«Ромео и Джульетта». Пьеса Марка Букина и Наталии Макуни по трагедии Уильяма Шекспира. Театр «Красный факел» (Новосибирск).
Режиссер Марк Букин, художник Евгений Терехов
«Ромео и Джульетта» Марка Букина — музыкальный спектакль в драматическом театре, одни актеры здесь поют «зонги», а другие играют на инструментах в составе рок-бэнда. Музыкальное решение дает возможность не опрокидывать эту историю в обыденность, как это часто бывает, а, наоборот, возвысить ее, представить торжественно. «Красный факел» напоминает, что Ромео и Джульетта — это герои, про которых пишут песни, ставят спектакли, снимают фильмы. Над ними не властно время, они переходят из одной эпохи в другую, и каждая хочет присвоить их себе, так происходит и сегодня. Современные аранжировки вписывают Ромео и Джульетту в нашу реальность, но их история остается исключительной, далекой от нас, и эта дистанция парадоксальным образом помогает по-настоящему, а не формально проникнуться их трагедией.
«В Вероне умирают люди», — поет Ромео (Вадим Гусельников) в самом начале, и это первое, что мы узнаем про город. Сцена пока еще затянута полиэтиленовой пленкой, и какой-то парень в черном выводит с помощью баллончика кроваво-красное Verona. Потом открывается вид на серую «коробку» с колоннами и стеной-задником, расписанными граффити, в каждой надписи и каждом рисунке как будто застыл чей-то крик — здесь это единственная доступная всем форма протеста. Больше всего Верона Марка Букина похожа на заброшку, где люди прячутся за бетонными плитами, чтобы напасть на противника или, наоборот, избежать неприятностей. В этом городе почти все время льет дождь, вместо солнца — огромный черный чугунный шар, подвешенный к колосникам, такими сносят дома, непригодные для жизни. «Солнце» появляется только в те моменты, когда отец Лоренцо (Егор Овечкин) ведет диалог с Богом. Выглядит это так, словно лучи проникают в заброшенный колодец, и тогда тусклый рассеянный свет заполняет пространство (художник по свету Евгений Козин). Все время кажется, что в Вероне есть какая-то сила (Бог, Вселенная, природа — выберите свое), которая готова стереть город с лица земли, разрушить или затопить, но почему-то она медлит и дает людям еще один шанс, а они его не используют.
Ромео Вадима Гусельникова — хрупкий юноша, который не хочет жить в таком мире, он единственный, кто осмеливается выступить против всеохватывающего насилия. Ему невыносимо от того, что в Вероне, как бы ни хотелось этого избежать, все равно придется либо нападать, либо защищаться и руки, вначале испачканные красной краской, обязательно будут в крови. Противоположность Ромео — циничный развязный Тибальт (Артем Малиновский), он произносит монолог, в котором есть такая фраза: «Котики — смазочный материал реальности». Видимо, ему достаточно смешных картинок, чтобы отвлечься от вражды и прийти в норму, но и вражда его устраивает, только в ней он может проявиться, потому что мир не предлагает ему других вариантов. В спектакле «Красного факела» именно его семья, Капулетти, развязывает войну и не собирается ее прекращать. Их враги, Монтекки, — это только Ромео и Бенволио (Виктор Жлудов), родители Ромео не упоминаются, поэтому кажется, что Капулетти воюют со всеми и делают это только ради того, чтобы воевать. Все поют: «Бей, барабан, бей, барабан» — гимн бессмысленной бойни, в которую втянут каждый, и никто не может ничего сделать.
Герцог (Константин Телегин), одетый в светлый костюм посреди этой тьмы («белое пальто»?), не вмешивается в происходящее, он наблюдает со стороны, а в финале лишь скорбно констатирует смерть главных героев.
Джульетта (Анастасия Плешкань) выступает не столько против зла как такового, сколько против своих родителей, что, впрочем, в спектакле одно и то же. Ее несогласие с правилами, принятыми в семье, с самого начала выражено во внешнем виде. Джульетта выходит на сцену в объемной куртке, джинсах, грубых ботинках, сначала даже непонятно, что это Джульетта, настолько она не соотносится с представлениями о нежной героине Шекспира (художник по костюмам Анастасия Терехова). Рядом со своей матерью, утонченной сеньорой Капулетти (Дарья Емельянова) в красном вечернем платье, Джульетта выглядит как бунтующий подросток. Она пытается отстаивать личную свободу, заявляя о красоте и ценности человека, но ее, конечно, никто не воспринимает всерьез. К тому же спорить с ее родителями бесполезно, жестокая мать уговаривает выйти замуж за Париса, угрожая: «Ты сдохнешь под забором как собака», а отец (Андрей Черных) таскает ее за волосы, как только она проявляет непослушание, — так что у Джульетты своя война. Героиню почти всегда сопровождает суетливая, хлопочущая Кормилица (Владислава Франк), но она не может помочь, только утешает, потому что все-таки служит старшим Капулетти.
Еще один отрицательный персонаж — Парис (Александр Поляков) — статный, плечистый, уверенный в своей правоте, иногда он напоминает злодеев из вселенной Марвел. Команда спектакля как будто объясняет, что с ним не так и почему Джульетта никогда не сможет его полюбить. Парис укоренен в мире Вероны, он поставляет Капулетти оружие, чтобы они продолжали войну, и в качестве оплаты требует Джульетту. Парис такой же, как ее отец, а может быть, и страшнее, потому что он не просто участвует в войне, он на ней зарабатывает. В сцене бала, когда Парис приходит к Капулетти, он, стоя на столе и возвышаясь над всеми, управляет движениями и гостей, и хозяев. Они танцуют, как марионетки, которых дергают за нити, в то время как за спиной Париса встречаются Ромео и Джульетта, а он, наслаждаясь своим могуществом, их не замечает. Удивительно, что ближе к финалу, когда Ромео видит Париса в склепе, тот говорит, что любил Джульетту, но если это и так, то любовь он понимает своеобразно. До этого кажется, что Джульетта для него — странная вещица, не похожая ни на что, поэтому хочется ею обладать, а что она чувствует — неважно, Париса устраивает, что отец заставит ее выйти за него замуж.
Ромео и Джульетта воспринимают мир по-другому, они чувствуют, что, несмотря на окружающий мрак, мир одухотворен и в нем есть то, за что стоит бороться, поэтому, пока остальные говорят прозой, они страстно, отчаянно поют. В Вероне никто никого не любит, разве что есть дружеская привязанность между Ромео, Бенволио и Меркуцио (Никита Воробьев), поэтому чувство, возникшее между главными героями, — нечто из ряда вон выходящее. В спектакле «Красного факела» не упоминается Розалина, в которую в начале пьесы влюблен Ромео, только встреча с Джульеттой открывает ему мир по-настоящему. В сцене свидания они выходят под дождь, который пытается смыть страх и смерть, царящие в Вероне, и в этот момент они — словно первые люди на Земле. Их помощником становится отец Лоренцо — маленький человек в огромной Вселенной, именно такой образ возникает, когда Егор Овечкин выходит на пустую сцену театра. Лоренцо расплескивает бензин из канистры вокруг себя — в отчаянии он собирается себя сжечь, потому что в мире, где один убивает другого, Бога нет, а значит, священник как посредник между человеком и Богом не нужен. Все меняется с появлением Ромео, который просит устроить их с Джульеттой судьбу, Лоренцо решает отложить сведение счетов с жизнью, потому что еще есть надежда, и бросает вызов Богу: «Я их спасу», «Я всех спасу». Получается, что гибель Ромео и Джульетты в версии Марка Букина — это результат дерзновения человека, который решил, что способен переустроить мир, но проиграл. Веронцы выбирают войну, и это невозможно исправить любовью, потому что любовь — не в их интересах. Никакого примирения в финале не происходит. Что ж, «нет повести печальнее на свете», но это повесть не о Ромео и Джульетте, точнее, не только о них, а о том, что жители Вероны истребляют друг друга и когда-нибудь истребят, теперь перед ними нет никаких преград.
Сделать разовое пожертвование или подписаться на ежемесячный донат, чтобы помочь ПТЖ.
Комментарии (0)