Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

ЭСКИЗЫ РУССКОГО СЕВЕРА

  • Премьера состоялась 16 июля 2025 года
  • «Поморский ковчег».
    Авторский театр «Эскизы в пространстве» совместно с Архангельским театром драмы им. М. В. Ломоносова.
    Режиссер Дмитрий Максименков, автор идеи Сергей Самодов.

    Первые зрители спектакля «Поморский ковчег» сгрудились на пирсе и выглядывают артистов на палубах, подслушивают разговоры других (особенно я развесила уши) и гадают, что же нас ждет. Обещают три часа театрального действа, два из которых — в плавании по Северной Двине на пароходе-колеснике «Н. В. Гоголь». Он построен в 1911 году, и это самое старое пассажирское судно в России, которое все еще продолжает совершать рейсы. И более чем через сто лет с момента дебютного спуска он впервые стал пространством для спектакля.

    Сцена из спектакля.
    Фото — Эдуард Евсиков, Оксана Скорнякова.

    — Хорошо, хоть распогодилось-то, вчера ведь штормило как. Капитан, говорят, даже не разрешил им выйти.
    — Да, это повезло им с погодой-то.
    — Смотри! Это-от артисты выходят?

    Уверенно на пирс ступает мужчина в кирзовых сапогах, тельняшке и пиджаке: «Я хочу достигнуть Крайнего Севера! И мы будем первыми. Вся Россия ждет. Вперед!»

    «Вы тоже в экспедицию, да? А ведь на этом колеснике давным-давно работал мой дед, а сейчас я здесь управляющая», — говорит дама в соломенной шляпке и с небольшим саквояжем, держа голову гордо поднятой.

    «Да мне все равно куда, лишь бы отсюда. Скорее бы мы уже отправились», — то и дело мелькает растерянный взгляд девушки в берете и плаще.

    Семенящим шагом среди толпы блуждает бабушка в платке и лаптях: «А я вам уж, наверное, рассказывала эту историю, да? Я ж хожу и сказки собираю. Сказительница я».

    Сцена из спектакля.
    Фото — Эдуард Евсиков, Оксана Скорнякова.

    Пирс заполняют артисты. Они то говорят друг с другом, то молчаливо бродят среди толпы, то заговаривают со зрителями. Их всего десять: кто из труппы Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова, кто из Архангельского театра кукол, а кто просто попал на «Ковчег» после открытого кастинга, не имея профессионального театрального образования.

    «Поморский ковчег» — своеобразное путешествие по документам, фольклору и легендам Русского Севера разных времен. Театральная команда «Эскизы в пространстве» собрала коллаж из всего, что встретилось на пути скоротечного исследования: дневники и письма участников полярных экспедицией разных лет, отрывки из книг писателей Русского Севера Степана Писахова и Бориса Шергина, которые и быт описывали, и сказки собирали.

    — А откуда режиссеры-то? Из Москвы небось?
    — Это вот в рубашке-от режиссер? Чудная какая рубашка-то.
    — Точно из Москвы.

    Сцена из спектакля.
    Фото — Эдуард Евсиков, Оксана Скорнякова.

    За последний год «Эскизы в пространстве» (которые, кстати говоря, вовсе и не москвичи) где только не побывали. Ставили спектакли-прогулки «По ту сторону» в Красноярском ТЮЗе к юбилею театра, «Там чудеса» в Абаканском Русском театре имени М. Ю. Лермонтова, уличный променад «Динозавры. Окаменелая комедия», даже режиссировали показ мод. При этом успевали играть свой бестселлер «Как я стал художником», поставленный в Театре Наций, возить на гастроли другие спектакли и выпускать премьеры в Сельском театре драмы и комедии в Фомихе под Суздалем. Всего и не перечесть. И вот — Архангельск. Сюда приехали Ирина Михейшина, Дмитрий Мышкин, Дмитрий Максименков, Марина Шибаева, Наталья Касьянова и Василий Карпов.

    Любители и мастера осваивать нетеатральные пространства, «Эскизы» не в первый раз работают на воде (а еще они ставили в монастыре, на заводе и даже в шкафу). Делали ночной перформанс «Сон Людмилы» в усадьбе Захарово близ пушкинских лесов, где сценой служили плоты и лодки. На фестивале уличных театров в Суздале они делали спектакль «Сны над темной водой» на реке Каменке — там плыли кони, лебеди, яблоки, целые города, и гигантская голова Александра Сергеевича Пушкина, который и стал виновником этого речного карнавала. А сколько играли в Нерли — и не счесть.

    Сцена из спектакля.
    Фото — Эдуард Евсиков, Оксана Скорнякова.

    — А нас когда ж пустят-то на пароход? Или отсюда смотреть будем?
    — Да нет уж. Нам ведь круиз обещали! Вы катались уже на этом колеснике?
    — В детстве-от бывали раз…

    На входе на судно зрителям выдают канаты разного цвета. Цвета соответствуют определенному маршруту, по которому небольшую группу будут сопровождать проводники — девушки в ситцевых платьях с фонарями. Каждая группа увидит все точки маршрута, просто в разном порядке.

    Мне выпал синий. Мы отправились на верхнюю палубу и надели наушники. «Гоголь» плыл по Северной Двине, рассекая темную, но уже успевшую успокоиться от вчерашнего шторма, гладь. В наушниках звучат отрывки из книги Елены Сакирко — реконструкции путешествия по северной реке Мезень к Белому морю. Калейдоскоп из деревень и их жителей, занимающихся рыбным промыслом, поморские сказы и песни, встречи со стихией. Перед глазами порт, большие корабли, вставшие на стоянку, только отстроенные многоэтажки с шикарным видом на реку, старые индустриальные дворы, виднеющиеся вдалеке покосившиеся деревянные домики. Спокойный голос под аккуратные музыкальные переливы в наушниках то ли уносит в давно случившееся, то ли проносит по зримой действительности.

    Сцена из спектакля.
    Фото — Эдуард Евсиков, Оксана Скорнякова.

    Кажется, в этом и есть большая ценность сайт-специфик спектаклей. Когда реальное органично вплетается в художественное. Когда пространство и его составляющие проявляют свою самость, вырываясь из привычного контекста повседневности. Когда становятся самодостаточными героями, свидетелями ушедшего и сигналами ранее непроявленного.

    В салоне этажом ниже мы вслух читали письма и дневниковые записи участников полярных экспедиций. Вот девушка робко читает письмо юной медсестры, что попала на колесник, чтобы сбежать подальше из дома. А вот ее же письмо другой даты степенно читает женщина в возрасте. И наполненные тревогой и стремлением успокоить то ли себя, то ли родителей строчки волнуются беспокойным настоящим и отзываются когда-то трепещущим прошлым.

    Несколько кают превратили в инсталляционные пространства. Там вещи, посуда, одежда и снова звучащие, уже в колонках, истории бывавших в экспедициях людей.

    Эпизоды зрительского соучастия и свободы интерпретации сменяются вполне традиционными игровыми сценами. В одном из залов актриса в длинном рубище среди таких же рубищ, развешанных на бельевых веревках, рассказывает о женской доле. В ресторане дама в красно-черном вечернем платье и шляпке вместе с кавалером с гитарой читают стихи и поют песни — от Ахматовой до Высоцкого.

    Сцена из спектакля.
    Фото — Эдуард Евсиков, Оксана Скорнякова.

    — Такого у нас не было в Архангельске!
    — Да, впервые такое у нас-то! Чтобы и артисты, и наушники, и на «Гоголе» прокатиться!

    Жители Архангельска с таким форматом, действительно, мало знакомы. В 2020 году в Морском-речном вокзале (который, кстати говоря, находится прямо у причала, от которого отходит «Н. В. Гоголь») появился спектакль «Север». Это был проект Архангельского молодежного театра, режиссера Сергея Чехова, сценографа Анастасии Юдиной и композитора Владимира Бочарова. Там зрители, путешествуя по оставленному в запустении порту, складывали свой собственный сюжет из историй известных северян и самых разных арт-объектов. В 2021-м спектакль получил специальный приз жюри «Золотой Маски» с формулировкой «За расширение конвенций репертуарного театра». Тогда такой формат для репертуарных театров был вполне себе в новинку. И казалось, вот сейчас-то и наполнится репертуар экспериментами. Но не тут-то было.

    Сцена из спектакля.
    Фото — Эдуард Евсиков, Оксана Скорнякова.

    Известное дело, что подобные проекты-эксперименты всегда краткосрочные. Да что там проекты. Поставить репертуарный спектакль за пару дней стало традицией. И редко, когда это оборачивается продуктивным поиском и действительным открытием. Но «Север» здесь помнят немногие, поэтому «Поморский ковчег» воспринимают изобретательной формой. Для меня же спектакль прежде всего оказался знакомством с Архангельском — таким, что всякая возможная экскурсия вряд ли сравнится с этим впечатлением. А форма, да, никак не новая. Сделали ее «Эскизы» по вполне привычным для себя лекалам, что архангелогородцам пришлись по вкусу. Как и многим, кто становится зрителем-участником их спектаклей.