«Холопы». По мотивам пьесы П. П. Гнедича. БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Андрей Могучий, соавтор сценографического решения Александр Шишкин

Парадоксальный фокус «Холопов» — как спектакль о несвободе рождает ощущение свободы.
Спектакль-космос, полет по пространству российской истории. Кристально ясное высказывание развертывается в такой распахнуто-открытой форме, что воздуха для размышлений и чувствований остается безгранично много. Думаешь обо всем сразу: о монархии и анархии, о системе, о современном холопстве — конформизме и компромиссности, о молчании, о режиссерской честности, об актерской свободе, об отнимаемой жизни, о театре.
Андрей Могучий, как режиссер театра художника, занимается концептуальной визуализацией ощущений эпох — Павла I и нашей, похожих друг на друга не событийно, но «мыслями, живущими в головах». Объединяющее героев спектакля и зрителей обстоятельство — существование внутри творящейся большой истории. Мрачные и сложные времена, ставящие человека перед ежедневными экзистенциальными выборами, вечно терзаемая противоречиями Россия, не оставляющая в покое «просто» человека.
А пока развертываются «значительные» события переломных времен (в драме — последние дни правления Павла, в момент возникновения пьесы — революционный 1907 год, а у нас вот — пятый срок), пока господа заняты переворотами и заговорами, запертая в погребе, страдает посудомойка Глафира — единственный внутренне свободный человек, тайная дочь княжны. Слова, произнесенные окровавленной и грязной Глафирой — Юлией Марченко после того, как княжна спрашивает, что она может для нее сделать, звучат страшно: «Ничего мне не надо. А как бы годков двадцать назад…».
Из семейной хроники режиссер ткет эпическое полотно о судьбе России. Историческая пьеса Петра Гнедича — остроумная мелодрама, в которой крепостничество представлено как система тотального порабощения, условно разделяющая слуг и господ. Главная героиня, княжна Плавутина-Плавунцова, сочинила себе мнимый паралич, чтобы не кланяться императору. Одна концептуальная придумка Гнедича визуализирует вневременное состояние — выжидательного онемения, протестного молчания, замирания. Сюжет (которому почти точно следует режиссер) рассказывает о жизни дворянского дома накануне убийства Павла, в размеренное течение которой врывается бывший крепостной княжны с вестью о ее потерянной незаконной дочери, а затем полиция с вестью об аресте брата княжны.
Могучий вслед за Гнедичем придумывает свои надтекстовые концептуальные рамки. На сцене — монументальный срез старинного разрушающегося особняка. В его облезлых стенах играет нарочитый азиатский лаунж и стучит молоток, его ремонтируют нарочитые гастарбайтеры. Знакомая картина бесконечно тянущейся реставрации сгнившего особняка — судьба его или трагический снос, или томление в строительных лесах. Символ былого имперского величия, конечно, хотят выкупить предприимчивые китайцы.
Вторая рамка задается появлением из сундука карлика в императорском платье. Алексей Ингелевич исполняет роль «мысли об императоре Павле I, живущей в головах русского дворянства, чиновников и других жителей Петербурга 1801 года». Мысль неотрывно наблюдает за всем ходом спектакля из царской ложи. В «Трех толстяках» тоталитарные властители были невидимы глазу, подобно Большому Брату, они существовали только в виде идеи. В «Холопах» визуализация власти двояка: император может быть и представлением о нем, и им самим. Но в обоих случаях страх, испытываемый жителями Петербурга, непропорционален фигуре властителя.
Времена Павла I — Россия абсурдная. Эпоха строгости, мелочности, жестокости. Эпоха очевидной глупости (новых законов и правил) и безусловного подчинения. В конструкции спектакля эти черты переплетены: нескончаемый морок неволи раскрашивается ироническими перформансами, высвечивающими нелепицу происходящего.
Душная, сковывающая, чинная атмосфера царит и в доме Плавутиных-Плавунцовых даже по случаю дня рождения княжны и собачки Бьютьки. Центрирование вокруг одной точки — коляски с княжной, геометрическая выверенность движений воспитанниц-служанок (изящных девушек в черных платьях и белых воротничках, напоминающих гимназисток из «Губернатора») по диагоналям пространства, всегда дирижирующий действом мажордом.
Все герои представляют собой, может быть, грани холопства, может быть — варианты существования в иерархической системе. Вечные кандалы социальных ролей: можно приковать себя к креслу в попытке перехитрить придворную систему и тем самым стать заложницей домашнего трона, можно со слепым восторгом гордиться ролью раба, как Веденей, можно лицемерно прислуживаться, как Веточкин, можно говорить о свободе и продолжать делить людей на классы, как Lise, можно попытаться выйти из игры, уйти в отставку — и оказаться в ловушке невозможности отмены, как Александр. (Тревожная сцена с полицмейстером, ссылка из Петербурга в область за то, что он отказывается вновь перешивать офицерскую форму, наверное, воспринимается страшной из-за знакомой несоразмерности поступка и его последствий.)
Еще один удивительный фокус спектакля: сочетание разных модусов актерского существования в едином ансамбле. За карикатурно-масочные номера отвечает «младшая» труппа БДТ: их образы строятся вокруг какой-то одной метко найденной черты. Княжна бросает племяннику «Как попрыгиваешь?», и Платон — Виктор Княжев буквально существует вприпрыжку. Воспитанница Агничка — Алена Кучкова — «вертлявая, суетливая», капризничает, со злым лицом отвешивая кривые реверансы. Щебечет, летает по сцене на вид легкомысленная, на поверку — по-женски умная Lise — Варвара Павлова. Артисты «старшей» труппы БДТ — Дмитрий Воробьев, Валерий Дегтярь, Анатолий Петров, Василий Реутов — существуют более сдержанно (хотя тоже ярко и иронично), более тонкими психологическими штрихами рисуя своих героев — заставшего революцию странника-резонера Перейденова, прислужника Веточкина, гордого лакея Веденея, интеллигента-конформиста князя Александра.
Невероятное трагикомическое исполнение Мариной Игнатовой роли княжны наполняет мелодраматическую пьесу Гнедича (особенно в кульминации, когда княжна узнает, что ее дочь — холопка) трагической силой. Обретенная роль матери и обретенная вина — то, что заставляет героиню отбросить кандалы положения, спуститься с трона на землю, присев рядом с обессиленной Глафирой. Чувства, ощущение себя «просто» человеком делают героиню свободной. Это то, что способно обрушить стену особняка, закончить безумное правление, заставить выйти из онемения.
Героиня Игнатовой в спектакле проходит тот путь, который каждый раз на сцене БДТ в другой постановке Могучего проходит андреевский Губернатор. Путь к очеловечиванию, к выходу из рамок роли-функции. В «Холопах» проводника княжны Перейденова играет Дмитрий Воробьев — исполнитель роли Губернатора. Этот метадраматический момент кажется важным, потому что на протяжении длинного и беспросветного спектакля возникает ощущение, что абсолютная свобода искрится где-то между Игнатовой и княжной, между Воробьевым и Перейденовым, между Реутовым и Александром, между… и так далее. Не в той России и не в этой, а между — в пространстве театра, где артисты и зрители находятся, думается, в самой свободной роли — артистов и зрителей.
Май 2024 г.
Комментарии (0)