С момента своего рождения журнал горел желанием осветить жизнь института, учебного театра и прочих подразделений. Ему это никак не удавалось, потому что интерес юных театроведов к юным актерам так же велик и неизбывен, как интерес юных актеров к юным театроведам.
И все же! Мы публикуем заметки и впечатления о том, как идет — пока незавершенная — работа над спектаклем "Принцесса Турандот" в бурятской национальной студии под руководством В. В. Петрова, И. А. Мушкатина и жизни…
Снова рождается спектакль, в котором принимают участие итальянские маски, прошедшие через века, но неизменные по своей сути. Их шутки и лацци, как всегда, строятся на том, что маски в курсе всех современных проблем и событий. Их осведомленность сравнима лишь с их остроумием, а остроумие — с желанием общаться со зрителями…
Для всех участников спектакля ведущим становится принцип: зритель — мой друг. Задача спектакля — праздник Театра, театральной игры. Праздник общения со зрителями. Поводом для праздника становятся события, произошедшие в сказочном Пекине. Экзотическая и одновременно жизненная история о любви, дружбе, верности и… коварстве.
Еще не выйдя на сцену Учебного театра, "Турандот" собирает в маленькой курсовой аудитории многочисленных зрителей. Здесь-то и начинается
волшебство Театра.
Радостно и доброжелательно выходят молодые актеры к зрителям, доверчиво предупреждая:
"Здесь кипят такие страсти,
осторожно, не порви
нарисованное счастье
Нарисованной любви!"
Среди тесно сидящих зрителей то и дело вспыхивает смех, но вдруг обрывается грустной лирической нотой: в веселую забавную игру закрадываются размышления о превратностях жизни…
Репетиции шли несколькими составами. Одну роль репетировали два, а иногда и три исполнителя — с разной фантазией, изобретательностью, с большим или меньшим юмором относящиеся к своим героям и их поступкам.
Д. Тангатовой нравится играть Турандот коварной и капризно-самолюбивой. Иронизируя над гордыней и самовлюбленностью принцессы, Довжена играет ее весело, с озорством, иногда даже позволяя себе слегка пококетничать со зрителями.
У С. Шараповой Турандот более лиричная, впечатлительная, наделенная, однако, сильным характером, упорством, способностью глубоко переживать неудачу и злиться на себя за это.
Разные получаются и Калафы: у О. Шагдурова он романтизированный, приподнятый над бытом, со скульптурно выразительной пластикой, с движениями, в которых сочетаются сила и грация, при этом страстный, идущий на поводу у своего юношеского темперамента.
Э. Жалцанов не боится показать Калафа смешным и даже наивным, но иронизирует над ним мягко, по-доброму. В игре Эрдени постоянно ощущается драматургия взаимоотношений актер роль, дающая сочетание детской непосредственности с моментами подчеркнуто пародийными.
Чистая и наивная романтика сказки, романтика театра по-разному проявляется в каждом участнике спектакля: в героической возвышенной преданности Бараха и в детской непосредственности Альтоума, в любопытстве и хитростях
Скирины, которые искупаются силой ее эмоциональной откровенности со зрителями.
Студентки, играющие Адельму /Б. Бальжинимаева, С. Цыдыпова, Л. Лопалина/, поднимают свою героиню на котурны трагической любви, пришедшей через унижения. И если трагикомедия в спектакле постоянно уклоняется в жанр комедии, сцены с Адельмой почти трагические.
Но романтика театра переплетается в спектакле с иронией, иногда даже с сатирой по поводу современности. Маски волшебно кочуют из сказочного Пекина в сегодняшний зрительный зал, упиваясь дарованными им Театром возможностями: общаться со зрителями, принимать активное участие в действии пьесы, выносить свои суждения по поводу ее событий и героев, развлекая всех своим остроумием.
У каждой маски — свой индивидуальный характер, свой темпо-ритм и, соответственно, — свой ход мыслей. Способность мыслить от лица своего героя, верно угадывать его реакции на различные события, позволила составу масок /в наибольшей степени Тарталье — Н. Никитин и Панталоне — Ю. Траугот/ самостоятельно придумать текст своих лацци, не прописанный у Гоцци.
Перед каждой сценой возникает своеобразный конферанс масок. Перед сценой пыток — импровизация на тему "Общепит -Общепыт", или "Общественное битие определяет общественное сознание".
Темой лацци становятся социальные, политические, внутриинститутские проблемы, которые под воздействием остроумия масок, их чувства юмора приобретают вдруг комическую окраску. Маски могут, в перерыве между сценами, сообщить последние театральные новости, и то, как сложно достать билеты на нашумевший гастрольный спектакль, и про сложности взаимоотношений мужчины и женщины. Потом конферанс обрывается, и зрители переносятся в наивный и шутливый мир сказки возвышенными и даже трагическими страстями.
Во время постановки "Принцессы Турандот" в 1922 году Е. Вахтангов говорил своим ученикам: "Зритель все поймет, если то, что мы ему покажем, будет ему нужно."
А что нужно нашему современнику?
Нужны искренние, не лгущие человеческие глаза. Таинство человеческого общения и взаимопонимания, которое вовлекает в себя и актеров, и зрителей. Для петровцев становится главным объединить зрителей и актеров общим отношением к любви, преданности, к высоким и одновременно простым чувствам, доказать возможность такого единения — хотя бы на протяжении трехчасового театрального праздника.
Пока курс В. В. Петрова прошел лишь часть намеченного до выхода спектакля на сцену пути, но хочется пожелать словами из "Турандот": "О небо, помогай ему и дальше!"
Комментарии (0)