Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ...И ПОЯВЛЯЮТСЯ ПРЕКРАСНЫЕ ЦВЕТЫ

    «Киви».
    Белорусский государственный театр кукол.
    Режиссер Евгений Корняг, художник Ольга Дворовая.

    А вы знали, что альбатрос может шесть дней пролететь без единого взмаха крыла? Или сколько сотен мух съедает летучая мышь? Об этом и не только рассказывают на бэби-спектакле «Киви» Евгения Корняга.

    Действие начинается в фойе Белорусского государственного театра кукол, когда несколько «орнитологов» приглашают зрителей на знакомство со вселенной диких птиц. Когда же все оказываются в зале, «орнитологи» не просто начинают говорить о «пернатом мире», расположенном в Новой Зеландии, а превращаются в самих птиц.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КРЕСТОВКА. ВЫШКА. МЕРТВЫЙ ГОРОД

    О XIII Театральном ландшафтном фестивале «Тайны горы Крестовой» в городе Губаха

    Губаха — город противоречий. Город с антонимичными топонимами-прилагательными «мертвый» и «живой», «старый» и «новый», «верхний» и «нижний». Город, где с одной стороны — всесезонный курорт (тут брендинг строится на ироническом заигрывании с пермским арт-объектом Бориса Матросова «Счастье не за горами» — «Счастье в горах»), и Великая Пермь — с другой (тут брендинга нет — слава всем пермским богам).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ФЕСТИВАЛЬ НА ОСТРОВЕ

    С 17 по 30 июня в Южно-Сахалинске проходил V Фестиваль театров Дальнего Востока, в этом году переехавший сюда из Хабаровска. Афиша фестиваля состояла из шестнадцати спектаклей и четырех эскизов режиссерской лаборатории. Энергичная, деловая и улыбчивая команда Сахалинского международного театрального центра им. А. П. Чехова одолела двухнедельный фестивальный марафон без единой накладки и словно играючи.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОМОЧЬ ЖУРНАЛУ!

    Дорогие читатели и коллеги!

    На нашем сайте замигала желтая тревожная кнопка «ПОМОЩЬ». Или радостная кнопка?

    Пришел час обратиться к вам за помощью. Без вашего минимального финансового вклада «Петербургский театральный журнал» перестанет существовать.

    Вас много, несколько миллионов ip-адресов. Не будем уповать: несколько миллионов по 1 рублю — и мы живем. Это иллюзии. Но вот регулярные посильные донаты хотя бы от тысячи человек (из 60 000 ежемесячно присутствующих в статистике посещаемости сайта), нам кажется, возможны. Иначе мы умрем, и в этом нет никакого преувеличения.
    Подписывайтесь на благотворительные взносы, посылайте единоразовую помощь, короче, спасайте журнал... И признательностью нашей будет профессиональная работа для вас и для отечественного театра.

    Редакция ПТЖ.

    Ссылка для донатов: https://ptj.spb.ru/journal/donate/

    Читать дальше | Комментарии
  • В ПОИСКАХ РАДОСТИ

    «Похождение повесы». И. Стравинский.
    Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского.
    Дирижер Федор Леднев, режиссер Андрей Прикотенко, художник Ольга Шаишмелашвили.

    В Пермском театре оперы и балета — «Похождение повесы» Игоря Стравинского, последняя опера композитора, венчающая неоклассический период его творчества, созданная по гравюрам XVIII века Уильяма Хогарта на либретто Уистена Хью Одена и Честера Колмена в 1951 году. Один перечень имен, времен и культурных отсылов дает увлекательный материал для театра, не говоря уже о том, что сама партитура композитора — общепризнанный кладезь красот и смыслов.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ЗНАЕТЕ, Я УЖЕ ДАВНО В БЛЮЗЕ»

    О моноспектакле Антона Адасинского «Ракушка с хвостом» на площадке гастрохаба «Фонтанка-69»

    Алиса Фельдблюм — Алене Ходыковой

    Коллега, мы обе с тобой писали в историческом семинаре о театре DEREVO — и для нас это была самая настоящая история. Потом для диплома я перечитывала все существующие газетные, журнальные, какие угодно другие тексты о независимых театральных коллективах. До сих пор почти наизусть помню текст «Что делать, Владимир? Не знаю, Константин» Марины Юрьевны Дмитревской, где она с большой досадой констатировала непринадлежность DEREVO искусству — лишь субкультуре (1989 год!)...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОЗДНО ОБНИМАТЬ

    «Журавль и Цапля». Русская народная сказка.
    Большой театр кукол.
    Режиссер Екатерина Ложкина-Белевич, художник Марина Завьялова.

    В спектакле Екатерины Ложкиной-Белевич неотвратимо тикают часы. Циферблат крутит стрелку по кругу, и цифры на нем какие-то странные, и стрелка своенравная. Но и циферблат не вполне циферблат. Он загорается бледным диском равнодушного светила с разводами невидимых кратеров и морей. Далекий мир, измеряющий расстояния парсеками, не успевает даже зафиксировать сумбур человеческих мгновений. Тут тикают не часы, а Время — годы, десятилетия, эпохи. И Время равнодушно — оно ведет отсчет с астрономической индифферентностью. Для кого-то отрезок жизни — драматический перелом с фатальными последствиями, а для мутного диска — всего лишь оборот стрелки по циферблату.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БОЛЬНО ЖИТЬ

    «Медовый месяц в „Кукольном доме“». С. Саксеев.
    Театр МТЮЗ (Москва).
    Режиссер Петр Шерешевский, художник Надежда Лопардина.

    Почему «Медовый месяц в „Кукольном доме“», когда герои пьесы Генрика Ибсена, на основе которой С. Саксеев (литературный псевдоним режиссера Петра Шерешевского) написал новый текст, давным-давно живут в браке? А потому, что они в кои-то веки отправили детей, кажется, к родственникам и остались одни, и жена мечтает о празднике, о романтическом освежении отношений, о чем-то вроде медового месяца. Праздника, как мы знаем из оригинала, не получится.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ПОСТ СДАЛ — ПОСТ ПРИНЯЛ

    В Мариинском балете новый художественный руководитель

    Андриану Фадееву 46, и с 2011 года до вчерашнего дня он возглавлял Театр балета имени Леонида Якобсона. Обещают, что он там останется — то есть в свете новой моды давать худрукам по два театра, работать будет и там, и в Мариинском. За прошедшие 13 лет он поднял Балет Якобсона из пыли времени, отряхнул, приодел и привел в божеский вид — о труппе заговорили не только как о хранительнице наследия давно ушедшего мастера, но и как о живом театре, выпускающем качественные премьеры. Старинные балеты, обеспечивающие труппе основной заработок, были заново отредактированы звездами — и это был не только грамотный маркетинговый ход, но и внятный художественный жест: «Дон Кихот» Йохана Кобборга, «Спящая красавица» Жана-Гийома Бара, «Щелкунчик» Николая Цискаридзе стали не просто привлекать туристов, в чью обязательную программу входит петербургский балет, но и провоцировать их на изучение того, чем одна редакция отличается от другой.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР И СУСЛИКИ ЯРМАРОЧНОЙ ПОЛЯНЫ

    III Фестиваль театров кукол Урала, Сибири и Дальнего Востока «Сибирь. Terra Magica» в Красноярске

    Красноярский фестиваль молод, ему пять лет, но в своем развитии, эволюции, смене приоритетов успел отразить те исторические перемены, что произошли в стране и мире. Изначально он задумывался как место встречи театров кукол восточной (большей) половины нашей Родины, своеобразный кукольный вариант «Ново-Сибирского транзита» (что, кстати, с драматической версией?). При этом у хозяина феста — Красноярского театра кукол — было амбициозное желание представить во внеконкурсной международной программе мастеров-кукольников с разных концов большой Евразии, свести вместе Восток и Запад, пусть в кукольном варианте.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • А ЧЕМ Я ЭТО ПОМНЮ?

    В Екатеринбурге подвели итоги драматургического конкурса о 90-х

    В знойном-знойном Ебурге (+36 в тени)...

    В прохладном-прохладном ЕЦ (Ельцин Центре)...

    В светлой-светлой комнате Театральной платформы, а затем в Зале Свободы...

    Были подведены итоги IV драматургического конкурса «Зачем я это помню», посвященного 90-м годам.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЧЕРВЯЧОК НОСТАЛЬГИИ

    «Сказки на всякий случай». По мотивам сказок Е. Клюева.
    Театр КУКФО.
    Режиссер Кирилл Смирнов, художник Екатерина Петухова.

    «Ромео и Джульетта».
    Театр КУКФО.
    Режиссер Борис Константинов, художник Виктор Антонов.

    Эти спектакли ничем не похожи, кроме наличия одного и того же персонажа — червяка. В «Сказках на всякий случай» червяк стремится успеть переползти разводной мост, что с его скоростью сделать непросто. В «Ромео и Джульетте» червяк начинает рассказывать эту знаменитую историю любви и смерти и сразу задает зрителям ироничный ракурс восприятия.

    Возможно, появление этого персонажа в столь разных спектаклях — дело случая. Но возможно и другое — только через представителя пищевой цепочки размах истории в спектакле Бориса Константинова возвращает себе грандиозность звучания. А огромный разводной мост в спектакле Кирилла Смирнова — не препятствие для того, кто спешит домой, вне зависимости от размера спешащего.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В ПОИСКАХ МЮЗИКЛА

    «В поисках времени». О. Михайлов.
    Омский государственный музыкальный театр.
    Автор либретто и режиссер Александр Лебедев, дирижер Сергей Воробьев, художник-постановщик Сергей Новиков, балетмейстер Елена Еремеева, видеоконтент Максима Рущенко.

    В июне в Омске прошел юбилейный ХХХ Областной конкурс-фестиваль «Лучшая театральная работа по итогам 2023 года». В разделе «Музыкальный театр» больше всего внимания досталось спектаклю «В поисках времени» Омского государственного музыкального театра: специальные премии жюри получили режиссер и два исполнителя.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРОЩАНИЕ С МАТЁРЫМ. ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ МАТВЕЕВ...

    Владимир Матвеев умер скоропостижно, рано утром 2 июля пришло это известие. И будто его давний феноменальный Каренин вынырнул — и вновь трагически захлебнулся.

    Артист родился в 1952 году в уральской глубинке, и оттуда, видимо, его матёрая личностная и актёрская «закваска». Он не случайно возник на курсе Игоря Петровича Владимирова, затем в его театре, где стёртых лиц отродясь не было, палитра сильных индивидуальностей была не пёстрая, а терпкая. Даже и тут Матвеев, кажется, был не до конца «в обойме», со своим не характером даже, а норовом, и с какою-то своей нерациональной траекторией.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «НАС ПОВЕЛО НЕВЕДОМО КУДА...»

    «Жаркое ковидное лето». Я. Пулинович.
    Пространство «Театр Линии».
    Режиссер Павел Зобнин, художник Никита Сазонов.

    Не в первый раз в мировой драматургии (особенно в русской) звучит тема ответственности человека за то, как он распорядился своей жизнью. Чеховская тема. При несомненном авторском сочувствии персонажам они не освобождаются от ответственности. Не так уж далека от нас ситуация с «тремя девушками в голубом», жизненная лодка которых разбилась о быт. Проблема у действующих лиц пьесы Ярославы Пулинович будет покруче, быт их не интересует ни в какой степени. Из вещей, окружающих Алевтину Павловну (Ольга Щелокова), — парковая скамейка глубоко советских времен и видавший виды скособоченный книжный шкаф, может быть, времен очаковских и покоренья Крыма. Скамейка может пригодиться как врачебная кушетка, на которую для осмотра доктор вместе с псом Федором Михайловичем расстелят простынку. По существу, сквер и квартира воспринимаются как единое пространство. Более исчерпывающий лаконизм трудно представить.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЫШЕЛ НОВЫЙ НОМЕР «ПТЖ», № 116

    Новый номер 116. В нём мы рассказываем и о «Холопах» Андрея Могучего, и о «Палате № 6» Льва Додина, и о «Собачьем сердце» Антона Фёдорова, и о трёх «Воскресениях», случившихся в нашем городе, и о нашумевшей «Козлиной песне» Романа Муромцева. А ещё об Игоре Черневиче в чеховских ролях и двойниках Анны Кочетковой, и... о гитисовской режиссёрской мастерской Юрия Бутусова, спектакли которой гастролируют сейчас увидеть в Петербурге. А еще спектакли Березников и Нижневартовска, Самары и других городов. Читайте!

    Содержание номера
    Марина Дмитревская. К читателям и коллегам

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР ЗА МАЛЕНЬКОЙ ДВЕРЦЕЙ

    «Коралина в стране кошмаров». По мотивам повести Н. Геймана.
    Калининградский драматический театр.
    Режиссер Анна Морозова, художник Анастасия Никонова, драматург Евгений Ионов.

    Калининградский театр драмы в последние несколько сезонов, с приходом нового директора — художественного руководителя, взял курс на обновление репертуара. В афише появились новые спектакли, поставленные молодыми режиссерами, проводятся лаборатории, идет работа с горожанами. В общем, жизнь кипит. Не обошли стороной и репертуар, ориентированный на детскую и подростковую аудиторию: здесь идет «Гипс» Романа Бокланова по повести Анны Вольтц, «Гудбай, Берлин» Анны Морозовой по Вольфгангу Херрндорфу.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВОТ И НЕ ВЕСЬ СКАЗ

    «Хозяйка Медной горы». Г. Матвейчук, Е. Ханпира, С. Стрейзанд.
    Театральная компания Глеба Матвейчука, Театр Эстрады.
    Композитор, автор идеи и режиссер Глеб Матвейчук, второй режиссер Александра Каспарова, хореографы Виктория Гончарова и Искандер Фахрутдинов.

    Юбилей великого деятеля, даже некруглый — повод для музыкального театра продать побольше билетов школьникам, отбывающим культурную повинность, так отчего бы им не воспользоваться. Алексей Франдетти в начале июня выпускает в театре «Ленком» музыкальный спектакль «Кабаре Пушкин» к 225-летию юбиляра, а независимый продюсер и композитор Глеб Матвейчук создал мюзикл «Хозяйка Медной горы» к 145-летию Павла Бажова. Первые показы прошли в облюбованном компанией Матвейчука фольклорном центре «Москва» (бывший Театр Людмилы Рюминой), на второй блок спектакль переместился на сцену Театра Эстрады, благо минусовая фонограмма и легкая застройка позволяют проекту существовать в мобильном формате.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТРАПЕЗА БЕЗ АППЕТИТА

    «Недоросль». Д. И. Фонвизин.
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер Роман Кочержевский, художник Дарья Здитовецкая.

    Времена, когда от классики ждешь ностальгии и тепла, как от встречи с тем, кто с детства знаком, и вот сейчас возникнет с ним «сон золотой», исчезли безвозвратно. И ясно: чем «классичнее», тем будет неожиданнее. А уж если из школьной программы, так точно не для деток. Впрочем, учебник нынче — петроглиф, когда-нибудь его так и поставят, будто на умершем языке, и будет забавно.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПЕРЕПРЫГНУТЬ БЕЗДНУ

    О XXI Фестивале театров малых городов России в Уфе

    В Уфе прошел XXI Фестиваль театров малых городов России. Фестиваль ежегодно организует Театр Наций, проходит он при поддержке Министерства культуры и министерством явно любим: заявленные в афише коллективы приезжают на все восемь дней фестиваля и получают доступ не только к спектаклям, но и к обширной программе мастер-классов. Отобранная экспертами программа оказалось масштабной и любопытной: вопросы вызвала, пожалуй, лишь тройка-четверка названий из шестнадцати конкурсных спектаклей.

    Читать дальше | Комментарии (1)