Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Невский Театралъ. № 9. 2016
СМИ:

АКТЕРАМ ХОРОШО, А ЗРИТЕЛЯМ ЛУЧШЕ

В репертуаре Театра комедии им. Н. П. Акимова появилась малознакомая публике комедия Александра Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше» в постановке Александра Кузина. Эту комедию далеко не во всех сборниках его пьес можно прочитать. Да и российские театры к ней почти не обращаются. Более десяти лет назад в московском Малом театре ее поставил Сергей Женовач. Он сотворил из пьесы добрую русскую сказку, пахнущую ароматом дачных яблок.

Комедии Островского часто лишь притворяются комедиями, а на самом деле повествуют о вещах довольно грустных. Просто люди частенько смешны в своих искренних чувствах и еще смешнее — в банальных желаниях. Автор всегда высмеивает пороки и награждает добродетели. Все зависит от того, как повернуть зеркало: с одной стороны — уморительная история, с другой — печальная правда или кривая рожа. Но это всегда признание в любви к человеку. Островский любит своих героев и прощает их в моменты подлости. Человек слаб, смешон, растерян. Спектакль петербургского Театра комедии также наполнен сочувствием. Каждый артист оправдал своего персонажа. Комедия «Правда — хорошо, а счастье лучше» учит быть снисходительными к людям. Этот урок доброты артисты преподали блестяще.

Труппа этого театра отличается бескорыстным служением мастерству, столь редким сегодня. Здесь верны тому театру, который нынче исчезает из обеих столиц. Талантливые артисты труппы, верные заветам психологического театра, умеют заставить поверить в возможность любых чудес. Режиссер Александр Кузин воспроизвел давнее прошлое с некоторой назидательностью — для того, чтобы зритель уяснил главную мораль. Посмотрел, как было тогда, и задумался о том, что есть сейчас. Нравственные законы неизменны, и если жить согласно этим законам, рано или поздно Бог тебя отблагодарит любовью. Все так просто, но как же мы любим все усложнять!

Сюжет незамысловатый. Вздорная купчиха Мавра Тарасовна (заслуженная артистка России Наталья Андреева) хочет выгодно выдать замуж внучку Поликсену (Дария Лятецкая), а та взяла да и влюбилась в бедного паренька Платона (Геннадий Блинов). Когда стало понятно, что без вмешательства посторонней силы (в прямом смысле) — Силы Ерофеича Грозного (народный артист России Юрий Лазарев) — не обойтись, нянька Фелицата (Вера Карпова) вызывает отставного унтер-офицера, некогда возлюбленного Мавры Тарасовны. Однажды она пообещала, что выполнит любое его требование. И теперь пришлось выполнять. Действительно ведь сказка, но как в нее легко верится!

Премьерный спектакль воспроизводит купеческий быт, красочно описанный драматургом. Антураж российской провинции, костюмы и манеры обитателей старого мира переданы с тщательностью живописцев позапрошлого века. За достоверность ответственен художник Андрей Климов, который постарался на славу. Создал кирпичные стены, деревянные ворота, полуразрушенную беседку. Но декорации выглядят скромно по сравнению с костюмами. Особенно подробно художник изучил фасоны женских платьев второй половины XIX века. Главные героини меняют наряды, один роскошнее другого, пробуждая в зрительницах тоску по кринолинам, не дававшим изящной женской походке превратиться в солдатский шаг. В таких платьях не составит труда почувствовать себя женщиной другой эпохи. Наталья Андреева и Дария Лятецкая играют дамочек из прошлого, у которых главная забота — своевременное замужество. Дария Лятецкая изображает свою Поликсену немного капризной, наивной до глупости, она вызывает если не сочувствие, то хотя бы симпатию. Сцена первого поцелуя получилась остроумной, наверняка многие в зале вспомнили себя школьниками, когда и страшно было, и трепетно. К тому же молодой актер Геннадий Блинов уж больно хорош в этом спектакле! Из таких правдолюбцев, как его герой, в последствии получаются опальные поэты или романтичные участники общественно-политических группировок. А вот Мавра Тарасовна в исполнении Натальи Андреевой в первой части спектакля сыграла этакую «бабу-пилу», которая пилит, пилит домашних, а им хоть бы хны. И вдруг… Надо видеть ее лицо в момент появления бывшего возлюбленного. Ее мир преображается. Наконец-то можно быть доброй!

Что касается участия в спектакле мэтров труппы Бориса Улитина и Юрия Лазарева, тут комментарии излишни. Им безоговорочно веришь. То есть, как это обычно бывает, когда видишь столь мастерскую игру — не сомневаешься, что Островский задумал своих персонажей именно такими. А ведь с той задумки более столетия минуло! Артисты от Бога преодолевают времена и любые условности театрального искусства. А народной артистке Вере Карповой отдельный поклон. От нее глаз не оторвать. Нянька Фелицата кажется… молодой и современной! Гибкая, миниатюрная, с переменчивым нравом, по-своему хитрющая. Но видно, что эта женщина доброты необыкновенной. Актриса излучает столько тепла и света, что в зале можно было выключить софиты.

Я прихожу в Театр комедии наслаждаться актерской игрой. В этом театре и маленькую роль может исполнять народный артист. Комедия Островского — долгожданный подарок для актеров. Этот драматург даже эпизодических персонажей наделял ярким характером. Островский требует перевоплощения. А в этом и есть подлинное искусство актера.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.