только в груди. Но силы воли этой женщине не занимать, играючи устроив будущее единственной дочери с сыном неверного барона, прошлую любовь она недрогнувшей рукой оставит в прошлом: ее бывшему возлюбленному придется довольствоваться удобным местом в vip-ложе.

Актерский дуэт Светланы Луговой и Александра Байрона (барон Янош) — тот самый «манок», благодаря которому классическая оперетта не потеряет зрителя никогда. Это квинтэссенция непреходящей, достойной пьедестала женственности и восхищенной мужественности, возводящей ее на пьедестал.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.