
-
«Сон в летнюю ночь». По мотивам пьесы У. Шекспир.
Новый Театр Сочи.
Режиссер Надя Кубайлат, художник Василина Харламова.Пьесы Шекспира — и комедии, и трагедии — собраны из одних и тех же кубиков, только в несколько разном порядке. В его трагедиях, как подметил еще Сигизмунд Кржижановский, герои торопятся: спешит Ромео, скор на расправу Отелло, внезапно вонзает кинжал в занавеску Гамлет. А в комедиях герои приостанавливаются, и те же самые сюжеты могут обернуться радостным финалом: так, например, происходит в «Много шума из ничего», где мотивы шекспировских трагедий (ревность, ложная смерть любимой, завистливый брат) ведут ко всеобъемлющему хеппи-энду.
-
«Снежная королева». Л. Киселев.
Рэп-театр (Москва).
Режиссер Давид Каас, автор рэп-треков Лев Киселев, сценограф Валерия Иволгина.Единственный и неповторимый Рэп-театр — независимый московский коллектив, создающий спектакли с музыкой соответствующего жанра, — стабильно выпускает по премьере в сезон, и только что состоялся первый показ их новой работы: рэп-сказки «Снежная королева».
-
«Гриша не свидетель». Н. Рябцева.
РАМТ (Москва).
Режиссер Александр Чеботарев, художник Алиса Школьникова.Спектакль «Гриша не свидетель», поставленный по одноименной рифмованной книге Насти Рябцевой, выпущенной издательством «Самокат» в 2023 году, вырос из эскиза лаборатории РАМТа «Универсальное детство». В центре сюжета — мальчик Гриша, которому только что исполнилось 14 лет. В его жизни никакого треша: любящая семья, школа, хорошие оценки и друг Мирон из элитного лицея. Вполне себе среднестатистический мальчик. Просто вдруг как-то навалилось разное: умерла бабушка, уехала мама, а в школе одноклассники травят девочку. И травят-то по-обыденному: обзывают, рюкзак отбирают — никаких кошмаров с избиениями, выложенными в интернет, и прочими ужасами, которые мы частенько читаем в новостях. Гриша — обычный мальчик с самой обычной жизнью. Таким героем может похвастаться редкая подростковая книга, но усредненность делает его ближе к читателям, а зло, с которым он сталкивается, сильно ударяет именно из-за своей повседневности. Оно просто есть, разлито в воздухе и часто оказывается незамеченным, но дает плоды в виде насилия еще большего — того, которое невозможно уже проигнорировать.
-
«Философия другого переулка». Панк-кабаре на основе романа А. Пятигорского.
Камерный театр «Среда 21» (Москва).
Авторы проекта Андрей Родионов и Екатерина Троепольская, художник Ирина Корина.Анонс нового проекта Екатерины Троепольской и Андрея Родионова сразу вызвал недоумение. Роман философа Александра Пятигорского, да еще и в форме стендапа? Речи Пятигорского в каком-то смысле и есть стендап, полный хлестких фразочек, шуток «на грани» и нецензурной лексики. Но главное искусство «ненастоящего философа» Пятигорского (его определение себя) — это искусство ускользания.
-
«Чайка по имени...». Б. Константинов (по мотивам повести Р. Баха).
Театр кукол им. С. В. Образцова.
Режиссер Борис Константинов, художник Александра Громова.Философскую повесть-притчу Ричарда Баха часто ставят в любительских театрах, на профессиональной же сцене произведение встречается довольно редко. При всей популярности книги среди читателей такое вполне закономерно — материал слабоват с художественной точки зрения. Образы писателя весьма поверхностны, схематичны. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» построена на одной метафоре, растянутой на весь текст.
-
«Веди свой плуг по костям мертвецов». О. Токарчук.
Театр «Дайлес» (Рига, Латвия).
Режиссер Ола Мафалани.Она похожа на маленькую фею в сумрачном заколдованном лесу. Белый кудрявый паричок, крохотная фигурка, которая буквально тонет в огромном пространстве большой сцены театра «Дайлес», нежные детские интонации.
Она почти три часа кряду произносит сложнейший текст на чистом латышском языке, протягивая гарумзимес (это такие знаки над буквами, означающие долготу) и отчетливо выговаривая самые замысловатые слова.
-
«Гамлет». У. Шекспир.
Театр на Таганке (Москва).
Режиссер Мурат Абулкатинов, художник Софья Шнырева, драматург Ника Ратманова.Гамлет входит сбоку в зрительный зал, следует к центральному проходу и с места, где обычно ставят режиссерский столик, иронизирует: «Вот тебе театр — пустое пространство, декораций никаких. Вот она — лучшая в мире труппа». Он рассматривает вместе со зрителями подмостки, знакомится с театральной данностью. И именно театральной данностью, а не фактами биографии будет для этого Гамлета все, что произойдет далее.
-
«Танцсцены». На музыку И. Стравинского.
Мариинский театр.
Хореограф Вячеслав Самодуров, дирижер Арсений Шупляков, художник Алексей Кондратьев.Премьера, с которой Вячеслав Самодуров вернулся в Мариинский театр после отсутствия длиной в четверть века (уходил премьером — пожаловал ведущим хореографом страны), выходила при обстоятельствах чрезвычайных. В последние годы Мариинка привычно хранит в секрете названия и даты своих будущих премьер — никаких там точных дат на год вперед, как принято в презренной загранице, если за три недели опубликуют афиши и начнут продавать билеты — уже большое счастье. С объявлением даты этого вечера тоже не спешили, но все-таки премьера была назначена.
-
«Соня-9». По комиксам А. Олейникова и Т. Яржомбека «Соня из 7 „Буээ“» и «Соня-9».
МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер Саша Золотовицкий, художник Натали-Кейт Пангилинан.МХТ им. А. П. Чехова привез на гастроли в Санкт-Петербург спектакль-концерт Саши Золотовицкого «Соня-9». Эскиз спектакля был создан на третьей лаборатории экспериментального проекта «АРТХАБ», посвященной театру для детей и подростков. (Кстати, о театре для подростков можете почитать в специальном разделе 114 номера «ПТЖ»).
-
«Тартюф». Ж.-Б. Мольер.
Театр Защитника Отечества (Краснодар).
Режиссер Даниил Безносов, художник Настя Васильева.«Высокая комедия». Когда Мольер утверждал этот жанр, он спорил разом с теорией и практикой классицизма: высокая комедия — это оксюморон. Что такое вообще высокий смех? Над чем смеетесь?..
Мольеровский «Тартюф», по большому счету, задает режиссеру и публике один главный вопрос: как случилось, что сильный и неглупый Оргон так очарован лжецом?
-
«Горький аэропорт». П. Пряжко.
Малый драматический театр — Театр Европы.
Режиссер Дмитрий Волкострелов.Помните, как играют в каком-нибудь Народном театре Островского? Как старательно приноравливаются к его тексту любители, пытаясь освоить непривычный язык? А интонация остается неестественной, картонной, напряженной, зажатой.
Вот так же играют, именно играют «Горький аэропорт» Павла Пряжко / Дмитрия Волкострелова актрисы Малого драматического на Камерной сцене театра. Но попасть в достоверную, трешевую, обыденную, бездейственную речевую струю им не удается. Выходит — как с непривычным, экзотическим Островским у старательных любителей.
-
«Тоска». Дж. Пуччини.
Театр «Зазеркалье».
Режиссер Александр Петров, дирижер Павел Бубельников, художник Александр Храмцов.Через высокую стену церковного двора быстро и ловко перелезает мужчина в весьма потрепанной одежде. Явно ищет, где спрятаться. Но он не преступник. Впрочем, тут могут быть разные точки зрения: для шефа римской полиции Скарпиа, что вскоре появится на сцене, беглец-политзаключенный точно нарушил закон — и подлежит поимке. В оригинальном либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы дело происходило в 1800 году, когда Наполеон во второй раз приближался к Риму, и беглец Чезаре Анджелотти был бывшим консулом Римской республики, установленной властью Наполеона на захваченных им итальянских землях. (В период меж первым и вторым визитом будущего французского императора Римом правил неаполитанский король — и профранцузские консулы были объявлены врагами государства.) Худрук театра «Зазеркалье» Александр Петров перенес действие на полтора столетия вперед, в середину ХХ века. Так что Скарпиа остался шефом полиции, а вот Анджелотти стал просто «политическим узником», неизвестно за какие грехи отправленным в тюрьму.
-
«Елка у Ивановых». А. Введенский.
Театр на Садовой.
Режиссер Роман Муромцев, сценография и костюмы Екатерины Гофман.Несколько десятилетий назад на сцене «Приюта комедианта» режиссер Юрий Томошевский уже ставил одну из самых загадочных пьес XX века — «Елку у Ивановых» Александра Введенского — под названием «Легкий шок для изысканной публики». С тех пор театр поменял название, но публика у него и сегодня изысканная. Новый спектакль Муромцева кажется на этом фоне нелегким шоком и удивляет смелостью и постановочной, и организационной. В интерьерах Театра на Садовой увидеть типичное муромцевское «безобразие» как минимум неожиданно.
-
«Дама с собачкой». А. Житковский (по мотивам произведений А. П. Чехова).
Ростовский молодежный театр.
Режиссер Денис Хуснияров, художник Семен Пастух.Истории, которые происходят у моря, имеют особый романтический привкус: знакомства во время прогулок по набережной; часок на пристани, где много гуляющих; разговоры о том, как душно после жаркого дня... Все так и начинается у Анны Сергеевны Дидериц и Дмитрия Дмитриевича Гурова, которые встречаются в Ялте. Спектакль Ростовского молодежного театра уводит нас в Кисловодск, в такое странное место, куда, вероятно, со всех парков города снесли гипсовые фигуры спортсменов. Между ними вкатят две кровати, и это будет плохонький номер, где селятся два москвича: Гуров (Иван Травин) со своим начальником Сергеем Васильевичем (Дмитрий Зуев).
-
«Мышкин. Другая история». По мотивам романа Ф. М. Достоевского.
Программа «Новые имена» на сцене Городского театра.
Мастерская Ю. М. Красовского (РГИСИ).
Художественный руководитель постановки Анджей Бубень, режиссерская группа: Евгения Константинова, Кама Куцик, Евгения Горшунова, Александра Певзнер, Анели Филиппова, Мария Мисник, художник Полина Белова.Марина Дмитревская — Евгении Тропп
Женя, доброй ночи!
Пришла со спектакля «Мышкин. Другая история», где мы были сегодня с вами вместе, — и вот думаю: а что подвигло меня две недели назад после первого просмотра агитировать Вас пойти пересмотреть спектакль и в форме переписки отразить его?.. Вспомнить не могу, но, подозреваю, — испытанная неожиданность, что для театра так ценно. Потому что сперва «Мышкин» страшно раздражал меня манерной и достаточно архаичной стилистикой в духе условного европейского театра 90-х, а потом втянул и заинтересовал.
-
«Курьер». К. Шахназаров.
ЦДР, Сцена на Соколе (Москва).
Режиссер Владимир Панков, художник-постановщик Максим Обрезков.Не понаслышке знаю случай, когда на одном из недавних шефских концертов в духе «старых песен о главном» из песни «Солнечный круг» организаторы убрали от греха подальше средний куплет: «Против беды, против войны встанем за наших мальчишек...» — как бы чего не вышло. Так что строчка из другой песни, вынесенная в заголовок и звучащая в финале спектакля Владимира Панкова, тоже кому-то может показаться крамольной, несмотря на ее железобетонную правоту.
-
О фестивале-лаборатории в Альметьевске
В Татарстане появился новый театральный проект — «Аркадаш», который начал работу в октябре 2024 года. В основе проекта — «исследование самоидентичности в Татарстане и поиск нового художественного языка», как написано в его программе. Он состоит из двух частей. Первая часть только что прошла в нефтяной столице республики, Альметьевске. И она представляла собой фестиваль-лабораторию под названием «Караш», что переводится как «взгляд». Это итоги работы пяти молодых татарских режиссеров, студентов РАТИ-ГИТИСа, которые совместно с молодыми татарскими драматургами исследовали разные районы республики по самым разным темам, создали новые пьесы и спектакли и показали их в течение трех дней на фестивале в Альметьевске.
-
«Работа горя».
Театр.doc (Москва).
Режиссер Дарья Мазур.На колючей лестнице — глухая пустота, в которой слова тонут, стираются человек и его история. Поэтому хотя бы разговора б, в котором есть контакт с другим... Там, где слова лишаются смысла и голоса, любой искренний, открытый разговор — на кухне, в театре или где-то случайно — становится подтверждением жизни. Кажется, будто из этого сегодня отчетливее проявляется другая форма «бедного театра» — театр проговаривания. Из последнего сразу вспоминаются хотя бы проект «Разговоры» Бориса Павловича, «Хиросима» Александра Плотникова и «Дочери СОСО», «Разговоры» Алексея Левинского по «Братьям Карамазовым», «Закат» Дмитрия Волкострелова. Вместо взаимо-действия актера и зрителя — со-бытие в диалоге, а звучание слова — уже действие.
-
«Тихий час». Коллективное сочинение лаборатории «ГАП».
Театр на Литейном.
Режиссеры Екатерина Мигицко и Борис Павлович, художник Ольга Павлович.Сны объединяют всех людей, стирают рамки и границы, дают возможность прикоснуться к забытому или недосягаемому, не требуют логики или рациональности. Иногда важно позволить себе такое бегство от реальности. Актеры спектакля «Тихий час» предлагают зрителям действительно тихий час: отдохнуть в тишине зрительного зала, устроиться поудобнее, закрыть глаза под нежную мелодию из музыкальной шкатулки...
-
«La Fabuleuse histoire de BasarKus».
Компания Lamento.
Хореограф Сильвер Ламотт.У многих людей цирк по-прежнему ассоциируется с детством, спектакли же нового цирка воспринимаются скорее как «взрослые» или — в крайнем случае — созданные для семейного просмотра. Между тем, границы нового цирка постоянно расширяются. И сегодня его представители готовы работать даже с самыми маленькими зрителями. О том, как артисты открывают для малышей волшебный мир нового цирка и как те реагируют на предложенную им игру, мы хотим поразмышлять на примере спектакля «Сказка о Басаркусе» Академии Фрателлини и компании Lamento.
комментарии