Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

#ТЕАТР_ПОДРОСТОК

ТЕАТР + ЛАБОРАТОРИЯ

Стоит ли повторять общеизвестное: что театр для подростков — территория риска и поиска, что он требует острых тем, которые волнуют человека взрослеющего, а также новых форм, соответствующих технологичному и быстро меняющемуся социуму, в котором подросток живет? Стоит ли еще раз повторять, что для большинства театров все это — терра инкогнита? Поэтому так важны лаборатории, когда сразу несколько режиссеров приезжают в театр и создают эскизы спектаклей. Тут проверяются и создаются новые тексты, разминаются трудные темы и разрабатываются приемы постановок.

РАМТ: В ПОИСКАХ ФОРМАТА

Такой работой уже много лет систематически занимается главный молодежный театр страны — РАМТ, постоянно пробуя новые форматы, причем результаты поиска обогащают не только этот театр, но и другие. Так, на конкурсе «В поисках новой пьесы», который проводился в РАМТе с 2016 по 2018 год, впервые прозвучали ныне популярные тексты «Бог ездит на велосипеде» Ирины Васьковской и «Как сделать зомби в домашних условиях» Сергея Давыдова. Пьеса Натальи Блок «Фото topless» о коварстве современных соцсетей была поставлена Олегом Липовецким в Черной комнате РАМТа, а драма Керен Климовски «Мой папа — Питер Пэн» в постановке Нади Кубайлат вошла в репертуар «Сатирикона». Тут сказка Барри стала отправной точкой для совершенно самостоятельной современной истории о феномене инфантильных, так и не повзрослевших взрослых, которые не хотят брать на себя никакой ответственности. Отец главного героя, чтобы оправдать свои промахи и неудачи, говорит сыну, что на самом деле он — Питер Пэн, а в конце пьесы выходит в окно, оставляя зрителей гадать, что это было — полет или падение.

«Мучные младенцы». Сцена из спектакля. Московский театр кукол. Фото из архива театра

Результатом прошедшей в 2019 году Лаборатории по поиску новых форм коммуникации со зрителем стал первый в истории РАМТа документальный спектакль Дмитрия Крестьянкина «Деревня и я». Участниками исследования оказались школьники от 12 до 17 лет из сел и малых городов, обычно «невидимые» для обитателей мегаполиса. Они рассказывали о своей повседневной жизни, о своих планах и мечтах, которые, по сути, мало чем отличались от желаний и надежд столичных сверстников. А их «голосами» на сцене стали артисты Нелли Уварова и Сергей Печенкин.

В 2020 году в Мастерской детской драмы «10 минус» под руководством драматурга Михаила Бартенева и театрального критика Павла Руднева авторы пытались написать пьесы для детей младшего школьного возраста, поскольку именно их сейчас острее всего не хватает в театре. Но самым ярким ее итогом стала пьеса 12+ «Василисса» Марии Малухиной, которая была поставлена Филиппом Гуревичем на Малой сцене театра, имела большой успех у зрителей и критиков и получила Гран-при фестиваля «Арлекин» в 2022 году. В этом лихом «роуд-муви», где героиня отправляется в запретный лес к царю Берендею, чтобы защитить своих родителей, к фольклорному, сказочному пласту примешиваются элементы немецкого кинохоррора, а еще много современной музыки, что очень нравится подросткам. Вышла жутковатая, но в то же время ироничная и драйвовая история о взрослении, о поисках и принятии себя, своей природы.

В 2021 году по итогам лаборатории «Молодые режиссеры — детям», в которой принимали участие выпускники гитисовской мастерской Сергея Женовача, в РАМТе появилось сразу три новых спектакля: фольклорные сказы «Пятиречие» Сергея Тонышева, «Вадик поет свою музыку» Евгения Закирова по пьесе Полины Коротыч и «Зверский детектив» Ирины Васильевой по книге Анны Старобинец, ставший абсолютным хитом для младших школьников.

В том же 2021-м РАМТ провел новую Лабораторию фантастики. Очевидно, что именно этого жанра, традиционно востребованного у подростков, на нашей сцене очень не хватает. Театр уступает мощи киноиндустрии, создающей свои блокбастеры почти целиком на компьютерах, но ведь и сцена сегодня активно использует видео, анимацию, мэппинг и кроме того — обладает собственными выразительными средствами. Доказательство тому — спектакли Красноярского ТЮЗа, где Роман Феодори и Даниил Ахмедов творят свои волшебные миры в основном аналоговым способом. Но, похоже, режиссеры не были сильно заинтересованы жанром, и только два эскиза — «Тайна Третьей планеты» Юрия Алесина по Киру Булычеву и «Ходячий замок» Сойжин Жамбаловой по фильму Хаяо Миядзаки — соответствовали теме лаборатории.

«Василисса». Сцена из спектакля. РАМТ. Фото из архива театра

В 2022 году РАМТ опробовал новый формат и провел совместно с Литературным институтом Мастерскую инсценирования, где творческие тандемы режиссера и драматурга вместе создавали инсценировки и эскизы по ним. В итоге для постановки были выбраны сразу три работы — «Ленинградские сказки» драматурга Марии Малухиной и режиссера Филиппа Гуревича, которые объединяют в одном спектакле одноименное пятикнижие Юлии Яковлевой и создают мифологический комикс в стиле нуар о событиях 30–40-х годов XX века, «Томасина» драматурга Оли Потаповой и режиссера Али Ловянниковой по самой известной повести-сказке «американского Андерсена» Пoла Гэлликo о животных и их людях, а также «Битвы по средам» драматурга Полины Коротыч и режиссера Ивана Пачина — инсценировка романа Гэри Шмидта в жанре мокьюментари.

Помимо этого, уже три сезона в РАМТе проходит проект «ВСЛУХ», который курирует театровед Мила Денёва: актеры театра под руководством приглашенных режиссеров читают произведения современной детской и подростковой литературы, как отечественные, так и зарубежные, в том числе популярного сейчас направления young adult. У проекта нет задачи создания новых спектаклей — скорее, это чисто просветительская акция по знакомству зрителей с современными текстами для детей и подростков. Но все же некоторые читки получаются настолько удачными, что остаются в репертуаре, как «Коричневое утро» Саши Золотовицкого по антифашистской новелле Франка Павлоффа, или переходят в другие проекты театра, как, например, «Ленинградские сказки» Юлии Яковлевой, впервые представленные Марфой Горвиц именно на читках «ВСЛУХ».

«ДЕТСКИЙ WEEKEND» «ЗОЛОТОЙ МАСКИ»: ГЕНЕРАТОР ИДЕЙ

Обычно театр проводит лаборатории «под себя», исходя из собственных задач и потребностей, но иногда эту культуртрегерскую функцию берут на себя фестивали. Так, фестиваль «Золотая Маска» в рамках программы «Детский Weekend» трижды — в 2018, 2019 и 2021 годах — проводил лаборатории по современной литературе и драматургии для подростков (их кураторами в разные годы были Алексей Гончаренко, Марина Шимадина, Анна Казарина и Надежда Стоева), а также драматургический семинар Вячеслава Дурненкова «Пьеса для детей: работа над замыслом», по итогам которого было написано 12 новых пьес. В творческом «инкубаторе» этих лабораторий родилось несколько важных, можно сказать — этапных работ.

«Вадик поет свою музыку». Сцена из спектакля. РАМТ. Фото из архива театра

Из эскиза первой лаборатории 2018 года выросла «Считалка» Жени Беркович по повести Тамты Мелашвили, а вместе с ней появился и новый театр — «Дочери СОСО». Это страшное, обжигающее высказывание о детях войны — речь идет о зоне грузино-абхазского конфликта, но на его месте могла быть любая другая «горячая точка». Две 13-летние девочки живут фактически на линии огня. Им хочется дружить, любить, слушать музыку и танцевать, а приходится добывать еду, ухаживать за стариками и хоронить мертвых — больше некому. Часть персонажей в спектакле «играют» большие ростовые куклы — страшные гротескные маски иссушенных войной людей (сильная работа художника Ксении Сорокиной). По контрасту с этими образами близкой смерти еще более живыми и витальными выглядят героини Елены Маховой и Наташи Горбас — девочки-подростки, угловатые и неловкие, резкие и дерзкие, дурашливые, смешные и мечтающие быстрее повзрослеть. Одной из них повзрослеть не придется.

Екатерина Корабельник на той же лаборатории поставила первую книгу из серии «Ленинградских сказок» Юлии Яковлевой — и спектакль «Дети ворона», спродюсированный компаний «Арт-Проект», до 2023 года шел в Центре Мейерхольда, ставшем потом Сценой на Новослободской ШДИ. Сложную тему сталинских репрессий автор, а за ним и режиссер раскрывают через детское мифологическое сознание. Когда героям книги говорят, что их родителей увез черный «воронок», они представляют себе Черного ворона — страшного антропоморфного персонажа с огромным клювом — и отправляются его искать. Создателям постановки удалось найти баланс между сказкой и реальностью, документом и жанром фэнтези, популярным у подростков. Это двоемирие отлично передает сценография Михаила Заиканова. С одной стороны, скудный вещный быт питерской коммуналки, а с другой — причудливый мир заэкранья, созданный с помощью театра теней и компьютерной анимации. Важно, что после показов в ЦИМе всегда проходили обсуждения, чтобы зрители могли разобраться и с исторической подоплекой, и со своими эмоциями.

«Считалка». Сцена из спектакля. Театр «Дочери СОСО». Фото из архива театра

Третий эскиз лаборатории — «Мучные младенцы» Натальи Пахомовой — был принят в репертуар Московского театра кукол и положил начало целому подростковому направлению в театре. В книге Энн Файн шла речь о школьном эксперименте для трудных подростков, где каждому дали «воспитанника» из кулька с мукой, о котором нужно было заботиться, как о живом младенце. И, как ни странно, этот эксперимент принес свои результаты: хулиган Саймон, примеряя на себя роль родителя, пытается понять собственного отца, бросившего их с матерью много лет назад. Спектакль Натальи Пахомовой сразу удивляет приемом: на всех исполнителях тут надеты картонные коробки, «маски», у одних — только на голову, у других — во весь рост. В этом картонном обществе каждый носит «броню», социальную маску, и, чтобы открыть свое настоящее лицо, даже для близких, нужна большая смелость. Спектакль играют в фойе на 40 зрителей — стандартный школьный класс. И зрители тоже становятся участниками действия — их могут попросить прочитать сочинения или проголосовать. И каждому выдают картонную коробку. Надевать ее или нет, каждый решает сам.

Вдохновленный успехом у новой, молодежной аудитории, театр открыл собственную лабораторию МТК. NEXT, где сами артисты с помощью кураторов — режиссера Натальи Пахомовой и театроведа Алексея Гончаренко — готовили эскизы по современной литературе. В результате этой работы в репертуаре появилось еще несколько подростковых спектаклей: «Умник» по повести Мари-Од Мюрай — о людях с особенностями развития, «Мой внутренний Элвис» по книге Яны Шерер — о принятии себя и своего неидеального тела, «Кэрролл без Алисы» — о конфликте писателя и математика, логика и безудержного фантазера в одном человеке. При этом в постановках создатели активно экспериментировали с современными формами театра кукол и предметного театра.

«Считалка». Сцена из спектакля.ˇТеатр «Дочери СОСО». Фото из архива театра

На второй лаборатории «Детского Weekendа» в 2019 году была предпринята попытка соединить театр для подростков с современной драматургией. На ней прозвучали пьесы из шорт-листа «Любимовки» последних лет в постановке молодых и активно работающих в детском театре режиссеров: «Замыкание» Марии Малухиной (эскиз Виктории Печерниковой), «Хлебзавод» Алексея Олейникова (эскиз Ивана Пачина), «Мама, мне оторвало руку» Маши Конторович (эскиз Данила Чащина) и «За белым кроликом» Марии Огневой (эскиз Полины Стружковой). И хотя последнюю пьесу отнести к подростковым можно с большой натяжкой — в ней идет речь об убийстве двух девушек и попытках их близких справиться со своим горем и страхом, — именно она в итоге стала спектаклем. Продюсер Татьяна Лукьянова осуществила постановку на сцене Центра Мейерхольда, а позже перенесла ее в собственный театр «Среда 21». В спектакле Стружковой страшная ситуация также оттенялась сказочными, игровыми моментами — девушки, одетые в белые платья с большими бантами, словно кэрролловские Алисы, падали в нарисованную на проекции нору вместе с ушастым кроликом, которого играл Филипп Гуревич.

В 2021 году в лаборатории «Детского Weekendа» принимали участие пьесы, созданные в семинаре Вячеслава Дурненкова «Пьеса для детей: работа над замыслом»: «Рафаэль» Максима Потоцкого, «Мия и дракон» Арины Чунаевой, «Колибри — печаль» Марты Райцес и «Куда пропал прекрасный принц» Марии Огневой. По итогам лаборатории постановка Михаила Плутахина по пьесе «Мия и дракон» (6+) об огнеопасном домашнем питомце вошла в репертуар Театра предмета. Пьесу Огневой планируют к выпуску в Никитинском театре (Воронеж) и в Тверском ТЮЗе.

«АРЛЕКИН»: ИЗ ПЕТЕРБУРГА — С ЛЮБОВЬЮ

Ежегодные лаборатории для молодых режиссеров и драматургов стали неотъемлемой частью фестиваля «Арлекин» с момента его основания в 2004 году. Фестиваль всегда стремился пробудить в новом поколении режиссеров интерес к театру для детей и подростков, а у российских театров — заинтересованность в современной литературе для театра, в новой драматургии и молодой режиссуре.

В первые годы лаборатории были посвящены театру для самых маленьких. С 2010 года «Арлекин» в партнерстве с РАМТом и СТД РФ осуществлял проект «Молодые режиссеры — детям», по итогам которого было поставлено более десяти спектаклей в разных городах, в том числе — «Лёля и Минька» Рузанны Мовсесян по рассказам Зощенко, который до сих пор остается в репертуаре РАМТа.

«Дети Ворона». Сцены из спектакля. ЦИМ. Фото из архива театра

В 2016 году «Арлекин» провел режиссерскую лабораторию «ШАГ 11+. Новая немецкоязычная драматургия для детей» с участием студентов РГИСИ. Ее итогом стали три спектакля для подростков на сценах Петербурга: «Временно недоступен» Андрея Загородникова в ТЮЗе им. А. А. Брянцева, «Хочу быть волком» Анны Бычковой в «Балтийском доме» и «Без монет нет конфет» Игоря Хонина в «Этюд-театре».

Основой лаборатории «В театр на самокате», проходившей в сотрудничестве с РГИСИ в рамках «Арлекина»-2017, стали не пьесы, а современная проза — зарубежные романы и повести, изданные издательством «Самокат»: «Собака Пес» Даниэля Пеннака, «Воскресный ребенок» Гудрун Мёбс, «Волна» Тода Штрассера (эскиз Ивана Заславца даже получил специальную премию жюри фестиваля «Эксперимент» за поиск новых выразительных средств современного театра для детей и подростков). А повесть «Цацики идет в школу» Мони Нильсон-Брэнстрем в постановке Юлии Каландаришвили вошла в репертуар театра «Суббота» и стала настоящим хитом. История про мальчика, растущего без отца, но зато с эксцентричной Мамашей, которая всегда его защищает и встает на его сторону, завоевала любовь зрителей своим юмором, здоровым хулиганством и азартной актерской игрой.

«Дети Ворона». Сцены из спектакля. ЦИМ. Фото из архива театра

В 2018 году «Арлекин» совместно с СТД организовал уникальную лабораторию "ТЕАТР. КОМ«на основе комиксов, где режиссеры пытались найти новый подход и сценический язык для постановки графических романов. И весьма успешно! Спектакль «Ариоль» по популярному французскому комиксу Эмманюэля Гибера и Марка Бутавана вошел в репертуар руководимого Павлом Зориным ижевского театра Les Partisans. «Голиаф» Ильи Мощицкого по комиксу Тома Голда после лаборатории жил самостоятельной жизнью на сценах Санкт-Петербурга и Москвы, как и спектакль Юлии Каландаришвили «Я — слон» по автобиографическому комиксу Владимира Рудака и Лены Ужиновой об инвалиде, прикованном к коляске.

Самым удачным опытом этой лаборатории стала постановка Ивана Куркина по комиксу Марии Гаярдо «Мария и я» о девочке с аутизмом: она была выстроена как бродилка по комнатам, где зрители учились коммуницировать с особыми людьми. Позже спектакль был перенесен на сцену Хабаровского ТЮЗа и выдвинут на «Золотую Маску» 2020 года в номинации «Эксперимент».

«За белым кроликом». Сцены из спектакля. ЦИМ. Фото из архива театра

С 2018 года «Арлекин» проводит лаборатории совместно с драматургическим конкурсом «Маленькая ремарка», и молодые режиссеры представляют эскизы пьес из его шорт-листа. В основном это тексты именно о подростках и для подростков: об отношении со сверстниками и конфликтах с родителями, о подростковом бунте против лживого социума, чувстве одиночества, непонимании со стороны близких и переживании собственной маргинальности, об осознании своего гендера и принятии своей телесности, о буллинге, детской жестокости и равнодушии взрослых, об интернет-зависимости, роли соцсетей и виртуальной реальности в современном мире. Причем в этих пьесах узнаваемые бытовые реалии очень часто встречаются с фантастикой: герои отправляются в воображаемые миры, чтобы справиться с проблемами в своей реальной жизни.

На лаборатории в разные годы были представлены тексты Марии Малухиной, Игоря Витренко, Полины Коротыч, Маргариты Кадацкой, Керен Климовски, Сергея Давыдова, Полины Бородиной, Марты Райцес, Даны Сидерос, Дарьи Варденбург, Дарьи Уткиной, Ирины Васьковской и многих других. На показах эскизов в Белом зале театра «Зазеркалье» традиционно собираются режиссеры, директора и завлиты театров из разных городов. И впоследствии многие из пьес, впервые прочитанных на фестивале, расходятся по российским театрам.

«За белым кроликом». Сцены из спектакля. ЦИМ. Фото из архива театра

Дело «Арлекина» в Петербурге подхватил и продолжил новый фестиваль театра для подростков «В смысле?!», который впервые прошел в 2023 году и провел необычную лабораторию в жанре сайт-специфик. Показы эскизов проходили в самых неожиданных локациях: на спортплощадке — в жанре танц-театра, в студии-лектории — на основе записанных разговоров с подростками, на Удельном рынке, где зрители слушали аудиозапись в наушниках, бродя по барахолке и соприкасаясь с памятью предметов. И это довольно редкий случай, когда для разговора на актуальные подростковые темы используются экспериментальные формы, которые молодым людям должны быть ближе конвенционального театра с разделением на сцену и зал и традиционным нарративом. Планируется, что эти работы войдут в репертуар «Театрального проекта 27», когда летом 2024 года он откроет свою собственную площадку в Петербурге.

ЗА ПРЕДЕЛАМИ СТОЛИЦ

Конечно, лабораторное движение касается не только столиц — Москвы и Петербурга. Тот же конкурс «Маленькая ремарка» проводит свои лаборатории и в других городах. Например, в 2018 году в Новосибирском молодежном театре «Глобус» был осуществлен проект «Современная драматургия — подросткам», где актеры театра читали пьесы из шорт-листа конкурса на разные актуальные темы и обсуждали их с целевой подростковой фокус-группой. А в ноябре 2022 года подобная лаборатория с читками пьес, показом эскизов и различными мастер-классами для подростков проходила в Первом театре Новосибирска.

Многие ТЮЗы в регионах также устраивают лаборатории для детей и подростков. Одной из первых, в 2006 году, появилась лаборатория «Молодая режиссура. Спектакль для маленьких» в Самарском театре юного зрителя «СамАрт». Вплоть до 2018 года она ежегодно проходила в рамках фестиваля «Золотая репка» под руководством драматурга Михаила Бартенева и театрального критика Олега Лоевского. И хотя лаборатория была направлена главным образом на театр для детей до 9 лет, иногда она захватывала и школьную программу, и классику, и современные произведения для подростков. В ее задачи не входило создание готовых спектаклей, скорее, это была опытная площадка по поиску сценического языка для современного детского театра. В последние годы лаборатория переросла в «Эскиз-театр» и занимается именно современной драматургией дляподростков.

С. Демин-Левийман (Цацики), С. Андреева (Мамаша). «Цацики идет в школу». Театр «Суббота». Фото из архива театра

Красноярский ТЮЗ под руководством Романа Феодори с 2011 года начал проводить свою лабораторию «Вешалка», нацеленную как раз на пополнение репертуара. Совместно с куратором Олегом Лоевским они каждый год придумывали для нее новые темы и форматы: современная драматургия и детские сказки, актуализация классики и обращение к кино, документальный и этнический театр, «сложные темы» и произведения из школьной программы. По ее итогам в Красноярском ТЮЗе появилось немало новых постановок, в том числе — спектакли для подростков по современной драматургии: «Всем, кого касается» Георгия Суркова по пьесе Даны Сидерос, «Мама, мне оторвало руку» Маши Конторович в постановке Никиты Бетехтина и «Поход в Угри-Ла-Брек» Мурата Абулкатинова по пьесе шведского писателя и драматурга Томаса Тидхольма. Последний стал результатом лаборатории 2021 года, посвященной «трудным темам» в театре для детей и подростков. В своих эскизах режиссеры прорабатывали табуированную в детском театре тему смерти, безвозвратных потерь, конечности и вместе с тем — ценности любой жизни.

В последние годы такие лаборатории при ТЮЗах появляются почти повсеместно. Не всегда они приносят конкретный результат, но всегда оживляют творческую жизнь театров, взбадривают труппу и открывают новые возможности, форматы постановок, имена авторов и режиссеров. Некоторые театры работают с подростками по модели Class Act, где драматурги учат школьников писать пьесы, а потом театр показывает их на своей сцене. Чаще всего такие акции имеют разовый характер и призваны привлечь подростков в театр, заинтересовать их. Но иногда из этого получаются полноценные спектакли, как, например, одна из самых популярных постановок Няганского ТЮЗа «Я есть!», созданная Данилом Чащиным и Сергеем Чеховым по пьесам подростков — участников одноименной лаборатории.

С. Демин-Левийман (Цацики), С. Андреева (Мамаша). «Цацики идет в школу». Театр «Суббота». Фото из архива театра

Еще одну перспективную модель лабораторий предложил Большой детский фестиваль: сам он ежегодно проходит в Москве, на базе Губернского театра под руководством Сергея Безрукова, но лаборатории проводит в регионах, охватывая широкую географию от Калининграда до Камчатки. Фестиваль берет на себя функцию организатора и продюсера и знакомит театры разных городов с молодыми режиссерами. Причем темы у лабораторий могут быть самыми разными. Например, в Севастопольском ТЮЗе в 2021 году проходила Лаборатория актуального театра для детей «Научпоп» под руководством главного режиссера Большого театра кукол Руслана Кудашова. БДФ-лаборатория в Карелии была посвящена театру для самых маленьких, а в Архангельске — традиционной культуре народов Севера: эскизы тут создавались на основе эпосов, сказок, этнографических или исторических материалов. В результате появились новые спектакли в Камчатском театре кукол («Метель», режиссер Олег Лабозин-младший), в Нижневартовской драме("…до лампочки«, Ленара Гадельшина), в Озерском театре «Наш дом» («Следы на снегу», Ксения Павлова), в Севастопольском ТЮЗе («Циолковский. Путь к звездам», Дмитрий Огородников), а также в Петербурге («Краш в сердце», Театральный проект 27, Юлия Каландаришвили) и Москве («Морж, учитель и поэт», творческое объединение «Таратумб», Антон Калипанов). Также еще десять проектов удалось реализовать в рамках программы «Питчинг БДФ», где режиссеры представляют не эскизы, а лишь идеи спектаклей для директоров и худруков театров.

Надо сказать, что похожий по формату проект «Арт-Маркет» реализует и Красноярский ТЮЗ. В этом году конкурс был направлен на работу со школьными театрами — и режиссеры презентовали свои идеи постановок по школьной программе непосредственно учителям. Победителем, получившим сразу несколько предложений от педагогов, стала заявка Марии Булатовой на спектакль по школьным сочинениям.

Интересный формат лаборатории для подростков придумали в Омской области. Изначально Северный драматический театр им. Ульянова в городе Тара проводил лабораторию «Своя территория» по современным пьесам на острые социальные темы для профилактики и прямой проработки жизненных проблем, например суицидов, буллинга в школе или наркозависимости. После каждого показа в театре проходили обсуждения с психологами, где ребята учились искать выход из показанной кризисной ситуации. В 2022 году проект трансформировался — драматурги создавали пьесы в коллаборации с самими подростками, на основе их сочинений о том, что их волнует и тревожит сегодня. В итоге после показа эскизов «Годовые кольца моих костей» Елены Щетининой — о мальчике, который готовится к «шутингу» в школе, — были поставлены Константином Рехтиным в Таре, а пьесы Марии Малухиной «Ноябрьский зов» и Игоря Витренко «Яна всем нравится (нет)» вошли в шорт-лист конкурса «Маленькая ремарка». В 2023 году было написано уже 7 новых пьес, а к работе лаборатории подключились не только омские театры, но и коллективы из Челябинска, Губахи, Нижнего Тагила, Сарова и Тобольска. На финальном фестивале эскизов, проходившем в Омске в ноябре 2023 года, победила пьеса Влады Ольховской «Лисьи огни», поставленная Александром Черепановым в Омском ТЮЗе, а лучшим эскизом был признана работа Филиппа Гуревича по пьесе Игоря Витренко «Подруга из мертвого города», представленная театром «Доминанта» из Губахи Пермского края. Возможно, скоро они войдут в репертуар театров-участников.

Постепенно сеть лабораторий охватывает все регионы. Но особенно важными и полезными они оказываются там, где о таком формате никогда прежде не слышали. Интенсивная работа всей труппы сразу с несколькими режиссерами, погружение в новую тематику и новые способы актерской игры, знакомство с неизвестными ранее авторами и произведениями дают театру полную перезагрузку и «апгрейд» сразу на несколько лет. Так, в Сургутском музыкально-драматическом театре в ноябре 2022 года при поддержке гранта ПФКИ прошла лаборатория спектаклей для подростков «Мне (не) больно», которую курировала Мила Денёва. Лаборатория была посвящена травматичным ситуациям в жизни подростков и способам пережить горе. На ней прошли читки пьес: «Я — кулак, Я — А-н-н-а» Марты Райцес и «Воин» Марии Огневой, а также были показаны эскизы по мотивам «Сахарного ребенка» Ольги Громовой, «Книги всех вещей» Гюса Кёйера и «Калечины-Малечины» Евгении Некрасовой. Как итог год спустя в Сургуте вышел спектакль Ивана Миневцева «Сахарный ребенок» по документальной книге Ольги Громовой, которая записала воспоминания Стеллы Нудольской, «дочери врага народа», о своем детстве в киргизской ссылке. Для Сургута, традиционного места ссылок (в поселке Черный Мыс, теперь входящем в черту города, тоже жили раскулаченные крестьяне), такая постановка, безусловно, особенно важна и требует от авторов определенной смелости. И вряд ли она бы появилась здесь без лаборатории. Но первые искренние и восторженные отзывы зрителей, в том числе — с детьми-подростками, дают надежду, что все это не напрасно.

Ноябрь 2023 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.