Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ВОПРОС ТРЕНИРОВКИ

У «ПТЖ» есть занимательная традиция: раз в несколько лет представлять выпускающиеся на Моховой курсы. В 2004 году это был курс Геннадия Рафаиловича Тростянецкого (№ 3 (37)), из которого вышли в театральный мир, например, Александр Савчук, Роман Феодори и Борис Павлович, в 2018-м(№ 3 (93)) — курс Анатолия Аркадьевича Праудина, откуда появились на театральном поле Роман Муромцев, Анна Троянова, Рача Махатаев и др. В июне 2023 года выпустился новый курс все того же Анатолия Аркадьевича Праудина, покоривший студенческое (и не только) театральное комьюнити. Мастер и студенты «чердачной» мастерской старательно на протяжении нескольких лет в своих спектаклях художественным скальпелем вскрывали гниль на живом (а может, и полумертвом) теле социума, удивляли визуальным представлением художественного мира и виртуозно интегрировали в свой театр актеров — как студентов, так и уже старожилов профессионального театра (Сергей Шоколов, Борис Матвеев и др.).

О том, каким студенты и их мастер видят свой идеальный театр, и о том, что режиссеры уже сделали в театре, мы и поговорили, задав два традиционных для таких сюжетов вопроса:

— Каким вы видите свой идеальный театр?

— Что вы уже сделали в театре?

Разговоры происходили в июне перед выпуском.

ИВАН ЧИГАСОВ

1. Идеальный театр для меня — целостный, гармоничный организм, знающий свои законы, созданный людьми для людей.

2. В театре как идее — ничего. В театре как системе: учился ему, сыграл несколько ролей, поставил дипломный спектакль «Площадь защитников неба» по пьесе Дмитрия Ретиха в Калининградском областном драматическом театре и сделал несколько читок. Участвовал в проекте «Драмаtalk» в Нижнем Новгороде с читкой по пьесе «Корабль не придет» Нис-Момме Штокмана, в фестивале «Радуга» с пьесой «Секрет» Екатерины Тимофеевой. Сделал читку «Церковь Пресвятого Макчикена» Марии Малухиной в Калининградском областном драматическом театре и «Бегемот-невидимка» Марии Зелинской в Тверском ТЮЗе. А также создавал шесть локаций, объединенных темой «Очередь», в рамках ежегодного променад-спектакля «Маршрут Старухи».

АРТУР БАДАЛЯН

Если говорить о моем идеальном театре — в нем, в первую очередь, должна быть идеальная команда, в которой не будет интриг, предвзятого или неуважительного отношения к труду другого человека. Главное для моего идеального театра — творчество, рабочий процесс. Нужно постоянно что-то делать, создавать, а не сидеть в своих кабинетах и критиковать других. В моем театре не должно быть пирушек, выпивания и гуляний — все это тянет театр лишь вниз. Прямо сейчас у меня есть глобальная идея театра — «закрытого клуба», мой театр сам бы выбирал и приглашал зрителя, проявляя такой уважительный жест: «Здравствуй, друг, хочу поговорить на языке театра именно с тобой, поэтому и раскрываю тебе координаты нахождения театра».

В театре из важного я на данный момент сделал свой дипломный спектакль по пьесе Александра Вампилова «Дом окнами в поле» в Ереванском русском театре.

КРИСТИНА БАРДО

Свой идеальный театр я представляю свободным в первую очередь; без цензуры, глупости и консервирования в собственном соку. С возможностью говорить, а не поддакивать.

На сегодня я сделала три спектакля малой формы. Два из них не идут и не будут нигде идти. Один закончит свое существование в июне. Я собрала великолепную команду молодых, талантливых людей (продюсеры Александра Спирина и Екатерина Калакуцкая; актеры Евгений Аршинов и Юрий Свирко). Мы строим планы.

АРИНА ПОЛЯКОВА

Я в таком работать не хочу.

Не для театра, а для себя самой сделала:

Преддипломную постановку по пьесе Виктора Тетерина «E = mc.» и дипломный спектакль «ППРРеступление» по мотивам романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» на сцене камерного драматического театра «Левендаль». Поставила эпизод в «Хармс-Ёлке» (от создателей «Маршрута Старухи»). Была режиссером награждения конкурса рецензий «Пишу о театре», РГИСИ (2023). Сделала читку по Сэмюэлу Беккету «Тихие трепыхания» в библиотеке им. Лермонтова. Стала сорежиссером и одной из актрис нашей курсовой работы «Илиада.POST». В этом году еще буду одним из режиссеров «Маршрута Старухи».

ДМИТРИЙ МУЛЬКОВ

Честно говоря, я чувствую себя слегка растерянно, когда мечтаю (пытаюсь мечтать) об идеальном театре в текущих обстоятельствах. Хочется, чтобы был хотя бы такой же, как несколько лет назад: с какими-то своими внутритеатральными проблемами — неидеальный идеальный театр. Спокойно работающий, открытый театр без отмененных навсегда спектаклей, без вычеркнутых из программок и с сайтов театра имен, без режиссеров и драматургов в тюрьме, ну, такой вот обычный театр, нормальный. Сейчас я мечтаю о таком театре.

Если говорить вообще, то мой идеальный театр — это нечто среднее между театром-мастерской (буквально: где-нибудь в гараже), театром-лабораторией и театром-домом. Постоянное исследование, эксперимент, в результате которого может возникнуть событие любого формата: оперный спектакль, инсталляция, читка, перформанс и т. д. Театр, свободный в смысле своей формы (и содержания), очень разный, живой театр, самое главное — современный театр, актуализирующий старые смыслы, создающий новые.

Сделал пару драматических спектаклей, из них в репертуарном театре сейчас идет один — мой дипломный спектакль «Простаковы» по мотивам «Недоросля» Дениса Ивановича Фонвизина в Кемеровском драматическом театре. Сделал спектакль-дрейф «Location» — он идет в Пермском театре оперы и балета. Сделал документальный аудиоспектакль в электричке «ПопуТТчики» для Пермского академического Театра-Театра. Написал музыку к нескольким спектаклям: «Принц в корзине» Влада Тутака, «Мама, я построил вселенную» Маши Хайбуллиной и не только.

Еще я сделал несколько эскизов (надеюсь, часть из них станет спектаклями), пару перформансов (надеюсь, что-то из них повторится), сделал пару документальных пьес и их читок (надеюсь, их будет больше).

ЕКАТЕРИНА ШИХОВА

Театр — это же про жизнь, про человека, а в жизни ничего не бывает идеально. Соответственно, если театр живой — он никакой не идеальный, а, наоборот, странный, неправильный, разный! И в этом как раз заключается его ценность. Театр должен быть честным, вот что мне думается.

На сегодняшний день я сдала дипломный спектакль «У ковчега в восемь» в Архангельском молодежном театре Валерия Панова. Совместно с Димой Крестьянкиным сделали документальный спектакль «Ленин из Ревды» в театре «Балтийский дом». В «Балтийском доме» в рамках проекта «Экспериментальная сцена ПЛЮС» выпустили эскиз по пьесе О. Лихачевой «Такой Туман». В Свердловском драматическом театре на лаборатории Владимира Панкова представили эскиз по Александру Володину «Пять вечеров». В Александринском театре в рамках фестиваля для подростков «В смысле?!» сделала спектакль со старшеклассниками «Актовый зал». По итогам лаборатории «АРТХАБ» поеду в ноябре в МХТ ставить спектакль по документальной прозе Виктора Бердинских «Речи немых» (драматург Олеся Лихачёва).

ВАРВАРА СОПОЛЕВА

1. Я не представляю своего идеального театра. Просто хочется, чтобы были нормальные условия для работы, хоть какие-то.

2. У меня есть первое образование — журналистика. Первый диплом писала о театральной тематике в СМИ, работала обозревателем в Тюмени, в отделе развития БТК, успела понять, что такое театр с точки зрения организации и со стороны публики на собственном опыте. Выпустила в качестве преддипломного спектакля одноактовку по пьесе Нины Садур «Ехай» в мастерской, делала ее полтора года, многому научилась. Благодаря Константину Александровичу Учителю попала в «Маршрут Старухи-2022» и «Хармс-Ёлку», за что безмерно ему благодарна. Вместе с однокурсниками делала «Поющую маску-2022». Также поставила дипломный спектакль в СХТ «В некотором царстве» по пьесе Милы Романовой о жизни секс-работниц в Петербурге. Два года работаю в театральной студии «Ботинок Ван Гога», очень горжусь своими студийцами и коллегами, которые преподают там вместе со мной.

ЛЮБОВЬ ЯКОВЛЕВА

«Идеальный театр» звучит как что-то законченное, к чему нельзя прикасаться. Для меня театр — это неидеальное, бесконечное, вечно вертящееся, ищущее, мечущееся в поиске существо. Мой театр — на грани с фолом и безумием, чтобы не «гениально», а именно «на грани с гениальностью», потому что есть всегда куда еще расти. Идеальным представляю себе театр передвижной, чтобы играть в каждом городе, в каждой стране, даже самой заброшенной, чтобы не было границ. Театр мира! Труппа пилигримов-безумцев в вагончике, путешествующая по захолустьям и столицам.

Наверное, сделали уже что-то в театре мастера великие. А я, хах… я не очень умею себя хвалить. Я уже в театре наделала кучу ошибок! Вот что я уже сделала. Конечно, я что-то там играю, даже в разных театрах, но… честно сказать, поступок нужно совершать каждодневно — и я стараюсь. Я просыпаюсь и не теряю веру в то, что искусство может что-то изменить, что даже в таких обстоятельствах в мире, которые сейчас, в этой бесконечной жестокости и безразличии театр нужен, и если тебе что-то дано, то ты должен это отдавать. Думаю, что я верю. И я буду стараться. И я буду работать.

МАРИЯ СЕРДЮКОВА

Свой идеальный театр я представляю состоящим из своей команды, в которой на творческой почве будут и дебаты вплоть до вырывания волос и скандалов, но завершающиеся рабочим процессом без переходов на личности. То есть никто не должен вставлять палки в колеса, жаловаться худруку на обиды, использовать служебное положение для реализации личных целей. В идеальном театре у всех будет достойная зарплата, график, с которым можно работать на других проектах, и хотелось бы отсутствия коррупции.

Спектакль — ребенок в театральной семье, которого нужно родить, воспитать, прокормить. Моя идеальная команда должна быть готова сделать что-то, попробовать, поэкспериментировать, а потом… Отказаться и придумать заново, не выжидая от меня застройки (актеру нужно следовать поставленной задаче, самому придумать, как выполнить ее, а если не сможет — придумаем вместе, но не так, что режиссер от первого до последнего шага все рассказывает).

Идеальный театр — место, где все (от режиссера до уборщицы, включая администрацию) заняты одним — выпуском спектаклей, проектов, читок. Идеальный театр — место, где всем не все равно.

Сделала я пока немного, но, кажется, получилось интересно: почти отучилась на режиссера (при этом сохранила разум и даже ни разу не была у психиатра), поставила одноактную пьесу Василия Сигарева «Гупёшка» в нашей мастерской, почти поставила дипломный спектакль в Калининградском драматическом театре по пьесе Дмитрия Богославского «Держись на поверхности». Написала текст «Петрушки» для Волгоградского театра кукол, т. е. поработала в качестве драматурга. Вместе с курсом мы выпустили спектакль «Илиада.POST», работала педагогом в театральной студии.

Материал подготовил Максим КАМЕНСКИХ

Май 2023 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.