«Лина-Марлина» (пьеса Е. Ионова по мотивам повести К. Кретовой).
Театральный проект 27.
Режиссер Роман Бокланов, художник Никита Запаскин
«Филигранное жонглирование метафорами» — так можно сказать не только о таланте заглавной героини спектакля (если цитировать ее бабушку), но и о пьесе Евгения Ионова. Это именно пьеса, а не инсценировка, настолько сильны отличия от первоисточника — одноименной книги Кристины Кретовой. Это адаптация истории для зрителей постарше.
У Кретовой подводный мир населен только русалками и тритонами. Лина рождается с синими волосами, что закрывает для талантливой девочки академическую вокальную карьеру. Та же судьба ожидает ее конкурентку, а потом подругу Марину, потому что она делает татуировку в память о дедушке. Влюбленный в Лину скромный гитарист Гарик добивается ее не без усилий. Троица друзей становится популярной музыкальной группой. Так начинается мода на синие волосы даже у молодых людей на земле. Впрочем, группа довольно быстро распадается, потому что ее участники решают выше искусства и славы поставить семью и рождение детей или занятия педагогикой. Слишком благополучно для современной сцены, не так ли?..
У Ионова все русалки синеволосы от рождения, но почему-то скрывают это и носят парики естественных для людей цветов. В финале под воздействием музыки они снимают парики прямо на концерте, пример подает папа Лины. В одежде подводные обитатели предпочитают серый, с его помощью проще быть как все. Художники по костюмам Игорь Андреев и Мария Комарова (модный дом Vereja) отказываются от чешуйчатых хвостов и постепенно привносят яркие краски в серый мир. Особенно экстравагантными выглядят новые друзья Лины — морской Черт и динозавр Плезя. Они появляются у Ионова вместо Гарика и Марины из-за не существующей у Кретовой стены, отделяющей нормативные воды Финского залива от места обитания всяких монстров, отличных от русалок и тритонов.
Принципиальное отличие пьесы от сказки — смерть мамы. Драматург не готовит зрителей к такому повороту сюжета, впрочем, так происходит и в жизни. Когда в воспоминаниях или мечтах Лины мать появляется босоногой, в белом платье, они начинают понимать друг друга с полуслова. При этом Ионов вбрасывает в историю изрядное количество шуток. В основном они сочиняются на тему рыб, например «вызвать ментаев» или «элегантная щука» — такой вот юмор.
Игру с жанром драмеди начинает Евгений Ионов, а режиссер Роман Бокланов ее ловко подхватывает, предлагая актерам яркий способ существования. Алексей Романович в ролях папы, бабушки, одноклассника Молокина и Черта частенько подмигивает залу, предлагая посмеяться над тем или иным гэгом. Юлия Чербаджи находит для динозавра Плези, мамы и одноклассницы Селедкиной свои неповторимые нервные жесты и заметные страхи.
В таком театре для подростков существенна минимальная дистанция между актером и взрослеющим персонажем. Васса Бокова (Лина) молода, она актриса и певица, и в спектакле звучат ее песни, написанные специально для постановки. Плейлист можно скачать и потом подпевать: «Молодость меня не простит, если я буду грустить. Если я буду с теми, кто в меня не верит». Музыкальная составляющая может существовать сама по себе, в отрыве от спектакля, от этого она становится еще ценнее.
В таком театре для подростков все проговаривается. «Поиск себя может быть настоящим приключением, а может быть пыткой» — и таких истин предостаточно. Лина не контролирует свои эмоции, но старается их узнать, проанализировать, сформулировать, и подростков редко играют такими собранными, как это делает Бокова.
Персонажи часто говорят о социализации. Но, скорее, это спектакль о семье. Во главе угла — вопрос поколений и их взаимной ответственности. Его ставят перед собой все три друга-подростка. Динозавр Плезя переживает за дедушку, чье авторство бессмертной оперы «Дельфинио и Русалка» не признано в официальном музыкальном сообществе. Черт хочет во что бы то ни стало заполучить внимание «бати», который его «киданул» в раннем детстве. В семье Лины еще острее. «Понарожают друг друга», — в сердцах говорит о женщинах единственный мужчина в этой семье, почти идеальный муж и отец. Бабушка, которая в версии Ионова становится еще и руководителем музыкальной академии, и всесильным продюсером, — маска-бюст в руках актера. Алексей Романович управляет ею даже в те моменты, когда она понукает отцом, который сработан им, говоря языком театра кукол, «в живом плане». Получается игра с психологическим понятием и сценическим принципом, которые одинаково называются «манипуляция».
В таком театре для подростков важно обсуждение спектакля со зрителями, смодерированное театральным педагогом, чаще всего по безоценочному методу. В случае с «Линой-Марлиной» это рифмуется с книгой, послесловием к которой является текст психотерапевта Аглаи Датешидзе, где она объясняет, как читать эту и другие сказки детям и взрослым. Кажется, научно-популярный комментарий с вопросами к читателям объемнее художественного текста.
Спектакли для подростков быстро теряют актуальность. Стремительно меняются лексика, мемы, популярные способы коммуникации — все то, что сразу должно узнаваться целевой аудиторией, из-за чего она должна поверить театру, заговорить на одном языке. Команда «Театрального проекта 27» знает это, как никто другой, поэтому и в подаче важных тем предлагает атрибуты, узнаваемые разными поколениями. В сценографии Никиты Запаскина зеркальные диско-шары соседствуют с круглыми лампами для съемок видео. А дебют группы «Лина-Марлина» в городе русалок происходит на программе «Песня года». А если кому-то (как мне) это покажется кринжем, не спешите делать выводы, сделайте скидку, потому что это выступление организовала бабушка.
Ноябрь 2023 г.
Комментарии (0)