Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА

ПУТЕШЕСТВИЕ БУДЕТ ПРИЯТНЫМ

У. Стратонитская. «Солнечный удар». Новосибирский музыкальный театр.
Дирижер Александр Новиков, режиссер Леонид Алимов, художник Елена Вершинина

Произведения Бунина не часто адаптируют для драматической сцены, а в театре мюзикла до «Солнечного удара» этого не делал никто. Инициатива постановки принадлежит директору и художественному руководителю Новосибирского музыкального театра Леониду Кипнису — он заказал партитуру композитору и включил мировую премьеру в программу Пятого всероссийского фестиваля новых музыкальных проектов «Другие берега», который проходил в Новосибирске. Это уже вторая партитура Ульяны Стратонитской, созданная для этого театра. Выпускница Московской консерватории и автор музыки к популярным российским мультсериалам «Кошка Бяка» и «Деревяшки» заявляет о себе как о новом лидере в мюзикловом жанре.

Сцена из спектакля. Фото Д. Жбановой

Кипнис уже в течение многих лет осознанно наполняет афишу Новосибирского музыкального театра «литературными» мюзиклами, с акцентом на специально заказанные партитуры. Так, в 2015 году новосибирец Виктор Кротов написал для театра мюзикл «Вий», петербургский композитор Владимир Баскин создал партитуры мюзиклов «Одиссея капитана Блада» (2016) по мотивам одноименного романа Сабатини и «Средство Макропулоса» (2017) по пьесе Чапека. В 2023-м дебютировавшая в мюзикловом жанре Стратонитская написала музыку к «Человеку, нашедшему свое лицо» по роману Александра Беляева. Но новаторским в плане музыкального материала стал именно «Солнечный удар», в либретто которого сплелись сюжетные линии сразу нескольких произведений Бунина — от рассказа, давшего название мюзиклу, до романа «Жизнь Арсеньева» и книги дневниковых записей писателя «Окаянные дни». Собрав персонажей из разных текстов в буквальном смысле на корабле, который долго плывет по Волге, либреттистка Нонна Кротова создала шпионский триллер. Безымянная Незнакомка из «Солнечного удара» стала потомственной революционеркой Еленой Сокольской, которой по сюжету предстоит выполнить последнее, как она надеется, задание большевистского комиссара. Задание предусматривает путешествие на судне, где Леночка должна выкрасть ценные бумаги у штабс-капитана белой армии Алексея Азарова, в которого она влюбляется и с которым сбегает, не забыв при этом выполнить ненавистное поручение. Пароход, на котором плывут на некий условный юг будущие любовники, с самого начала представляет собой этакий корабль российской истории. На нем оказываются в одной компании примадонна императорских театров Лидия Давиани, звезда варьете Ида Гамлич, импресарио Харцев, профессор Платон Петрович Вишневский и другие персонажи, чья жизнь сильно изменилась в худшую сторону после событий 1917 года. Этой компании «тонущих», которые думают, что перемены не навсегда, и изо всех сил цепляются за жизнь, отчаянно танцуя на палубе корабля (приторная из-за однотипных поддержек и при этом очень уместная к случаю хореография ученика петербургского хореографа Александра Полубенцева Антона Дорофеева), противопоставлены вневременные герои, такие как хозяйка гостиницы, где происходит свидание Азарова и Елены, и друг-предатель (сослуживец Азарова, поручик Николя Корецкий). Причем хозяйка гостиницы, узнавшая в Азарове человека, которого она когда-то любила, нетипичным для ситуации образом не бросается к своему бывшему с мольбами о новой любви, но спокойно предоставляет паре комнату, а утром помогает Елене убежать из отеля и успеть на единственный пароход. Понятно, что это уже совсем не бунинская идея, а вполне современная вариация на тему «бабы — сестры». Тем не менее важно, что в тексте XXI века Нонна Кротова действует не по шаблону, но фиксирует некое новое состояние женщины, получившей после революций определенные права, в том числе и возможность думать иначе. Еще одна важная сюжетная линия ведет в прошлое Елены и как бы в прошлое России. Постановщик мюзикла, бывший главный режиссер Театра имени Комиссаржевской Леонид Алимов, тоже действует не шаблонно и фоновый сюжет (как родители оставили Леночку с бабушкой и пошли вместе с рабочими на демонстрацию, откуда не вернулись) представляет не где-нибудь у задника, а прямо на авансцене.

Сцена из спектакля. Фото Д. Жбановой

Коллажную конструкцию либретто поддержала художница Елена Вершинина — по ее эскизу были изготовлены живописные декорации, на которых в рисованном виде, как на картине Ильи Глазунова «Мистерия XX века», уместилась вся Россия, и царская и большевистская, — с Царь-колоколом, перспективой изящной железнодорожной станции, топорной палубой волжского пароходства, пространством гостиничного номера и комнаты в коммуналке, где, отгородившись от мира занавеской, живет бабушка Лены. Здесь же плакаты с революционными шрифтами и дореволюционные фотографии в сепии.

Но самый неожиданный коллаж получился у композитора «Солнечного удара». Уже в партитуру мюзикла «Человек, нашедший свое лицо» Ульяна Стратонитская попробовала ввести фрагменты композиций советских ВИА, и музыкальный руководитель проекта и дирижер спектакля Александр Новиков даже получил соло на электрогитаре. Но поскольку действие романа Беляева и одноименного мюзикла разворачивалось в Голливуде (это сюжет о популярном комике-уродце, который захотел изменить внешность и удачно сделал это помощью медицины, но в результате растерял всех своих поклонников и так и не обрел любовь), ход с вводкой советской ретромузыки, которой обозначалась часть жизни артиста до операции, не очень сработал, хотя сами композиции прозвучали грандиозно. А в «Солнечном ударе» вставки, напоминающие о времени, когда в СССР из каждого радиоприемника и магнитофона ВИА «Земляне» пел свой хит «Трава у дома» или «Песняры» заливались «Беловежской пущей», оказались более чем уместными. Наигрыши ВИА сплетались воедино со старинными колыбельными и древними песенками-считалочками, маркировали присутствующее в сюжете прошлое героини и в нужный момент «переводили стрелки» на любящий популярную музыку народ, ради которого якобы и затевались те самые революции. Структура нового «Солнечного удара» считывается не с первого просмотра, и для кого-то мюзикл так и запомнится колоритным суетным спектаклем c брутальной и нежной одновременно love story, тем более что на премьере героев пели фавориты новосибирских меломанов Анна Ставская и Алексей Крюков.

Ноябрь 2024 г.

А. Ставская (Елена Сокольская). Фото Д. Жбановой

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Содержаниe № 118



Покупайте № 118 в театрах и магазинах, заказывайте в редакции!