О спектакле
«Гамлет. Машина. Цемент» (по мотивам пьесы У. Шекспира «Гамлет» и роману Ф. Гладкова «Цемент»).
Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана.
Режиссер Степан Пектеев, художник Катерина Андреева
Название «Гамлет. Машина. Цемент» явно намекает на Хайнера Мюллера, написавшего в 1972 году пьесу «Цемент» по мотивам одноименного романа Федора Гладкова, а в 1977 году — пьесу «Гамлет. Машина». В программке спектакля Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана немецкий драматург не упоминается — это авторская, неоправданно сложно выстроенная драматургически инсценировка режиссера спектакля Степана Пектеева.
Главным постановочным критерием для Пектеева оказывается избыточность, но не смыслов — формы, эффектов. Тут и полномасштабный уазик, набитый бутафорией и оснащенный личным оператором, снимающим изнанку, и похоронная процессия, провожающая Гамлетова отца (который, к слову, появляется в самом начале спектакля в белом одеянии, заляпанном алой кровью, с репликой: «Гамлет, просыпайся, твой отец умер»), и сцена коллективного изнасилования белогвардейцами Даши, ставшей после этого рокового унижения красноармейской девой, и надрывное исполнение Офелией хита «Show must go on» группы Queen, и…
Само сложение Шекспира с Гладковым не оправдывается ничем — это сюрреалистическая марийская отсебятина. Однако «ошеломляющий образ», возникающий путем соединения несоединимого, новых смыслов не порождает. Разве что фрейдистские мотивы связывают «Цемент» и «Гамлета»: Гертруда, например, в реальности Гладкова играет молодую Офелию-Дашу, а певший «Солдата» Любэ Лаэрт возвращается с гражданской войны героем Глебом — из брата Офелии переквалифицировавшись в ее мужа.
При всей графомании сценического языка смысловой посыл лаконичен и прост — это история о невозможности бунта в стране рабов. О бездейственности героя, о лишении человека статуса автора — он теперь зритель. Во втором акте — «Цемент» — Гамлет открывает книгу Гладкова и читает главу, которую уже воспроизвели на сцене его сограждане (марийцы? датчане?). Приезжий актер из первого акта — «Гамлет» — лихо снимает с принца датского (марийского?) очки и, надевая на себя, произносит его реплики. Пектеевский Гамлет не конструирует реальность, а слепо подчиняется обстоятельствам (и дело не в отнятых очках — те ему давно вернули).
Степан Пектеев показывает страну наблюдателей, не желающих и неспособных отстоять свои ценности и права. Его Гамлет не убивает ни Клавдия, ни Полония, а Глеб бездейственно смотрит на надругательство над Дарьей — пассивность как образ жизни, образ мышления.
Поворотный круг, как ни странно, становится главной смысловой доминантой нагроможденного эффектами спектакля: все идет по кругу, одни похороны сменяются другими, а герои-гамлеты молча наблюдают…
Вопрос «быть или не быть», повторенный в спектакле трижды (в том числе — на марийском), решен Пектеевым однозначно: не быть.
Август 2023 г.
Комментарии (0)