Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ЖИЗНЬ КАК КРАТКИЙ СОН

    «Обломов». По мотивам романа И. А. Гончарова.
    Новый молодежный театр (Нижний Тагил).
    Драматург Артем Казюханов, режиссер Митя Мульков, художник Анна Красоткина.

    Начиная писать этот текст, я рассуждала примерно так: отчего бы не примерить в качестве антиэпиграфа к нему строчку «Еще я жив, я только-только начал»? Но чью строчку — Башлачева, Летова, запрещенной или около того группы «Курара»? Не помню. Тогда, думаю, возьму не анти-, а просто эпиграф. Пусть это будут слова доктора из романа «Обломов» о том, что жизнь есть короткий сон, — получится почти Кальдерон, и будет всем красиво. Как там оно звучало на латыни? Vita somnium breve? Не помню. Я честно искала, я в два дня перечитала весь роман, я задействовала в своем ноутбуке поиск по словам и ничего не нашла. В конце концов, я начала сомневаться, доктору ли принадлежат в романе эти слова. Ладно, сдаюсь. «Не помню», «ничего не помню», «сон», «я спал, или это дни повторялись», «все блекнет» — звучит в спектакле Мулькова и Казюханова лейтмотивом. Так тому и быть — не помню, все сон.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НИ МОРАЛИЗАТОРСТВА, НИ ПАФОСА

    О XVIII Международном театральном фестивале «Царь-Сказка»

    Восемнадцатый Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка», прошедший в апреле в Великом Новгороде, совпал с 35-летием Новгородского театра для детей и молодежи «Малый», который фестиваль придумал и проводит все эти годы. 13 спектаклей в «живой» российской программе и пять в международной онлайн-афише вряд ли случайно образуют число 18. В этом смотре театра для детей и подростков все настолько связано друг с другом, с людьми вокруг и с жизнью, что своей чередой идет на улицах, что смыслы возникают сами по себе.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОСЛЕДНИЙ ИМПЕРАТОР

    На 99-м году жизни умер хореограф Юрий Григорович.

    Когда-нибудь о нем, конечно, снимут кино. Такой сюжет, такая шекспировская — или достоевская, или фаустовская — биография: великий человек, строящий собственный мир и сам его разрушающий. Автор грандиозных балетов, припечатанный определением Майи Плисецкой «маленький Сталин». Руководитель главного (по официальному статусу) театра страны, сначала вознесший его на вершины славы, а потом долго топивший в болоте. Воспитатель и творец легендарных артистов, от души испортивший им жизнь. В любом случае, Юрий Григорович — это эпоха, и историкам театра еще разбираться и разбираться в ее событиях.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО БОЛЬШОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА

    Тюменский Большой драматический театр обратился к средствам массовой информации с настоятельной просьбой придать максимальной огласке происходящие в нем события. Театр, юридически являющийся частью ГАУК ТО «ТКТО» (Тюменское-концертное театральное объединение), после состоявшегося открытого общего собрания выразил недоверие руководству ТКТО и потребовал его отставки.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КОНВЕНЦИЯ ЖАНРА НА «МАЛЕНЬКОЙ РЕМАРКЕ»

    О драматургическом конкурсе «Маленькая Ремарка» в рамках XXII Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин»

    Читки драматургического конкурса «Маленькая Ремарка» на фестивале «Арлекин» прошли в восьмой раз. Три пьесы отразили представление взрослых людей о школьниках в период сдачи ОГЭ, о юных неформалах с гномьими ушами и о жизни голубей в мире людей. Соответственно, 12+, 12- и сказка. На обсуждениях зрители часто говорили, на что похожи пьесы или какие ассоциации у них возникают с другими произведениями. Речь не о подражании или цитировании, а об общих родовых чертах, схожих сюжетных ходах. Драматург Анна Гейжан заметила, что так работает конвенция жанра: когда узнаваемые приемы какого-либо направления мы находим в других произведениях. Термин пришел из кино и связан с нашими ожиданиями: от комедии мы ждем нелепых ситуаций и смешных выходов из положения, от хоррора — искупительного страха и так далее. Возможно, определение для драматургии требует уточнения и подробного анализа. Уже несмешные комедии Чехова само понятие жанра «растворили», не говоря уж о современных драматургических текстах, но только от сказки мы по-прежнему ждем волшебства.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «СЛОВО, ОБРАЩЕННОЕ НЕ К РАЗУМУ»

    «Школа для дураков». С. Соколов.
    Ульяновский драматический театр им. И. А. Гончарова, в рамках XXII Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин».
    Режиссер Артем Устинов, художник Ася Бубнова.

    Если и существует мнение, что постмодернистский текст ставить сложно, то спектакль Артема Устинова по повести Саши Соколова «Школа для дураков» доказывает: литература «потока сознания» в качестве материала обладает удивительной сценичностью. Каждое слово преобразуется в действие, образы главных и второстепенных героев складываются из обрывочных фраз и сцен. Режиссер компилирует тексты разных частей в органичную композицию, в чем-то упрощающую повествование Саши Соколова, но одновременно открывающую огромный ассоциативно-поэтический пласт.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НА ПЫЛЬНЫХ ТРОПИНКАХ ДАЛЕКИХ ПЛАНЕТ...

    «Перевал». По мотивам романа К. Булычева «Поселок».
    Няганский ТЮЗ. Показ в рамках XXII Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин».
    Режиссер Дмитрий Крестьянкин, художник Шура Мошура.

    Что могло бы быть, если... ученик 6 «Б» класса Коля Наумов смог бы путешествовать во времени и пространстве? Девочка из будущего Алиса Селезнева подружилась бы с представителями новых планет и галактик? Землянин инопланетного происхождения Гарик Гагарин обладал бы даром внушения и владел левитацией?..

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ АЛЛЫ ОСИПЕНКО

    12 мая, на 93-м году жизни покинула этот мир Алла Евгеньевна Осипенко — звезда мирового и российского балета ХХ века. За сорок лет, прошедших с поры, когда Осипенко простилась со сценой, ее имя не потускнело, не умалилось, а, скорее, засияло еще сильнее, как это происходит обычно с легендарными фигурами. Видеозаписи с ее исполнением (на наше счастье, они есть!) воспринимаются людьми, перед глазами которых давно уже танец новых поколений, не как устаревшие, развенчивающие кумиров прошлых лет, а как непререкаемо прекрасные.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЛИ ПРО ДЕТЕЙ

    О XXII Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин»

    В конце апреля закончился фестиваль «Арлекин» — со всеми его программами, «Маленькой ремаркой», семинарами... Некоторые спектакли особенно заинтересовали критиков, и редакция не смогла отказаться от авторских предложений — отрецензировать работы Артема Устинова и Дмитрия Крестьянкина отдельно. Так что следите за руками, как говорится. После обзора в ближайшие дни вас ждут еще и другие тексты. Предлагаем читателям на несколько дней погрузиться в атмосферу прошедшего фестиваля.

    Апрель в Петербурге выдался теплым. Столбик термометра один раз даже преодолел отметку в 26 градусов. А еще весна пришла с новым «Арлекином», потому что фестиваль для детей и подростков генетически «весенний»: юность насыщена озорством, познанием мира, возможностью быть открытым, верящим и впечатлительным. За полторы недели на фестивале состоялись показы 19 спектаклей конкурсной и внеконкурсной программ, лаборатория драматургов и режиссеров «Маленькая Ремарка», образовательный семинар «Лаборатория как платформа для развития профессионалов детского театра», лекция о детской литературе, презентация Театра кукол Республики Карелия. Даже в порядке перечисления — гипернасыщенное время, стремящееся в разных аспектах аккумулировать и фиксировать состояние «театра 14 ±».

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ГОГОЛЬ-ГЕГЕЛЬ

    «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». По повести Н. В. Гоголя.
    Театр «Мастеровые» (Набережные Челны).
    Режиссер Шэнь Ван, драматург Анастасия Ермолова, художник-постановщик Артем Гайнанов (Москва).

    Спектакль Шэнь Вана начинается с затакта. Пантомимическая интермедия с субтильным Иваном Ивановичем (Николай Смирнов) и представительно-грузным Иваном Никифоровичем (Илья Ладыгин) будто предлагает альтернативный вариант развития известного гоголевского сюжета: вместо нелепой ссоры соседей из-за ружья, ставшего поводом для вражды до конца жизни, два Ивана по-мультяшному пискливо и восторженно вместе стреляют по сторонам.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РАМКА ДЛЯ ТУРБИНЫХ

    «„Театральный роман“. История одного спектакля». По мотивам произведений М. А. Булгакова «Театральный роман», «Белая гвардия» и «Дни Турбиных».
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер и автор инсценировки Роман Габриа, художник Анвар Гумаров.

    Как известно, не законченный Булгаковым «Театральный роман» посвящен созданию писателем романа «Белая гвардия», пересочинению его в пьесу по заказу МХАТа и постановке «Дней Турбиных» на сцене театра. Задавшись целью продолжить и завершить замысел Булгакова, режиссер решил объединить эти три источника, превратив их в три составные части своего сценического опуса и сопроводив его подзаголовком «История одного спектакля». Сценическая история самого Габриа, как и история этой истории, получилась пестрой и непростой.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ГОРЬКА ВОДА В КОЛОДЦАХ ЕЕ

    «Сестра печали». В. Шефнер.
    Театр-фестиваль «Балтийский дом».
    Режиссер Анатолий Праудин, художник Вера Курицина.

    Изречение о войне — сестре печали в повести ленинградского писателя Вадима Шефнера записано на дверце шкафа в комнате, где живут четверо хороших друзей, бывших детдомовцев, студентов техникума. Шкаф огромен, и хотя хранятся в нем вещи самые разные — одежда, посуда, учебники и тетради, хлеб, — заполнить его всем небогатым скарбом невозможно. Зато на створках удобно писать умные мысли, вычитанные в книгах или услышанные от людей. «Говорю вам: война — сестра печали, и многие из вас не вернутся под сень кровли своей. Но идите. Ибо кто, кроме вас, оградит землю эту...» Эта печаль и эта неизбежность, определенность выбора судьбы воина-защитника пропитывают строгий и скорбный спектакль Анатолия Праудина. Спектакль неслыханной простоты, которая, я уверена, далась сложным, кропотливым процессом работы над материалом.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КТО ПОД НАМИ ВВЕРХ НОГАМИ

    «Под землей».
    Дом культуры «ГЭС-2» (Москва).
    Хореограф Ольга Цветкова, музыкальный драматург Владимир Горлинский, художник по костюмам Руслан Рычагов.

    Ольга Цветкова давно и последовательно изучает возможности заглянуть за черту, выйти за пределы и оказаться по ту сторону того, что другие называют «конец». В работе «Реквием. Соло», где ее партнером выступал перкуссионист Петр Главатских, героиня Цветковой спускалась в темное царство теней, получала тамошнее обмундирование в виде тяжелого крыла, забывала на время о человеческих привычках, но не отчаивалась навсегда, а продолжала вслепую идти на свет и в итоге выходила, воссоздав заново себя и мир.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОБУДЬ В ЕГО В ШКУРЕ

    «Сердце человека». По мотивам повести К. Сергиенко «До свидания, овраг».
    Учебный театр «На Моховой», Мастерская Я. М. Туминой.
    Руководители проекта Яна Тумина, Наталья Никуленко, Дарья Кожевникова.

    На круглой сцене ворох тряпья. Свалка? Развал на барахолке? Медленно скользят поверх два луча. Их рваное, зигзагообразное движение напоминает то ли взволнованные огни поисковых отрядов, то ли выслеживающие фонари охранников. А может, это все же просто проба театральных софитов? Как бы то ни было, под этими лучами тряпичный «культурный слой» начинает оживать: слегка шевелиться, медленно приподниматься. В движении этих землисто-зеленых, торфяно-коричневых складок проступает образ самой матери-земли: уставшей, как прелые листья. И вдруг лоскутный покров вытягивается вверх, в вертикаль, отчетливо напоминая обо — украшенную лентами гору камней. Подобные культовые сооружения в Бурятии отмечают места поклонения духам.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ЧТО ОСТАЕТСЯ ОТ СКАЗКИ ПОТОМ, ПОСЛЕ ТОГО КАК ЕЕ РАССКАЗАЛИ?»

    «Алиса в стране чудес». Е. Сальников. Мультимедийный спектакль.
    Театр-Тятрик (Пермь).
    Режиссер Антон Калипанов, художник Анна Горбас, композитор Ольга Шайдуллина.

    Мы — антиподы, мы здесь живем...

    Бургер — антипод спектакля, театр — антипод бургерной.

    — Мне в театр, — сказала я пермскому таксисту и назвала адрес.
    — По этому адресу бургерная, — ответил всезнающий пермский таксист. — Много лет там отличные бургеры, вы что-то перепутали.
    — Нет, это вы застряли во времени, — ответила я неуверенно. — С вашей бургерной.

    И мы поехали.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ

    «Гамлет». У. Шекспир.
    Королевская Шекспировская компания (Стратфорд-на-Эйвоне).
    Режиссер Руперт Гулд, сценограф Эс Девлин.

    Верхняя палуба королевской военной яхты. На наклоненных в сторону зала досках лежит накрытое флагом тело умершего короля. Одетые в траур Гертруда (Нэнси Кэролл), Клавдий (Джаред Харрис) и другие собравшиеся похоронят его по морскому обычаю — сбросив под барабанную дробь с борта в море, — и поспешно спустятся вниз, оставив на ветру только ночную стражу.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • И ЖИЛИ ОНИ ДОЛГО И СЧАСТЛИВО

    «Долгая счастливая жизнь». По мотивам текста Г. Шпаликова.
    Театр «Старый Дом» (Новосибирск).
    Режиссер Елена Павлова, художник Светлана Тужикова, композитор Екатерина Куличева.

    Геннадий Шпаликов нередко привлекает театр своим внутренним трагизмом. Таких людей-персонажей на поле русской культуры конца XX века навскидку всего парочку: Борис Рыжий, Александр Башлачев, Александр Галич, Владимир Высоцкий — и Шпаликов. Театр привлекает их особый авторский мир, даже не столько произведения, сколько в целом их персоналии.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ГОЛУБЬ

    «Обломов». По мотивам романа И. А. Гончарова.
    Новая сцена Александринского театра.
    Режиссер и автор инсценировки Андрей Прикотенко, сценограф Ольга Шаишмелашвили.

    Глаза Ивана Труса, играющего Обломова, наполненные слезами, преследуют меня уже несколько дней. Слезы эти возникают по разным поводам, имеют различное значение: радости, восторга, горя, отчаяния. Но неизменно до слез. И вовсе не от чрезмерной плаксивости актера или его персонажа, а от чрезвычайного внутреннего напряжения. Даже ничего не говоря и не делая, не двигаясь, Трус-Обломов приковывает к себе и не отпускает зрительское внимание.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • РАЗБИТЬ ЛЕД ИЛИ РАЗБИТЬСЯ САМОМУ?

    «Пингвин, поморник и полярник».
    ЦЕХЪ театр.
    Драматург и режиссер Ксения Никитина, художник Ольга Горячева.

    Привычный кирпичный лофт ЦЕХЪ театра предстает неестественно белым, а сценография чем-то напоминает детскую игровую комнату: квадратный половик с разбросанными на нем мягкими кубиками и подушками причудливых форм, музыкальные инструменты, радиоуправляемая машинка, пушистые фигурки птиц — пингвина и поморника. Тем не менее, такая монохромность палитры создает довольно жуткую атмосферу, а ощущение пустоты и бесприютности усиливает повторяющийся тревожный звук струны, висящий в воздухе. Актеры, все в белом, ходят вокруг квадрата на планшете: каждый на свой манер, присматриваются-примеряются и, наконец, решаются войти (а кто-то буквально впрыгнуть) в пространство спектакля, будто бы принимая правила игры.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КОГДА НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО

    «Екатерина Великая». С. Дрезнин.
    Омский государственный музыкальный театр.
    Дирижер Александра Чопик, режиссер Сусанна Цирюк, художник Алексей Тарасов.

    Мюзикл Сергея Дрезнина «Екатерина Великая» спустя семнадцать лет после премьеры в Свердловской музкомедии продолжил свою сценическую жизнь в Омске. Впрочем, и спектакль в Екатеринбурге 2008 года рождения до сих пор в репертуаре, идет с неослабевающим успехом и являет собой пример завидного долгожительства, редкого для современного мюзикла. Омский вариант — новое осмысление произведения на тему, зрительский интерес к которой постоянно умножается. Выходят бесконечные теле- и киноверсии о перипетиях царствования прославленной императрицы. Перечень Великих Екатерин, представленных самыми что ни на есть знаменитыми, разными по возрастам и фактурам актрисами, занял бы не одну страницу текста (особенно если включить регалии исполнительниц).

    Читать дальше | Комментарии (0)