Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

АКТЕРСКИЙ КЛАСС

ЧЕ И ЧЕ

ИГОРЬ ЧЕРНЕВИЧ В ЧЕХОВСКИХ РОЛЯХ

У него всегда такое лицо, такое выражение брезгливости, стыда, мучительного недовольства, самоиронии — будто его раздражает всё, буквально — всё.

Или он доедает лимон.

Или его только что разбудили не вовремя либо с похмелья…

И. Черневич (Астров). «Дядя Ваня». Фото В. Васильева

Даже если раздражают не обстоятельства, не люди, не недосып-похмелье и не собеседник и он не ел лимона, — дискомфорт все равно никуда не девается. Он сидит в нем самом: это не покидающее раздражение жизнью и собой в ней, неловкость за свое присутствие где бы то ни было, физическое ощущение нелепости себя в мире, да еще с таким лицом…

И. Черневич. Фото из архива театра

Мысль о несоответствии себя всему сразу — не пронзающая, не острая. Иногда легкая, иногда лирическая, иногда ироническая, иногда всё вместе. Хроническая мысль. Не выраженная и даже едва ли когда-то сформулированная прямо, она зудит день и ночь, словно муха, попавшая в тесто… И это тесто, драматургию тоскливо-мучительной внутренней жизни месят персонажи Игоря Черневича. С этой самой залипшей в сердцевину мухой…

А он раскатывает, мнет, кидает на доску, шлепает и снова тянет слипшуюся массу их недовольства жизнью и собой. Процесс изматывающий, бесконечный, румяный крендель хрустящих ответов на проклятые вопросы тут не испечется никогда… Напрашивается фраза из «Кроткой» (ее когда-то ставил Додин): «А я все хожу, хожу…» Он ходит, морщится, кривит губы, покусывает изнутри краешек рта, неприятен сам себе…

И это не герой Достоевского, хотя в Мите Карамазове у Черневича все удесятерено, это таков сегодня его чеховский герой: Соленый, Астров, Вершинин, Тригорин, Гаев… Невзрачный заика Соленый, помятый уездной жизнью Астров, исцарапанный женой, слабый Вершинин, мечтательный никчемный подросток Гаев, умный, крепнущий драматург Тригорин.

Ну вот, собственно, и ощущение от актера сегодня, и сюжет для краткого рассказа. Можно заканчивать. В связный текст ощущения все равно не превращаются. Подобно Тригорину—Черневичу, не выпускающему из рук записную книжку, фиксирую актерский голос — замечательный баритон, как будто аранжированный тележным скрипом (о как! Да я беллетрист!). Затем понимаю, что Черневич, конечно же, — оттуда, из додинско-достоевской черноты, но в Чехове — в обстоятельствах диалога не с Богом, а с людьми…

А. Дюрер. Максимилиан I. 1519

И вот он глядит на меня из своих ролей водянистым светлым глазом вполне равнодушно, а текст гнусавит, тянется, актерская формула «не берется». И я знаю почему: мы имеем дело с психологическим театром, а значит — бог в деталях, в долгом непрерывном процессе сценической жизни, когда оторваться от Игоря Черневича на сцене невозможно, и именно эту длительность оттенков, нюансы его мужской притягательности/непереносимости, отрицательно-умное обаяние секунд надо описывать. Тут важна эта природная дихотомия притяжения-отталкивания, перекатывание и перетекание смыслов туда-сюда, вдохи-выдохи, мимолетность реакций, их количество в минуту… Тут наслаждаешься жизнью актера-роли без прорех. Но кому сейчас нужно это перекатывание и перетекание, эта ткань? Кто, кроме самого Черневича (и то не наверняка) да пары моих студентов (тоже не наверняка), будет читать долгое описание того, как в лодке сидит Тригорин, стеснительно смотрит на Нину, как застенчиво меняется его взгляд, когда она нагловато переодевается, повернувшись ко всем, и прежде всего к нему, голой спиной. А потом взгляд снова заинтересованно меняется, но это уже другая заинтересованность, а потом снова… Потому что внутри он фиксирует, «пишет», потому что долго просто сидит и наблюдает, а потом уж и не так просто… и целая палитра непринципиальных и неярких чувств живого и закомплексованного человека проходит перед нами, завораживая, как блики на воде… И это все — игра актера Черневича.

О. Рязанцев (Телегин), И. Черневич (Астров). «Дядя Ваня». Фото В. Васильева

И. Черневич (Астров). «Дядя Ваня». Фото В. Васильева

Читателю сегодня это надо? Нет. Ему это читать будет скучно и лень, а мне вот и писать — лень… Как лень Астрову—Черневичу собираться и ехать к больному… Раньше вставал и ехал, и леса сажал, и думал, что меняет хотя бы губернию, а теперь лень, потому что все лишилось смысла: лечить, учить, сажать леса, писать пьесу, как Тригорин, покупать анчоусы, как Гаев… Все бессмысленно. Душно. И муха жужжит.

И. Черневич (Астров). «Дядя Ваня». Фото В. Васильева

Собственно, желание написать о Черневиче и началось с духоты. Я случайно попала на «Дядю Ваню». Спектаклю двадцать лет, я видела его в самом начале с другим составом, он был прекрасен и весь как будто умыт дождем второго акта, и казалось, что именно в «Дяде Ване» тогда, в 2003-м, произошло возвращение Додина к человеку как человеку, а не твари в пупырышках. Теперь, через двадцать лет, я поразилась тому, как в старый спектакль пришло нынешнее время и как ушли из него всякая влага, дождь, воздух, как он высох, и все прекрасные герои задыхаются в общем доме, в усадьбе, в жизни и говорят именно о том, что здесь невозможно жить и дышать. И самое острое чувство тоскливого кислородного голодания транслирует Астров—Черневич. Как когда-то сам Чехов: «Душа моя утомлена. Скучно. Не принадлежать себе, думать только о поносах, вздрагивать по ночам от собачьего лая и стука в ворота (не за мной ли приехали?)… ждать только холеры и в то же время быть совершенно равнодушным к сей болезни и к тем людям, которым служишь, — это, сударь мой, такая окрошка, от которой не поздоровится».

КС И ИЧ.
ВСЕ НАШИ КОМПЛЕКСЫ

И. Черневич (Астров). «Дядя Ваня». Фото В. Васильева

Редко когда актер одновременноиграет Астрова, Тригорина, Гаева и Вершинина. А это, знаете ли, репертуар Станиславского. Целая соблазнительная тема: седовласый КС безо всяких там внутренних мух, и седовласый ИЧ с мухами и через 120 лет…

И. Черневич (Соленый). «Три сестры». Фото В. Васильева

Казалось бы, ничего общего. Станиславскому в Тригорине мешали красота и стать, Чехов ругался в момент премьеры МХТ на эту элегантность, настаивал на стоптанных ботинках Тригорина, как позже — на изысканном галстуке Войницкого в «Дяде Ване». В этом была не просто бытовая, но психологическая логика: Тригорин благополучен, ему не надо быть франтом, а усадебные провинциалы — дядя Ваня и Астров — не могут себе позволить распущенности, они держат себя в форме, чтобы не распасться, не растечься окончательно в провинциальной желейной бесформенности. Потому Войницкий должен быть в красивом галстуке, а Астров с длинным изящным мундштуком и в белой «чеховской» бабочке, хотя носит он при этом видавшую виды кепку (шляпу может сдуть с головы по дороге, когда катишь по ухабам в бричке).

ИЧ в Астрове — полная противоположность КС. У Додина вообще эта усадебная жизнь мятая, скомканная, не отглаженная (отглажена Елена Андреевна, в порядке Серебряков, тем и отличаются). Жизнь с похмелья, кургузая и траченная провинциальной скукой и пошлостью. Астров—Черневич помят, покат плечами, и чесучовый светлый пиджак его висит дерюгой. Он имеет полное основание говорить, что опустился и что за десять лет уездные скука и грязь превратили их с Ваней, двух приличных людей уезда, в пошляков. КС был красив и играл красивого человека. ИЧ похож на какую-то его роль домхатовского периода — водевильного пошляка с усиками, так противоречащими драматическому наполнению роли и мужской притягательности этого «немужского», интровертного, мающегося человека.

И. Черневич (Тригорин). «Чайка». Фото В. Васильева

«Чайка». Сцена из спектакля. Фото В. Васильева

Астров—Черневич брюзга и мизантроп («Давно не люблю людей», — гнусавит он), при этом себя не любит тоже, а за что любить? (У Чехова в письмах много такого.) Да еще больной недавно умер под хлороформом. О чем бы ни говорил и ни думал Астров в первом акте, этот умерший больной сидит в нем точкой боли и непокоя. С кем поговорить? С нянькой? Она не слышит, но хоть выговориться. Самому себе. Поэтому интонация всегда идет вниз, ведь ответа не требует. А лучше — выпить рюмку и не думать. Но даже когда он хлыщевато рассядется между Соней и Еленой, этот больной останется в нем «предлагаемым гвоздем». Елена Андреевна — лишь робкая попытка преодоления комплексов одиночества, проигранной жизни, он подбирается к ней, внутренне иронизируя над собой и как бы одергивая сам себя (шаг вперед — два шага назад). Не любовь, нет, он даже не помышляет об успехе, поскольку будущего у этой истории сразу нет и, как умный человек, он понимает это. Да еще этот больной под хлороформом…

И. Черневич (Тригорин), Е. Боярская (Аркадина). «Чайка». Фото В. Васильева

Спасение — только в вине, вот она, свобода, вот оно — забыться, вот оно — «Вдоль по Питерской» изумительным баритоном уже безо всякого тележного скрипа. Их ночная пьянка с Войницким блистательно смешна, с массой придумок, партнерским куражом (и кто тут подкалывает друг друга — Астров с Войницким или однокурсники Черневич с Курышевым?). Короче — наперегонки. Конкурс актерской красоты. Свобода героев и свобода актерская тут сливаются. Астров во хмелю становится артистичным, смешным (как несколько раз он сверяет вкус вина с этикеткой: и тут не повезло, вино-то плохое! И снова сверяет: а вдруг окажется получше? Просто отдельный номер).

M. Л. Роксанова (Заречная), К. С. Станиславский (Тригорин). «Чайка». МХТ

А вот у двух Тригориных (КС и ИЧ) больше сходства. Станиславский подчеркивал и разрабатывал в Тригорине (читаем в книге Е. Поляковой «Станиславский-актер») две черты. Прежде всего, «начало профессиональное преобладает у него над началом человеческим. Тригорин для Станиславского не только наблюдатель по профессии своей — он вообще в жизни наблюдатель, зоркий, но равнодушный». КС подчеркивал профессиональную привычку Тригорина наблюдать и записывать наблюдения (во втором акте, выходя на сцену, он «трет лоб и что-то вспоминает и записывает»…).

К. С. Станиславский (Гаев). «Вишневый сад». МХТ

Додин как будто берет и доводит до абсолюта эту линию Станиславского. Записывающий все наблюдатель Тригорин — главная действенная линия роли, на этом держится и конфликт спектакля. Он, драматург, бледен, мягок, неулыбчив, застенчив, совсем не герой романа, но, главное, он — сплошная записная книжка, весь спектакль бесконечно поглощающая живую жизнь. Карандаш фиксирует не только фразу про «девичий бор», но и разговор Маши с Медведенко… Да, собственно, всю «Чайку» Тригорин записывает с натуры, ловит сюжеты, как голавлей в озере, и фразы — как бабочек. И в финале, услышав, что Константин Гаврилович застрелился, принимается что-то писать и писать, писать и писать. И в конце победительно поднимает записную книжку вверх. Комедия на крови закончена. «Чайка»! То есть мотив КС вольно или невольно развит у ИЧ в основную линию роли.

Чехов ужасно ругался на пассивность Станиславского—Тригорина, мол, актер впрямую воспринял реплику «у меня нет своей воли». ИЧ и этот мотив как бы абсолютизирует. Его Тригорин — мягкий, бескостный, даже телесно — вне мышечной воли, он отдается каждый раз импульсу весь целиком (Гаев отдавался пришедшей мысли внезапно, многословно, глуповато и нелепо, его просто несло, а этот — постоянно впитывающая профессиональная губка). И в этом наблюдении за природой творческого человека, вбирающего «предлагаемые», будь то актер или драматург, — одна из глубоких тем спектакля, тем Додина.

К. Раппопорт (Раневская), И. Черневич (Гаев). «Вишневый сад». Фото В. Васильева

И чтобы не бросать сравнение КС и ИЧ, замечу и о Вершинине. Станиславский в своем режиссерском экземпляре все время подчеркивает мягкость и деликатность Вершинина. Здоровается он «мягко, приветливо»; «Как я рад», — говорит «весело, сразу освоился, чувствует себя в своем кругу». Исследователи и очевидцы писали: милый, воспитанный, душевно тонкий человек попадает к своим людям, в свою среду. Так играет его и Черневич. Тут со всякой дихотомией покончено. Стройный, приветливый, подтянутый подполковник с небольшой седой бородкой. И его никуда не девающаяся неловкость — скорей от несоответствия себя этим прекрасным людям из своей московской юности, которая стала неудачной жизнью (вот и щека расцарапана…). Он искренне хочет думать, что начинается новая жизнь: и река здесь широкая, и деревья прекрасные. А вдруг получится? Тихая робкая надеждаживет в этом деликатном обаятельном человеке. Первый исполнитель роли Петр Семак был более кургуз, мешковат, прибит во всех смыслах женой и жизнью, ни на что не смел надеяться, оттого и робел, неловко глядя на сестер. Для Вершинина—Черневича прозоровский дом — и правда шанс попасть к своим и получить душевный приют…

И. Черневич (Вершинин), К. Раппопорт (Маша). «Три сестры». Фото В. Васильева

ЛЮБОВЬ С БОЯРСКОЙ

Раньше у него был хотя бы выбор — любить Ксению Раппопорт (когда она играла Машу в «Трех сестрах» и Елену Андреевну в «Дяде Ване») или Елизавету Боярскую (когда она была Ириной, а он — Соленым). Теперь в каждом спектакле он любит только Боярскую, как в пределах Чехова (он Вершинин — она Маша, он Астров — она Елена Андреевна, он Тригорин — она Аркадина), так и за пределами Чехова (он Митя Карамазов — она Катерина Ивановна…). Оба замечательно хороши в этих ролях и этом дуэте.

«Три сестры». Сцена из спектакля. Фото В. Васильева

Первая поразившая меня когда-то их встреча произошла в ночном третьем акте «Трех сестер», в темном прозоровском доме, когда вечно ерничающий, заикающийся от собственных комплексов, какой-то совсем «моль», снулый человек со сморщенным лбом Соленый внезапно целовал в потемках Ирину — и она обнаруживала женскую тягу к этому не любимому и не уважаемому ею некрасивому человеку. И какой это ужас и кошмар — хотеть до боли в животе того, кого хотеть не должно, кого не любишь и боишься. Кто-то пришел — она вздрагивала: не он ли? В Ирине поселялся страх не справиться с собой, а когда приходило известие, что бригаду переводят далеко, она реагировала почти лирически (это ведь значит, что уедет Соленый). И становилось безнадежно понятно: надо идти за Тузенбаха, прикосновения которого ей неприятны. В Соленом—Черневиче была эта уже упоминавшаяся мною дихотомия притягательности и отталкивающей необаятельности. И после ночного поцелуя он, ни на что не рассчитывавший изначально, уже не мог отдать свой выигранный фант, отпустить ее к другому.

«Три сестры». Сцена из спектакля. Фото В. Васильева

В «Дяде Ване» он примерно так начинает и историю с Еленой Андреевной. Но постепенно косящийся на нее исподтишка доктор смелеет, подпускает иронии, цинического обаяния («Ну ты же видишь, что это неизбежно»), играет в кошки-мышки, издевается над ней, наивной и чистой, целуя три раза в лоб, но прощание их будет сыграно трагически — как прощание Вершинина с Машей. С долгим поцелуем, с трагическим пониманием несбывшейся, очередной раз смявшейся жизни, с мужско-женским долгим взглядом, непринятым решением, которое еще можно успеть принять… И с неловким ужасом от прилюдности этого очевидно любовного прощания. Астров даже прикроется шляпой, чтоб его не видел Серебряков. Станет смешно. И ему, и нам. И всем. И поделом. Езжай к больному, чтоб не умер…

В «Трех сестрах» теперь Игорь Черневич Вершинин, а Елизавета Боярская — Маша. В прошлом распределении самой сильной и злой из сестер была Ирина, теперь сильная, самобытная, горько-решительная — Маша. Но и Вершинин, понудив-понудив в темноте второго акта «великолепная, чудная женщина…», — уводит Машу через зал решительно, крепко и по-мужски. Точно — не пошептаться.

К. С. Станиславский (Вершинин). «Три сестры». МХТ

Они снова вместе и в «Чайке». И в первом акте мягкий, человечный, с явно небогатым мужским опытом (когда ему было? Бегал по редакциям) Тригорин всецело подчинен яркой, царящей, торжествующей жизнь Аркадиной. Иногда он выглядит — как тряпичная ростовая кукла, которую можно брать, обнимать, иронически с ней поиграть, повалить, словом — которой можно владеть. И улыбается виновато: недотепа, нет своей воли…

Во втором «траурном» акте он уже другой, практически мертвый и жесткий. В спектакле они с Аркадиной рассказывают про жизнь Нины, и в нем нет ни вины, ни сочувствия. И когда приходит она сама, Заречная (в спектакле они встречаются, и именно ему, не стесняясь Треплева, она говорит, что любит больше, чем прежде), — в Тригорине не обозначается ничего, кроме жесткого раздражения: обособиться. Нина больше не нужна ему, ее роль уже написана, и это не финал комедии.

Впрочем, все, что я сейчас пишу, неправильно. Правильно было в начале: в игре Игоря Черневича важны секундные притяжения-отталкивания, перекатывание и перетекание смыслов, вдохи-выдохи, мимолетность реакций, их количество в минуту… А кому это надо?..

И. Черневич (Астров), Е. Боярская (Елена Андреевна). «Дядя Ваня». Фото В. Васильева

Но еще один чеховский герой только что встал в сценический ряд: Додин поставил «Палату № 6», и Черневич сыграл Ивана Дмитрича Громова, пациента палаты и оппонента доктора Рагина. Вот уже где мучительная жизнь и злая зудящая муха, вырастающая до кафкианских размеров. Громов сидит за огромными коваными воротами больницы, в желтом доме, где все проржавело. Ржа покрыла днища ванн, ржавыми выглядят рубахи больных, тяжело глядящих из-за решетки больничной империи в мир зрительного зала, «в город», где им ошибочно мерещится свобода. Но в тот момент, когда в самом начале Громову откроют калитку — давай, выходи, он ошарашенно и испуганно замрет, болезненно оглядывая зал, потом заплачет — и не выйдет в открытый мир. Ибо там он и сошел с ума, увидев однажды двух арестантов и поняв, что в любой момент безо всякой причины на их месте может оказаться он сам, потому что — произвол. Мир, калитку в который открывают Громову, — мир полиции, стукачей, бесконечного ожидания ареста. В мире за воротами в каждом печнике чудится доносчик. У Громова мания преследования на социальной почве. А в желтом дворе-склепе № 6 за пудовыми замками — вообще не жизнь.

И. Черневич (Тригорин), Е. Боярская (Аркадина). «Чайка». Фото В. Васильева

Злой, нервный Громов, в старой вязаной шапочке, с выражением бесконечного раздражения мучительно терзается вопросом: «Что мне делать?! Я не дождусь, сдохну, зато чьи-нибудь внуки…» То есть мечтания прежних чеховских героев о том, какой станет жизнь через сто-двести лет после них, заканчиваются вот тут и так: у Громова надежда скорее умозрительная, злая, выхода он не видит, только смерть, и лицо Черневича—Громова, высовывающееся сквозь прутья ворот в финале, напоминает посмертную маску. «Я все хожу, хожу…» Громов возвращает нас в Достоевского.

Думая, кому же наследует в театре Игорь Черневич, вспоминаю Олега Борисова. С его сухостью и бесстрашным умением заглянуть в бездну. У Борисова пребывание на краю было, наверное, трагичнее, у Черневича ироничнее и обыденнее, но ерничающий внутренний экзистенциальный «фальцет» слышится у обоих.

И. Черневич (Громов). «Палата № 6». Фото В. Васильева

Черневич играет блистательно, глубоко, точно. Он, конечно, старше своих героев, ему не тридцать семь, как Тригорину в списке действующих лиц, и не сорок, как Астрову, но Гаев десять лет назад был старше Черневича, которому тогда не было гаевского пятидесяти одного… Это все неважно. Черневич играет драматическую суть. И сам же внутренне иронизирует над этой неменяющейся сутью. И голос его, аранжированный тележным скрипом, звучит уверенно и безнадежно. Он стал в последние сезоны необычайно важным актером, и есть подозрение, что здесь не обошлось без вмешательства Дмитрия Карамазова.

Так бывает, когда артист играет-играет — и вдруг входит в резонанс со временем, его организм совпадает с вибрациями радости или неблагополучия эпохи. В нашем случае Черневич совпал со временем в нервной тоске и бесприютной безвыходности любого движения.

Май 2024 г.

В указателе спектаклей:

• 
• 
• 
• 
• 
• 
• 

Комментарии 2 комментария

  1. Андрей Кириллов

    Отличный Черневич получился. В самое ябюлочко. Может быть и скорее всего даже не сам он, а то впечатление, которое транслируется им в зрительный зал. Добавил бы лишь одно: это «тесто», которое он мнет, всегда сопряжено с точной формой. Внешней, физической, пространственной. И что может быть труднее и почетнее, чем сыграть форму как бы бесформенную, да еще и постоянно меняющую свои очертания.

  2. Геннадий

    Впервые прочел замечательную работу Дмитревской. Так постичь человеческую и актерскую суть, высший пилотаж! Дай бог наладится жизнь, можно будет приехать в Петербург, непременно буду на спектакле с Черневичем. СПАСИБО!

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.