В Ханты-Мансийском автономном округе есть небольшой город с населением чуть больше 60 тысяч человек — Нягань. В 1985 году поселку Нях, построенному для нефтяников, присвоили статус города. Так что Нягань еще не прошла даже через сорокалетний рубеж, можно сказать, что это город-подросток. По одной из версий, этимология названия этого населенного пункта восходит к хантыйскому слову «нях» — улыбка. В общем, север, подростки, улыбки — все, что мы узнаём о няганской жизни сразу. Не удивительно, что единственный театр в городе, а по совместительству и один из самых заметных в России — ТЮЗ.
Театр основан в 1993 году — времена тяжелые для страны, находившейся в очередном кризисе, да и город был совсем молодой. Отсутствовала материально-техническая база, на примерки костюмов артисты ездили в Нижний Тагил, потому что ткани на пошив в Нягани достать было просто невозможно. Заложенный в название города оптимизм определил и подход к развитию театрального дела. Неустроенность и внешние трудности не были для театра преградой с самого начала — здесь все воспринималось как возможность поэкспериментировать. В 1994 году в спектакле «Чепуха, чепухень, чепухенция» артисты разъезжали по городу в украшенном воздушными шарами грузовичке, выступая прямо на улицах.
Новейшая история Няганского ТЮЗа берет свое начало в 2011 году, когда на должность директора пришла Анастасия Геннадьевна Постникова.
Она сразу взяла курс на расширение репертуарной политики, сделав из единственного в городе театра центр культурной жизни, точку притяжения для жителей всех возрастов. Одной из первых премьер, вышедших при новом руководителе, стал спектакль по пьесе Данилы Привалова «Пять-двадцать пять» (режиссер Сергей Бердский), после которого провели круглый стол «Профилактика острых социальных тем посредством театрального искусства». С самого начала директор показала себя человеком живо интересующимся профессией и миром вокруг. В довольно короткие сроки расширился не только основной репертуар театра, но и его проектная деятельность. В кабинете директора на полках можно заметить много книг — тех, что читают со своими детьми самые передовые родители; а ее саму легко встретить на детских театральных фестивалях в разных уголках страны.
Работают в Нягани преимущественно молодые специалисты — с одной стороны, это связано с тем, что маленькому театру начинающие по карману, с другой, это еще одна своеобразная миссия по взращиванию кадров и предоставлению возможностей тем, кто делает первые шаги в профессии. Так, Няганский ТЮЗ одним из первых обратился к драматургии Карины Бесолти (спектакль «A L O L A J. История в 12 струнах», 2021, режиссер Мария Сиукаева), как композитор работал Дахалэ Жамбалов («A L O L A J. История в 12 струнах»; «Звездный час по местному времени», 2022, «Калечина-Малечина», 2023 — режиссер обоих — Сойжин Жамбалова). Ставили в Няганском ТЮЗе Анастасия Старцева (теперь главный режиссер Омского ТЮЗа), Роман Бокланов, Артем Устинов, Иван Пачин, Сойжин Жамбалова, Иван Комаров, Данил Чащин и др. В общем, работа с молодыми — программа Няганского ТЮЗа, охватывающая все сферы деятельности театра.
Зрители тут тоже не просто покупатели билетов — это часть дома, семьи, которую строят в Няганском ТЮЗе, вовлекая в проекты разные категории горожан. С подростками театр работает разными путями: иногда они становятся соавторами, иногда донорами для вербатимов в спектаклях, созданных на стыке литературного и документального материалов, есть в афише и названия из школьной программы и современной детской прозы.
Первый способ связан с драматургическими лабораториями по методике Class Act, трижды проходившими в Няганском ТЮЗе. В 2017 году подростки под кураторством драматургов Марии Зелинской и Вячеслава Дурненкова написали пьесы, по которым режиссеры Екатерина Гороховская, Данил Чащин, Сергей Чехов и Анастасия Старцева поставили эскизы. Лучшие из пьес стали литературной основой для спектакля «Я есть!» (режиссеры Данил Чащин и Сергей Чехов), в центре которого — размышления подростков о родителях, друзьях и будущем. Проект стал ежегодным: драматургом второй лаборатории также была Мария Зелинская, третьей, получившей название «Мы вместе», — Анастасия Букреева. В ней приняли участие 18 детей, 8 из них — с особенностями развития. В разные годы над постановками детей работали Надя Кубайлат, Артем Устинов, Лев Иванов, Игнат Кириллов, Юлианна Лайкова и Яна Чипуштанова — местный хореограф-постановщик, пробующий себя в качестве режиссера.
Ее первой самостоятельной режиссерской работой стал спектакль «Ундина» (2020) по пьесе, сочиненной Зинаидой Ан и Яной Серажитдиновой в лаборатории «Мы вместе». На этот раз подростковый мир предстал не через призму реалистического восприятия, а в форме фантастической сказки. Главная героиня, девочка Ундина (Мария Васильева), проходит через инициацию. Покинув родительский дом, она сталкивается с ведьмой Кикимару (Илья Чан), показывающей ей жизнь в ее самых худших проявлениях. В сновидческом путешествии по миру, населенному странными, а порой и страшными существами, девочку сопровождает голос Матери (Марина Дроздова), декларирующий основную мысль спектакля: «Чтобы понять мир, нужно смириться с хаосом, который он порождает».
По второму пути театр шел, работая с реальными жителями не только Нягани, но и всего Ханты-Мансийского автономного округа, делая их героями спектаклей и позволяя их голосам звучать со сцены. В «Житии Спиридона Расторгуева» (2021) Филипп Гуревич смонтировал рассказ Василия Шукшина «Сураз» с вербатимами жителей поселков Ханты-Мансийского автономного округа, через которые создается коллективный портрет представителя российской глубинки. Одним из центральных персонажей стал мальчик Тимур (Мария Васильева) — воцерковленный ребенок, наивно и просто рассуждающий об укладе жизни. В «Снегурочке» (2023) Гуревич снова обращается к монтажу документального и художественного текстов: героиню Островского режиссер трактует как девочку с расстройством аутистического спектра, создавая вокруг сказочного мира комментирующую рамку с реальными историями матерей, воспитывающих детей с РАС. Ассоциативная компиляция документа и литературы — основной принцип режиссерской работы Филиппа Гуревича в спектаклях Няганского ТЮЗа, который не только позволяет посмотреть на привычный художественный текст в неожиданной трактовке, но и становится способом вовлечения горожан в жизнь театра. Вовлечения не насильственного, не вертикального, а взаимного. «Снегурочка» начинается с рассказов актеров о том, что они знали об аутизме до начала работы над спектаклем, жанр которого и определен как «исследование», в финале они рассказывают, что знают теперь и как этот опыт на них повлиял. На премьере в зале сидели и герои спектакля — мамы, чьи лица мы видели на экране и чьи истории рассказывала актриса Анастасия Крепкина, и их дети. Из пространства художественного высказывания спектакль таким образом перемещался и в область социального жеста, преобразовывая первую, неигровую, реальность.
Третий, самый традиционный способ связан с расширением репертуара спектаклями по произведениям школьной программы и современной литературы. В афише немало названий для детей среднего и старшего школьного возраста, позволяющих им знакомиться с произведениями, которые они проходят на уроках литературы («Морфий», 2016, режиссер Роман Каганович; «Ночь перед Рождеством», 2016, режиссер Анастасия Старцева; «Повести Белкина», 2019, режиссер Лев Иванов; «Темные аллеи», 2019, режиссер Анастасия Старцева; «Старший сын», 2022, режиссер Александр Баргман, и др.).
Положение единственного городского театра обязывает не только к работе с разновозрастной аудиторией, но и к освоению актерами разных жанров: они работают в живом плане, с куклами, в пластических и музыкальных спектаклях.
В концертном исполнении со сцены Няганского ТЮЗа звучит поэзия Серебряного века в спектакле Ивана Комарова «Цехъ поэтовъ» (2022), ставшем первой попыткой театра зайти на территорию игрового образования. Стихотворения переложены на современные аранжировки (автор идеи Юлия Баранова, музыкальное оформление Юлии Барановой, Айвара Хучахметова, композитор Ян Кузьмичев), отчего они становятся ближе сегодняшним подросткам. Например, «Реквием» в фолк-исполнении Юлии Барановой и Анастасии Крепкиной легко бы мог вписаться в трибьют вроде «Мне на плечи кидается век-волкодав», в котором стихотворные тексты Осипа Мандельштама исполняют Shortparis, Леонид Агутин, «Курара» и другие.
В спектакле Сойжин Жамбаловой «Калечина-Малечина» по одноименной повести Евгении Некрасовой, принесшем Няганскому ТЮЗу первую в истории театра номинацию на Национальную театральную премию «Золотая Маска», музыкальная составляющая играет немаловажную роль. Режиссер написала стихи, которые стали лейтмотивом спектакля (композитор Дахалэ Жамбалов), о собственном детстве и о том, как трудно быть невыросшим в любые времена. О своих детских травмах рассказывают и актеры, занятые в спектакле. Поэтическое, богатое визуальными образами сценическое полотно прерывается документальными вставками. Двоемирие — основа сценической композиции спектакля. В одном мире — жизнь третьеклассницы Кати (Мария Васильева) в маленьком городе, наглухо заставленном неприглядными бетонными стенами, с родителями, находящимися на грани развода, и по-детски жестокими одноклассниками. В подобный мир возвращаются в своих историях и актеры, рассказывая о школьной агрессии и отношениях с родителями. В другом, потустороннем, живет Калечина-Малечина (Юлия Баранова) — мифическое существо, способное восстановить справедливость. Спектакль честно и по-взрослому обращается к детям 9–11 лет, ровесникам главной героини: они уже не малыши, но еще и не подростки — они уже объемно чувствуют мир, но еще не в состоянии осознать его полностью. Они уже сталкиваются с первыми недетскими проблемами, но еще верят в сказку. Сойжин Жамбаловой удается точно схватить это мироощущение: через поэтическое отстранение она затрагивает самые серьезные темы, обсуждение которых в отечественной сценической традиции, как правило, адресуется подросткам не младше 14 лет, — сексуализированное насилие и суицид. Спектакль не дает ответов и не решает проблемы впрямую, он повествует о зле как об атрибуте повседневности, о зле непроявленном, но разлитом в воздухе, о глобальном зле, складывающемся из череды бытовых, ничем не примечательных ситуаций: оно становится средой, в которую помещены невыросшие, обреченные покалечиться об этот мир.
Современная зарубежная проза представлена в репертуаре спектаклями Ивана Пачина «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» по повести Ульфа Старка и «Джаггер, Джаггер» по одноименной книге Фриды Нильсон в постановке Романа Бокланова. Оба повествуют о детском одиночестве и необходимости в настоящей дружеской привязанности. Герой Старка мальчик Берра (Мария Васильева) идет в дом престарелых, чтоб найти себе дедушку, которого у него никогда не было; Бенгту (Илья Чан) — отверженный плохиш, как и большинство героев Фриды Нильсон, встречает бездомного, совершенно невоспитанного пса Джаггера (Данил Суворков) — единственного равного ему, а оттого и способного понять горести мальчика.
Кроме основного репертуара, театр реализует проект «Культура для школьников», в котором артисты проводят онлайн-уроки по чтению, организуются конкурсы и мастер-классы. Для детей, посещающих спектакли в рамках массовых походов по Пушкинской карте, в театре специально придумали настольную игру «Культурный серфинг»; есть в театре и своя детская театральная студия «Эйдос», где занимаются малыши от трех лет.
Удивительным образом театру в маленьком далеком северном городе удается быть «третьим местом»: укреплять чувство общности между жителями города всех возрастов, предоставлять им возможность в гостеприимной и комфортной атмосфере свободно общаться на самые разные темы — быть понятыми, принятыми и, что самое важное, любимыми. Няганский ТЮЗ, мысля себя как семейный театр, создает условия для семейного благополучия в городе, налаживает связи между детьми и родителями, детьми и школьными учителями, а для самих детей создает пространство для творчества, общения, самореализации и безопасного познания себя и мира вокруг.
Октябрь 2023 г.
Комментарии (0)