Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

О СПЕКТАКЛЕ

Конечно, широкой российской публике Юрий Николаевич Гальцев в первую очередь известен как один из самых популярных юмористов в нашей стране. Но жители Санкт-Петербурга уже несколько лет наблюдают чудесную метаморфозу этого знаменитого артиста — из мастеров эстрады в того, кто формирует ее будущее:в 2008 году Гальцев возглавил Театр Эстрады им. Аркадия Райкина и почти параллельно с этим набрал курс в Театральной Академии. К студентам его мастерской прикрепилось нежное прозвище «гальчата». Этим молодым артистам посчастливилось пройти уникальную программу обучения — стать профессионалами в той сфере искусства, которая включает в себя практически все жанры, причем не только театральные. Современный эстрадный актер должен обладать универсальными возможностями — от умения передать на сцене достоверное драматическое переживание до способности показывать клоунские репризы и даже сложные фокусы. Для нашей публики эстрадный спектакль, на котором можно и посмеяться, и поплакать всегда был и остается одной из самых любимых форм досуга. Но в тоже время городской репертуар таких представлений огромен и конкуренция в нем высока. Поэтому целью всех педагогов мастерской было не просто хорошо обучить своих подопечных, но добиться того, чтобы даже «слегка оперившись», они смело могли завоевать требовательного петербургского зрителя.

О том, что поставленная задача выполнена и определенная ниша в городской афише занята, говорит успех спектаклей, выпущенных под руководством Юрием Гальцевым за последние три года — «Шоу для настоящих леди» как озорной парафраз знаменитой голливудской комедии «В джазе только девушки», «Шуры-Муры» по прозе Василия Шукшина, приведшие в восторг саму Лидию Федосееву-Шукшину и многих других, посмотревших спектакль звезд, «Кабаре «Медведь» — калейдоскоп миниатюр в самых разных жанрах, рассказывающих об истории театра Эстрады от петровских времен до наших дней.

Не стал исключением и спектакль «До Победы!» («Когда мы были молодыми…»), поставленный к годовщине окончания Великой Отечественной Войны. В нем Юрий Гальцев, как режиссер, обратился к важнейшему периоду в истории нашей страны, оказавшему огромное влияние на все области жизни, в том числе и на искусство. Ведь именно время войны, как это не парадоксально звучит сейчас, стало периодом расцвета эстрадного жанра — многие исполнители оттачивали свое мастерство в знаменитых фронтовых бригадах. Их выступления были так же важны, как хорошая еда или обмундирование, — они «врачевали» не тело, но дух солдат, создавая боевое настроение и даря веру в то, что близки и победа, и мирное время, и возвращение к обычным житейским радостям. А любой современный психолог скажет, что именно такая поддержка — залог успеха даже на поле боя. Перед создателями спектакля стояла важная и деликатная задача: донести до зрителей внутреннее состояние артиста на войне, который, как и солдат, рискует своей жизнью. Можно сказать, что «гальчатам» удалось полностью погрузиться в суровые обстоятельства тех лет, несмотря на то, что война для них уже достаточно далекое прошлое.

В «До Победы!» Юрий Гальцев продолжает развивать свой режиссерский метод, основа которого — созданиe синтетического произведения искусства, построенного из полифонических сцен, различных как по стилистике, так и по тональности. Вербатим тут соседствует с плакатной политической сатирой в духе кукрыниксов, а музыкальные сцены, напоминающие зрителям кинокомедии с Людмилой Целиковской и Валентиной Серовой, с хореографией контемпорари. В итоге разрозненные стилистические «лоскутки» превращаются в эстетически единое целое благодаря стержневой режиссерской идее, показывающей, как многогранно можно описать войну — и не обязательно только в черно-белых или кроваво-красных тонах. Плотно спектакля превращается в «собрание пестрых глав», позволяющих актерам продемонстрировать как эстрадные, так и драматические навыки.

Одна из самых запоминающихся сцен спектакля — квартет прекрасных юных девушек в исполнении Алены Савастовой, Алены Кухоткиной, Анастасии Лазо и Анастасии Кипиной. Они одеты во все белое и в канун нового года пишут письма своим родственникам с воспоминаниями о том, как встречали этот праздник раньше и как смогут насладиться им в будущем. Каждая история оборачивается короткой вспышкой — и за ней следует трагическая развязка: оказывается все корреспондентки погибли, так и не перейдя рубеж военных лет, а их мечты о счастье растаяли как припорошенный пеплом снег. Рассказывать о наболевшем можно и на языке танца, — вот в блокадном Ленинграде девушка ждет своего возлюбленного, представляя, как он появится на пороге. Хореограф Ирина Ляховская решила эту сцену в стилистике лучших номеров популярной телепередачи «Танцы», что, несомненно, близко молодым зрителям — ведь всегда приятно, когда театр говорит с тобой на одном языке. А актерам Алене Савастовой и Алексею Янко с помощью пластики удалось передать всю страсть и горечь любви, прерванной войной. Есть в спектакле и элементы документального театра — актрисы по очереди читают отрывки из мемуаров своих ровесниц про ужасное нижнее белье, которое оказывается испытанием пострашнее смерти, или сапоги сорокового размера для миниатюрной девушки. Затрагивается и тема Холокоста: веселая еврейская свадьба с хупой и танцующими под «Тум балалайку» гостями заканчивается тем, что все ее участники исчезают, медленно погружаясь под сцену как будто бы в печи Аушвица.

На войне есть место не только подвигу и смерти, но и хорошей песне, и даже озорной пародии: смешной номер в конце первого действия, в котором отряд задорных пионерок поддерживает бойцов исполнением песни про знаменитого Алешку и найденную им коричневую пуговку, позволяет зрителям снять напряжение и просто повеселиться от души. А финальная сцена — песня о родном городе Ленинграде, возродившемся после всех испытаний и снова ставшим местом, в котором можно любоваться разводными мостами и назначать свидания любимым, оказывается настоящим гимном жизненным ценностям, сохраненными для нас в том числе и эстрадным артистам во фронтовых бригадах.

В «До Победы!» «гальчата» доказывают, что им подвластно наследие «золотого века» отечественной эстрады. Но, взяв лучшее у того, что составляет основу их искусства, они показывают и готовность к переходу на новый этап: осмыслению настоящего. Поэтому в ближайших режиссерских планах Юрия Гальцева обращение к современной российской прозе. Тексты, написанные в последние годы, лягут в основу следующего спектакля, который должен стать еще одной возможностью для смелых и даже парадоксальных открытий в жанре современной эстрады.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.