В Доме актера открылась выставка работ Валерия Полуновского «Автобиография в картинках»
Поздравляя художника, его приятель, и, как выяснилось, земляк, Константин Учитель сказал: «Если бы не патологическая скромность Валеры, я бы давно написал о нем книгу». Надо заметить, что Полуновский Учителя отчасти опередил, ведь «Автобиографию в картинках» интересно не только смотреть, но и читать.
Эскизы декораций и костюмов, пейзажные наброски, плакаты, портреты, акварели, гуашевые этюды — все здесь смешалось, но не перепуталось. Полуновский в красках и словах рассказывает о себе в жизни и творчестве. К раме каждой картины прикреплен как будто наспех вырванный из школьной тетради листок — страничка с подписью-воспоминанием. О чем-то написано больше, о чем-то меньше, где-то конкретнее, где-то абстрактнее. Полуновский в соответствии со своей художественной логикой ведет зрителя по творческой биографии, дозировано выдает ему факты, пояснения, ассоциации. И чем определеннее этот маршрут, чем искусственнее это жизнеописание художником сконструировано, тем интереснее путешествие. Особенно для тех, кто давно знает Полуновского. Даже старые друзья ахали, понимая, сколько неизвестного и нового обнаруживается в биографии этого обаятельного человека.
Валерий Полуновский давно и успешно работает в театре. Ученик Геннадия Сотникова, он много ставил и в провинции, и в обеих столицах. Пожалуй, современный зритель знает Полуновского в первую очередь по работам в Небольшом драматическом. Сценограф довольно востребованный, номинант Золотой маски (за «Вассу Железнову» в МХТ им. А. П. Чехова) он, впрочем, как и многие его коллеги по театральному цеху, малоизвестен как станковист. Поэтому такого рода выставки всегда интересны.
Неожиданностью для многих стало, например, то, что Полуновский давно занимается парашютным спортом — на выставке представлен блок работ на эту тему. И дневниковая заметочка под одним из этюдов, дающая исчерпывающую характеристику тому, уже прошедшему времени: «Ездили на самолете после прыжков на другой конец аэродрома, граничившего с колхозным садом. Воровали черешню ящиками. Естественно, в воровстве принимали участие и спортсмены, и инструкторы-летчики».
Большую часть экспозиции занимают города: родной Кривой Рог, Симферополь, Петербург. В украинских видах Полуновский сочетает удивительно конкретный взгляд на город, его природу и ландшафт с тонким образом, глубоко личным восприятием городской среды. Смешанные материалы для южной ночи или осени в Сочи, грубый коллаж для Петербурга — для всего находится своя техника, свой способ выражения.
Отдельное место заняли плакаты. По признанию самого художника, он очень любит их делать. Да это и видно. Результатом многолетнего сотрудничества с Еврейским культурным центром стали десятки плакатов к Хануке, Дню еврейской книги и другим религиозным праздникам и светским событиям. Плакаты разнообразные, несмотря на то, что из года в год фестивали и концерты повторяются, все остроумные и образно точные. Интереснейшим открытием для меня стали портреты Полуновского. Рисунок дочки Любы (теперь тоже художницы) очаровывает спокойствием и нежностью. Константин Учитель (почти в натуральную величину) на огромном куске крафта изображен иронично, мастерски точно.
Пожалуй, единственное направление интересов Полуновского, не представленное на выставке — его педагогическая деятельность. Художник несколько лет был вторым педагогом на курсе Геннадия Сотникова. Четыре года назад, после трагической смерти Сотникова, он неожиданно сам стал мастером, возглавил курс своего учителя. В 2011 году впервые набрал сам. Его ученики и студенты в качестве финального аккорда к открытию выставки запустили в зал десятки разноцветных бумажных самолетиков. Подобному мироощущению, ощущению себя в жизни и профессии, пожалуй, и учит их Валерий Полуновский. Он и сам такой — неожиданный, легкий и стремительный.
Уточнение: не обладатель, а номинант «Золотой маски» («Маску» в этом году получил Александр Шишкин за «Изотова»).
Что, разумеется, отнюдь не умаляет достоинств художника Полуновского и его работы в «Вассе Железновой».
Спасибо, поправили
Валерий Полуновский проработал вместе с Геннадием Сотниковым не несколько лет, а
практически 20 лет.