Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

ТРИ ГОДА. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. А. С. ПУШКИНА

В декабре 2021 года в Нижегородском театре оперы и балета случились революционные перемены: к власти пришла новая команда, задавшая невероятно интенсивный темп работы. Много-много лет театр жил в сонном режиме добродушной провинции — оперы пели только по-русски, в балете честно, как могли, танцевали классику, — но событий не случалось ни там, ни там. Накануне пандемии был назначен худруком Александр Топлов — но его амбициозные планы были этой пандемией прихлопнуты; ему удалось создать лишь одну яркую премьеру, пригласив на постановку «Свадьбы Фигаро» взлетающую молодую звезду — дирижера Ивана Великанова (тогда певцы впервые вспомнили итальянский, о театре впервые заговорили в Москве и даже отметили спецпризом «Золотой маски»). Но в балете событием по-прежнему считалась премьера «Безымянной звезды», сотворенной хореографом Андреем Петровым в стилистике поздних семидесятых, и тихая гладь театральной реки, один раз взбаламученная Великановым, успокаивалась и убаюкивала местную публику. Меж тем в том же 2019 году фестивалем искусств «Стрелка», что проходил в Нижнем впервые, занялся Алексей Трифонов — менеджер, полтора десятилетия работавший с оркестром Курентзиса musicAeterna. И вот там-то грянули музыкальные события, туда поехали столичные гости и журналисты из других городов, и именно «Стрелка» сразу стала одной из визитных карточек города. Поэтому, когда в декабре 2021-го было объявлено, что худруком театра в Нижнем становится именно Алексей Трифонов (Топлов «ушел по собственному желанию»), — новость громко прозвучала не только на волжских берегах. А известие о том, что главным дирижером театра становится Дмитрий Синьковский и вовсе вызвало бурную реакцию театралов — «теперь ездим в Нижний на премьеры, отслеживаем, не пропускаем». Что ж, за три года эта команда (сотрудничавшая с директором театра Татьяной Мавриной, в начале этого года ее сменил Айрат Тухватуллин, в чьей биографии руководство Театром Луны, Театром Волкова в Ярославле и место первого замдиректора в МХТ) действительно сделала все, чтобы «Ласточки» и самолеты в Нижний заполнялись с горкой.

Пакгауз на Стрелке — новая площадка Нижегородского театра оперы и балета. Фото Geometria

Театр в Нижнем стал театром дирижера — как Пермская опера была театром дирижера, когда там правил Курентзис. Это совершенно особенный способ существования — когда музыкант высшего класса руководит не оркестром, но театром, где вообще-то еще и спектакли ставятся. Театр начинает возникать в оркестре, в звучании каждого инструмента и, конечно, в «картинке» дирижера за пультом (тем более что Синьковский сам виртуозный скрипач и, по древним обычаям, может дирижировать и играть одновременно). А вот к сцене такой музыкальный руководитель начинает предъявлять другие требования. Часто случается так, что никому в голову не приходит позвать на постановку какого-нибудь выдающегося режиссера: он ведь может захотеть управлять еще и музыкой, что-то править в ней, спорить с дирижером — ну и кому нужно такое перетягивание каната? Лучше позвать людей способных и даже талантливых, но не претендующих на радикально новое высказывание.

Собственно говоря, ровно это происходит все три года в Нижнем Новгороде.

«Кармен». Сцена из спектакля. Фото И. Гладунко

Начало было скромным — в Нижний перенесли «Пиковую даму», оперу, что Валерий Фокин поставил в свое время в Большом. (Сейчас в репертуаре главного театра страны числится другая версия — спектакль Туминаса, подписанный хореографом Анжеликой Холиной; впрочем, его все равно два года нет на афишах.) Синьковский настраивал оркестр, настраивал театр как инструмент — а Чайковский самый благодатный материал для такой работы. Далее дирижер со славой кропотливого аутентиста, барочного мастера поразил публику обращением к «Кармен» Бизе — она, конечно, и раньше появлялась в нижегородском театре, но тут цыганка впервые запела по-французски. Оркестр у Синьковского шептал и грохотал, Бизе звучал как новенький, из него ушла привычная томность, в нем воспряла страсть к игре, к авантюре, сцена у контрабандистов чуть не стала самой яркой в музыкальном смысле. На работу была приглашена режиссер Елизавета Мороз (выпускница ГИТИСа, мастерская Андрейса Жагарса, участница множества молодежных оперных проектов) — и, отвечая интонации оркестра, она решила, что эта история про театр в театре. Кармен ставила свою историю прямо на сцене, монтировщики подавали артистам реквизит, а после удара ножом артистка вставала как миленькая. Все было очень неплохо, вот только в постановку режиссер не внесла никакого прежде не виданного смысла — в отличие от Синьковского, который в музыке новые смыслы вносит всегда. Затем Мороз была приглашена еще на две постановки — и история повторилась. «Триумф Времени и Разочарования» в 2023 году, где по замыслу Генделя принявшие мужские обличья Разочарование и Время объясняют ветреной Красоте, что той не стоит водить компанию с Наслаждением, происходил, по всей видимости, в крематории с характерными закрытыми нишами в стенах — и режиссер очень старалась раскрасить актерскими работами ораторию, автором вообще-то не предназначенную для исполнения в театре. Любопытно, познавательно, интеллигентно… но смотреть можно было и закрыв глаза, музыка говорила сама за себя. Выйти за пределы этого «служебного» предназначения режиссуры Мороз удалось лишь в последней по времени премьере — «Так поступают все женщины?». Моцартовская опера обрела в названии вопросительный знак — то есть если венский гений был, по всей видимости, уверен в том, что любая, даже самая влюбленная, девушка не устоит перед искушением в виде особенно пылкого кавалера и изменит жениху, то Мороз в этом так категорически не убеждена. Но дело даже не в уверенности/ неуверенности — дело в том, что режиссер весьма грамотно использовала современные реалии. Весь моцартовский флирт (в котором девицы ухитряются не распознать собственных женихов в чужих одеждах) перенесен в наше время — и флиртуют герои и героини в сети. Там-то можно представить себя под любой маской, под любой аватаркой — и никто этому не удивится. Действие происходит в фирме, занимающейся недвижимостью, — художник Мария Трегубова сотворила на сцене большой офис со стеклянными перегородками, лестницами, макетами зданий (судя по всему, выставленных на продажу), а Мороз создала убедительные будни фирмы — с производственными совещаниями, визитами клиентов и раздачей бонусов (какому-то особо ловкому продажнику аж ключи от машины вручили). И все это в точном соответствии с кружевной и лукавой музыкой — и уже почти наравне с ней в интерпретации старинного сочинения. Разговор о правде/неправде в сети — неожиданный разговор для этой оперы, и разговор остросовременный. Режиссер растет, и остается только надеяться, что она не остановится в своем росте.

«Кармен». Сцена из спектакля. Фото И. Гладунко

Но Мороз не единственный режиссер, теперь работающий в Нижнем Новгороде. Как и многие театры в последнее время, город задел крылом Сергей Новиков — режиссер, одновременно возглавляющий Управление общественных проектов Администрации Президента Российской Федерации. Его постановка «Евгения Онегина» (опера Чайковского стала называться просто «Онегин») была чрезвычайно своеобразной — действие перенесено в несколько более раннюю эпоху, в царствование Павла I. Портрет государя висел в бальной зале Лариных, и, когда Онегин и Ленский стали выяснять отношения, бедный поэт нечаянно выплеснул бокал с вином на физиономию царя (метил-то в приятеля). Это было расценено как измена, и Ленского арестовали; в сцене «дуэли» никакой дуэли не было — Онегин, служащий в каком-то специальном учреждении, должен был лично осудить и тут же расстрелять Ленского. Но дружеские чувства оказались для него важнее, и вместо приятеля он ликвидировал стражника, устроив поэту побег. В финале под портретом Александра I (то есть когда сменилась эпоха) в толпе танцующих в Петербурге можно было заметить веселого Ленского с Ольгой — ну а Онегину так ничего с Татьяной и не обломилось.

«Триумф Времени и Разочарования». Сцена из спектакля. Фото А. Пономаревой

Вот казалось бы — в этой постановке безусловно есть самостоятельный взгляд режиссера на доверенный ему материал. Что же рецензенту не нравится? Кроме предположения, что русский дворянин может служить палачом и быть при этом дельным человеком? Ну вообще-то полное несоответствие Чайковскому. Не Пушкину — тут претензии не принимаются, опера его еще как переделывала. А именно Чайковскому. Который написал (и Синьковский в яме, между прочим, точно воспроизвел) не дурной триллер, а «лирические сцены». Что ж, в каждом нескучном театре должен быть свой анекдот в репертуаре — а то публике и посмеяться не над чем. Вот сидит она, серьезная, и слушает, допустим, «Похищение из сераля» — а там режиссер Екатерина Одегова убежденно превращает турецкий гарем (сераль — он и есть) в райский сад, Хозяин-паша на сцене не появляется, его голос доносится откуда-то с заоблачных высот. Художница Этель Иошпа затягивает сцену зеленой растительностью, художник по свету Стас Свистунович наводит томные блики — и, в общем, как-то непонятно, почему девица и ее горничная, попавшие в это блаженное место, стремятся отсюда удрать. (У Моцарта-то особых иллюзий по поводу того, что такое гарем, не было.) И вот сидит народ в зале и размышляет о том, чего стоит и чего не стоит свобода, — а это не очень весело. Радует — опять — оркестр, божественно собран ансамбль певцов, ну а режиссура… Эх. Если же в театре прицельно решаются поставить комедию — оперу-балет Моисея Вайнберга «Любовь д’Артаньяна» — то поручают это Игорю Ушакову, который отправляет действие в советский дом культуры, где комсомольцы притворяются мушкетерами, — и уже от воспоминаний о реальности таких ДК становится невесело. При этом выпуск премьеры был поручен Ивану Великанову — и дирижерская работа опять спасала рутинные конструкции режиссера.

«Триумф Времени и Разочарования». Сцена из спектакля. Фото А. Пономаревой

Балет в Нижнем Новгороде может похвастаться гораздо меньшим количеством премьер — и тому есть понятные причины. Во-первых, балетную труппу гораздо сложнее усовершенствовать. Оперного солиста (если нет в своем театре достаточно качественного исполнителя) можно пригласить на конкретный спектакль — балетные же путешествуют только со старинным классическим репертуаром, приезд на новенький спектакль штатного артиста другого театра почти невозможен. Во-вторых, музыкальный руководитель — дирижер, ему ближе и понятнее оперные дела, он в них лично готов вкладывать свой труд и свою известность. В-третьих, руководитель балетной труппы Валерий Коньков (выпускник АРБ, двадцать лет в кордебалете Мариинского, три года руководства балетом в Самаре) пока не обладает репутацией балетного «программиста», человека, способного придумать какой-то сенсационный проект (в Самаре все было очень небогато). Ну и, конечно, общая беда для театров страны — отъезд «своих» авторов за границу и невозможность покупки «чужого» репертуара ХХ века. В результате худрук Алексей Трифонов делает ставку на молодых отечественных авторов.

«Так поступают все женщины?». Сцена из спектакля. Фото Geometria

Первой новинкой в балете стал вечер под названием «Терезин-квартет», появившийся с подачи фирмы Joker lab (проект танцовщика Мариинского театра и хореографа Александра Сергеева и продюсера Екатерины Барер). В декабре 2022 года в Нижнем зазвучала музыка композиторов, сочинявших в концлагере Терезин, — Павла Хааса, Эрвина Шульхофа, Ханса Красы, Гидеона Кляйна. Алессандро Каггеджи, бывший тогда солистом Татарского театра оперы и балета (сейчас он в Екатеринбурге), взял в работу Третий струнный квартет Хааса, для постановки Второго струнного квартета Ханса Красы была приглашена Татьяна Баганова, Партиту для струнных Кляйна превратил в танец Максим Петров, а Пять пьес для струнного квартета Шульхофа достались Александру Сергееву. Вечер получился пестрым — от слегка истерического веселья довоенных вечеринок до полноценного реквиема, звучащего после мировой войны (возможно, Третьей), — и очень живым; то была лучшая память композиторам, ни один из которых не дожил до конца Второй мировой. Следующим событием стал «Золотой ключик» на музыку Вайнберга — Алессандро Каггеджи получил шанс поставить первый полнометражный балет в своей карьере и выпустил продукцию несколько суматошную. Самое занятное, что молодой танцовщик (казалось бы, поколение, родившееся и живущее в гаджетах) вдруг стал рассказывать в танцах об опасностях увлечения электронным миром — и показал его с той степенью наивности, с какой про опасности сети рассказывают бабушки на скамейках. Далее была несомненная удача — «Пиковая дама. Балет» в постановке Максима Петрова и решительный вечер «Горький. Балет».

Е. Ясинская (Татьяна). «Онегин». Фото И. Гладунко

Эту премьеру, выпущенную в сотрудничестве с фестивалем Дианы Вишневой Context, показали в Пакгаузах — новой, второй сцене театра, что расположена на стрелке Оки и Волги. Гораздо меньший по объему, но значительно более удобный зал, чем главное здание оперного (что строилось сто с лишним лет назад как народный дом и располагает длиннющим и плоским партером, где уже с десятого ряда ничего не видно), сейчас стал модным местом Нижнего. Вот и премьера «Горького» напоминала молодежную тусовку — театр начал получать публику, прежде в него не заглядывавшую. Эта публика с энтузиазмом откликалась на реплики актеров, в первые секунды спектакля разбредшихся по залу, честно пыталась разобраться в происходящем на сцене и реагировала с живым вниманием.

А происходило вот что: в первой половине вечера давали «На дне» в постановке Павла Глухова. Самый востребованный сейчас из российских хореографов контемпорари взял Первый струнный квартет Мясковского и сначала отправил танцовщиков бродить по зрительному залу, где они перебрасывались репликами персонажей горьковской пьесы, а затем собрал всех на сцене, где смешал их в отчаянных и безымянных танцах. Кто есть кто и кто с кем в каких отношениях состоит, понять было невозможно; из программки было ясно, что Луки нет вовсе — ну и правда, к чему тут его нудеж? Все злы, все мчатся, в каждом взмахе руки — агрессия, каждый шаг — ненависть. Глухов создал довольно плотный текст, в котором не обозначил никакого возможного выхода. Его коллега Кирилл Радев будто взялся ему отвечать — и «Девушка и смерть» на музыку Шуберта («Смерть и дева») отличается довольно существенно. Мир, выстроенный Глуховым, — мир без присутствия высших сил, люди — как тараканы в банке, каждому плохо от наличия рядом другого такого же. Мир Радева вовсе не солнечен, он так же темен — но у него определенно есть выход. У Пакгауза есть техническая возможность делать прозрачной заднюю стенку — и «Девушка и смерть» идет на фоне живого пейзажа, где видна Волга, а вдалеке — нижегородский Кремль. Непосредственно за стеклом в вечер спектакля появляется солидный такой валун, и на нем сидит Смерть (вокруг и вдали ходят люди, гуляющие по Стрелке и не понимающие, что тоже стали зрелищем для балетной публики). Картинка вовсе не угрожающая, она какая-то элегическая — и даже самые трагические танцы Девушки в присутствии Смерти выглядят полными надежды. Ну потому что понятно же, раз есть вот эта персонализированная красавица — значит, и потом что-то есть. Радев — один из очень немногих сегодняшних хореографов с отчетливо религиозным сознанием, при этом его взгляд на мир не предполагает ни агрессивного учительства, ни злобы как таковой по любому поводу. Его вселенная никогда не весела, но всегда гармонична.

Н. Павлова (Констанца), Г. Круч (Блонда). «Похищение из сераля». Фото А. Воложанина

Сезон в разгаре, и одним из самых важных его событий должна стать весенняя премьера «Лебединого озера» в постановке Александра Сергеева — говорят, что в архивах было найдено некоторое количество музыки Чайковского к этому балету, никогда ранее не исполнявшейся. Так что с точки зрения партитуры будут открываться купюры, а с точки зрения хореографии Сергеев сделает спектакль максимально аутентичным. По крайней мере постарается.

Ноябрь 2024 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Содержаниe № 118



Покупайте № 118 в театрах и магазинах, заказывайте в редакции!