Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ЛИЦА

ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ?

/Портрет А. НЕВОЛИНОЙ/

…Замерла на балконе сказочная Принцесса, замерло само ЧУДО, — так прекрасна, обворожительна холодная недоступность. Затаив дыхание, любуется Принцессой Ученый. Любуется ею весь зал. Один вопрос занимает зрителя: оживет ли эта красота, а если оживет какою именно она будет, — ледяной и бесплотной или теплой, живой, осязаемой?.. И чудо происходит! Не верящая никому девушка оживает: звенит в сумрачном воздухе ее голосокколокольчик, радостной надеждой зажигается милый ласковый взор…

Такова наша первая встреча с Принцессой -А. Неволиной в спектакле театра Комедии "Тень" /реж. новой сцен. редакции Ю. Е. Аксенов/. Режиссер умело воспользовался великолепными сценическими данными молодой актрисы: в

"отреставрированной" шварцевской сказке для взрослых такой типаж особенно гармонично "вписывался" в прелестные интерьеры дворца. Действительно, чудо как хороша Принцесса! Но… умеет ли она любить? Постановщика спектакля мало занимал этот вопрос. Принцесса прекрасно двигалась, могла естественно "замирать" и не менее естественно "пробуждаться", изящно носить сказочные наряды… Вопреки холодной, "пересахаренной" режиссуре актриса сумела вырваться из узких рамок типажности, наделив свою прекрасную-бедную героиню чувством. Насколько это возможно, внутренним драматизмом. Скудная трактовка не позволила в полной мере проявить темперамент, умение сделать больше, чем "полагается". И все-таки Принцесса А. Неволиной оказалась интереснее, загадочней других персонажей сказки. Пожалуй, самой загадочной.

Анжелика Неволина прошла отличную школу актерского мастерства /курс А. Кацмана/. Доказательством дарования молодой актрисы, ее склонности к острой характерности, яркому сценическому рисунку — роль Лизы Хохлаковой в выпускном спектакле курса "Братья Карамазовы". Больная, "перекореженная" Лиза Неволиной потрясала. Зритель не заметил даже красоты актрисы, манкие внешние данные не имели здесь ровно никакого значения. На первый план выступил драматизм роли, проживание ее с непомерной отдачей. В сценах с Алешей /М. Морозов/ Неволина была девочкой, но такой девочкой, которая очень чутко, очень по-взрослому воспринимала действительность, страдала сама и терзала близких, не могла освободиться от чего-то страшного, необъяснимого… Уже после этой роли стало ясно — актрисе по силам очень многое.

Работа Неволиной в ленинградском театре Комедии заставляет всерьез задуматься об ее актерской судьбе: молодое дарование, нуждающееся не в опеке, нет, а в постоянном творческом тренинге, оказалось брошенным. Театр в основном использует то, что близко, "под рукой", — типаж актрисы, ее благодарные сценические данные. Это обедняет. В таком "потребительском" отношении — причина сегодняшнего застоя во многих театрах. Тем более обидно, что актер успел доказать на лучших образцах классики, к чему особенно тяготеет, а в чем нуждается. И прежде всего — в постоянной наработке. Такие спектакли, как "Синее небо, а в нем — облака", "День победы среди войны", тусклые и вялые по сценическому воплощению, не стали для актрисы проверкой "на прочность" хотя роль Флейты Пикколо в своей драматургической основе несла нечто близкое дарованию А. Неволиной. Однако скудность, бескрылость режиссерского решения лишает роль "свободного дыхания", узкими рамками "дозволенного" сжимает, обескровливает ее. Это ли не бедствие для молодой способной актрисы!..

И вот актрисе доверена большая роль в спектакле театра "Все о Еве" /реж. Л. Я. Стукалов/. Роль, рассчитанная прежде всего на такой типаж: прелестная Ева -Неволина, придумавшая себе судьбу, играет в собственном "спектакле жизни" и осуществляет задуманное с завидным усердием. В то же время роль, существенно отличающаяся от того, что раньше предлагалось театром, — при всей видимой развлекательности пьеса американских авторов М. Орр и Р. Дэнема достаточно драматична. Драматична история премьерши бродвейского театра Марго Крейн /О. Антонова/. Драматична история самой Евы, решившей покорить "новую вершину", совершающей "путь наверх". Ева, добивающаяся своего "места под солнцем". И, несмотря ни на что, Ева -а-к-тр-и-с-а! КАК добивается Ева желанной и давно вынашиваемой цели, дано увидеть нам. Мы — свидетели рождения новой звезды. Мы — свидетели бескровного преступления, совершенного очаровательным созданием по имени Ева Харрингтон.

Итак, вечная история, история типичная для жизни американской богемы. Постановка Л. Стукалова, тусклая, вялая, грешащая уже знакомыми зрителю художественными изъянами, обескровила веселую, искрящуюся юмором пьесу, во многом лишив ее притягательности, особого шарма. Привкуса социальности. Как ни горько, но режиссерское решение уничтожило и определенный драматизм ситуаций: заставив актеров вяло, пресно проживать чужие судьбы, участвовать в повседневной погоне за успехом, постановщик обнаружил полную беспомощность. Закулисная жизнь американцев приравнялась к суете и склокам, достаточно банальным по сути. В пьесе говорится о радости творчества, об успехе, — как естественной составляющей этого творчества. Конфликт спектакля сводится в "мышиной возне" между двумя героинями, женщинами энергичными и твердо знающими, как труден "звездный" путь. Столь однозначно понятая задача привела к художественным просчетам, ранее также "ревностно" осуществленным режиссером в спектакле театра драмы и комедии "Месяц падающих звезд", где по-своему интересная, лирическая тема пьесы Л. Разумовской преломилась в анемичную и достаточно тривиальную историю о людях "без корней".

Спектакль коммерческий? Безусловно. Спектакль, рассчитанный на непритязательного зрителя? Во многом — да. И в то же время, спектакль с героиней. Нельзя сказать, что присутствие А. Неволиной спасает постановку, но то, что ее Ева приподнимается над пустотой и банальностью общей атмосферы, — несомненно. В этом — удача молодой актрисы.

Очаровательная Ева Неволиной, в белоснежном платье — звезда и невеста! — одаривая поклонников ослепительной "голливудской" улыбкой, благосклонно и как бы нехотя дает свое первое интервью телекомментатору Томпсону /Л. Милиндер/. Ева знает, как вести себя, когда телеобъективы направлены только на нее, когда в фокусе внимания она одна… Улыбка, полукивок, взгляд глубоких бездонных глаз, — нельзя ошибиться, нельзя открыться до конца. Все заранее отрепетировано, предугадано. Всему — вполне определенная оценка. И невесомый шарфик, "нечаянно" упавший к нотам будущего супруга, драматурга Ллойда Робертса /Г. Воропаев/, и отточенность каждой фразы, и полуснисходительное обращение к бывшему кумиру, а теперь ее, Евы, режиссеру Клементу Хауэлу /Л. Леонидов/… Несколько минут экранного времени. Несколько минут и вся жизнь. Ева "подчинила" это время себе.

Вспоминая всю историю "восхождения" Евы, не могу отделаться от мысли, что сочувствую героине: радуюсь ее удаче, переживаю за ее промахи, внутренне принимаю только Еву, милую, грешную, безнравственную и пленительную в этой своей безнравственности. Проблемы и переживания других персонажей не задевают, проходят мимо. Правда, для О. Антоновой роль Марго Крейн — материал несколько иного качества, своего рода этап в творчестве. Но привычная монотонность игры смазывает отдельные удачные монологи-исповеди. Ева-А. Неволина, обворовавшая Марго, убеждает, что успех стареющей актрисы на исходе. Убеждает не только соперницу. Зрители, полюбив-возненавидев порочную Еву, полностью верят в ее талант.

Действительно, с чего же началась история Евы Харрингтон? Жила-была молоденькая провинциальная актриса, тоскующая об успехе, бессчетное число раз бегающая на спектакли с божественной Марго Крейн. И была у актрисы мечта… Высокая, потому что Ева хотела и-г-р-а-т-ь. Низкая, потому что победить конкурентку "чистыми" средствами — такая иллюзия… Успеха, успеха, успеха!.. Этим жила юная Ева, ставшая жестокой по необходимости.

Это — всесильный рычаг, двигающий ее поступками, как настоящими, так и будущими.

Актрисе, остро чувствующей стержень роли, удается покорить зрительские сердца почти с первых шагов появления Евы: милая скромная девочка в красном пальто, Красная Шапочка, безмолвно дожидающаяся встречи с Марго Крейн, покоряет чистотой, неземной прелестью облика. Мягкий овал лица, копна пушистых светлых волос, обволакивающий взгляд огромных, широко распахнутых глаз. Ева-нежность, Ева-женственность. Особенно привлекает то, что сама девочка вроде бы не знает, насколько хороша она. Такая Ева сразу располагает, ей хочется довериться — недаром прошедшая "огонь и воду" Марго попадает в калкан "наивной" поклонницы. Возьмет к себе в личные секретари, доверит самые интимные свои тайны… и не заметит, что без Евы, без ее тихого участия жить невозможно. А потом "тихая" Ева-А. Неволина "проглотит" премьершу так естественно и незаметно для самой премьерши, что остается только аплодировать… Ева сама срежиссировала этот спектакль, сама сыграла в нем главную роль. Сыграла блестяще. Когда наблюдаешь за актрисой, кажется, что ничего особенного она не делает: быть искренней, нежной, доверчивой ей так же легко, как дышать. Никакого насилия, никаких искусственных уловок. Все очень просто и очень естественно. Но роль провоцирует на иное: за простотой Евы скрывается ложь, порок, циничность. Постепенное "раздевание" героини, обнажение истинных неприглядных качеств ее характера заставит ахнуть неискушенного. "Да та ли это Ева, прелестная, славная девочка?!.. Нет, это же продажная девка, торгующая своим телом…" Та! Ева Неволиной заставит поверить в свое "сказочное" превращение. "Да, крутая эта Ева!..", -чуть слышно выдохнет кто-то. Итак, слово найдено. Не вполне литературное, зато как нельзя лучше вскрывающее суть характера. Характера сложного и во многом непредсказуемого. В спектакле есть несколько сцен, когда проявится острая характерность актрисы, умение сыграть надрыв. Ева, успешно дебютировавшая, вдруг оказалась ни с чем, — бывает такое в биографии звезд. Утомленная борьбой, появится она в гостиной Каран Роберто /В. Карпова/. Одинокая, несчастная… сильная Ева Неволиной. "Я хочу играть, я уже вижу себя Корой!..", исступленно закричит героиня, забьется раненой черной птицей. Испугается напору Евы хитрая, ловкая Каран, сломится и на глазах постареет. Сожмется в комочек. Потускнеет под натиском молоденькой хищницы видавшая виды женщина.

А потом Еве-Неволиной будет легче — выигран основной козырь!.. Не пойдет против помощник режиссера Харви /И. Каим/, мерзкий сластолюбец Харви, удивительно напоминающий подмастерье, нежели человека, сколько-нибудь разбирающегося в искусстве. По ступенькам, играя судьбами живых людей, поднимается героиня на заветный пьедестал. Неволиной удается даже безмолвным присутствием на сцене управлять основными событиями спектакля /например, в сцене разрыва Марго и Ллойда/. Кажется, именно ее молчаливое согласие решает драматический исход ситуаций. Милая склоненная головка, слабая полуулыбка, — они гораздо значительнее, чем ложные потуги партнеров, чем все "тяжеловесные" выплески эмоций.

…Неслышно появится Ева-А. Неволина в уборной Марго. Здесь все постарому. Только нет уже божественной Марго. Ева в черном костюме-трауре по той звезде. Забормочет слова раскаяния, почти упадет, будет глотать несуществующие слезы… Ева — подлая, Ева — дрянь. Вздрагивающие от рыданий плечи, бесплотность бессильно повисших рук… и через мгновение — смеющееся лицо, Ева — торжество, Ева — победительница!.. Уходя, дерзко бросит совет "дойти на пенсию", прекрасно зная, ЧТО значит для Марго не играть. Заставит юную духом актрису почувствовать, наконец, свой возраст. Ева победила. Победа Евы — начало в будущего поражения. Об этом тоже будет история, но уже с другой героиней. С юной Красной Шапочкой, мечтающей о сцене.

Обидно, что ходульность остальных персонажей, их бледность не позволяет сделать историю Евы Харрингтон более полнокровной; такой героине, какою показала себя А. Неволина, требуется достойное партнерство. Не люди-схемы, не семейно-склочный альянс двух стареющих пар, а живые, тонко чувствующие, остро и терпко воспринимающие действительность. Тем более, что речь идет о жизни чужой, "не нашей".

Многое подвластно Анжелике Неволиной. Думая о творческой судьбе молодой актрисы, явственно вижу перспективу ее развития: органике ее близки страдающие героини Чехова, Достоевского, Шекспира, по силам ей удивительные духовные откровения и попытки открытия нового. Вижу Неволину в пьесах современных драматургов, предполагающих уход от типажности, бросок в неизведанное ранее. В то же время не дает покоя, внушает тревогу сегодняшняя театральная реальность, то, что привычка узкого подхода к нуждающемуся в опоре дарованию обедняет личность актрисы. Такая тревога оправдана: доказательством этому служат роли, предлагаемые Неволиной театром. Конечно же, она должна была бы играть Оливию в "Двенадцатой ночи" и Лидию в "Бешеных деньгах". Вместо этого — признаки культивирования "звездной болезни" максимум самопоказа при минимуме духовных проявлений. Судьбу актера делают конкретные люди. Судьбу актера делает сам актер. Тревога за актерскую судьбу, начавшуюся взлетом, особенно остра.

На телевидении одна из лучших работ А. Неволиной — Алиса в телеспектакле "Он приехал в день поминовения". Актриса органична, легко и естественно существует в системе телевизионного спектакля. Ее героиня — девочка, успевшая поверить в реальность своего счастья, своей любви… и оказавшаяся один на один перед лицом страшной беды. ОН, самый чудесный, взявший ее в жены, любит другую. Неволина удивительно точна в душевных проявлениях своей героини: от радостного, почти обморочного приятия нового мира, мира сказок и волшебства до постижения чего-то самого важного, до духовного взросления и мужества. Девочка-жена, она ни в чем не виновата… и виновата во всем. Мир, подаривший сначала так много добра, отнимает все с беспощадной жестокостью. Но Алиса уже другая. Она — не просто покинутая жена, она — будущая мать. В слезах и муках рождается чувство, объединяющее всех матерей. Чувство долга перед своим продолжением. Теперь можно жить.

В роли проявилась личность актрисы, личность незаурядная. Сам драматургический материал дал возможность по-иному, более дельно и глубоко раскрыться возможностям А. Неволиной, ее актерскому диапазону. В телеспектакле "Из жизни земского врача" Неволина встретилась с интересным режиссером /Л. Цуцульковский/, с прекрасным партнером /В Ивченко/. И, самое главное, встретилась с драматургией А. П. Чехова. В эту драматургию, умную, тонкую, ироничную светло и органично вписалась судьба хрупкой героини Анжелики Неволиной. Ее тревога, объяснимая неуверенностью перед жизнью, ее отчаянная решительность перед неразрешимыми вопросами — как жить, зачем жить? — подтверждали нарастающую внутреннюю драму. Неумение пойти на компромисс, неспособность жить в разряде с собственным умом и сердцем. В этой роли хрупкость, почти бесплотность героини Неволиной рождала пронзительный трагизм, ощущение ненормальности, уродливости жизни. "Страдающие" глаза доктора -В. М. Ивченко проецировали эту драму особенно остро. Как отец над больным ребенком, склонялся он над милой головкой больной девочки, уже отравленной жестокой реальностью. Что он мог посоветовать ей?.. Покориться, жить, как все? Сердечный взгляд, обращенный к хрупкому существу, говорил гораздо больше, чем все привычные сухие слова сострадания. Девочка поняла этот взгляд. Великолепный дуэт А. Неволиной и В. Ивченко на малом промежутке экранного времени состоялся, родив нравственный и эстетический итог совместной работы.

Кинематограф тоже не обходит стороной благодарный актерский типаж: Неволина сыграла несколько ролей-эпизодов, в которых красота и органика царственно "подавались" крупным планом. Именно такой, юной и прекрасной, предстает А. Неволина в фильме "Парад планет" в роли подруги Костина /О. Борисов/. Невостребованная любовь, никому не нужная женственность. Запомнились огромные, "кричащие" глаза героини, — как знак утраты, как возможность обретения.

Особо следует отметить Неволину в фильме о молодых, о современниках, "Сентиментальном путешествии на картошку". Роль достаточно драматичная. Здесь актриса встретилась со своим бывшим сокурсником П. Семаком. Житейская история, тривиальная в своей повторяемости, не стала банальностью. В большей мере благодаря актрисе, ее естественности, ее личностной неординарности. Умению любить на экране "не по-экранному". Бесстрашию. Неволина не боится быть некрасивой: в уродливо повязанном плетке, с опухшими от слез глазами, она напомнила всех женщин, которых обманула судьба. Русских женщин.

Что же дальше? Как сложится в будущем творческая судьба актрисы? Насколько тернистым будет путь? Хочется верить — Неволина сможет многое преодолеть, многое пересмотреть… Залог, что впереди еще масса интересных ролей, встреч, впечатлений — сегодняшняя приязнь зрителя к дарованию Неволиной. "Все впереди" — вопрошающие глаза актрисы из фильма "Парад планет" заставляют верить, что так оно и есть.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.