Петербургский театральный журнал
16+

3 октября 2015

ТЕАТРАЛЬНЫЙ КУЛЬТПОХОД К ГРАНИЦАМ РЕАЛЬНОСТИ

В Петербурге на сцене «Pop-up театра» проходят масштабные гастроли Театра.doc. В программе в том числе четыре премьеры, поставленные театром в походных условиях — на фоне вынужденных переездов с одной площадки на другую. О некоторых из них мы вам расскажем.

«Безумное путешествие за святыми дарами».
Театр.doc.
Автор и режиссер Елена Гремина.

В «Безумном путешествии за святыми дарами» Театр.doc ставит под сомнение саму возможность документальности на сцене. Хотя казалось бы… Краткая история старообрядчества с основными вехами и фигурами, от протопопа Аввакума до наших дней, в виде спектакля-экскурсии — что может быть проще и схематичнее? По аналогии с «живой газетой», это практически живая википедия.

Но в том-то и секрет, что как только за разыгрывание избранных сцен из раскольничьей жизни берутся принципиально не держащие дистанции со зрителем актеры Docа, как только кровавая история русской реформации обретает плоть, человеческое тепло и живой голос, — исчезает энциклопедическая однозначность. И идеологическая тоже. Критик Марина Токарева из «Новой» хвалит авторов спектакля за то, что так удачно и своевременно копнули национальный миф о твердости в вере. На самом деле, по моему скромному мнению, театр миф демонтирует.

Сцена из спектакля.
Фото — А. Вермишев.

Сильно и страстно «ведет» свою боярыню Морозову Варвара Фаэр, психологичен и тонок Константин Кожевников, играющий и мучителя Морозовой архимандрита Иоакима, и самого Аввакума. Для простой трансляции предания этого было бы достаточно.

Но в житийность происходящего вторгается голос экскурсовода. И с этой, отсюда звучащей, позиции умом понять и безоговорочно возвысить персонажей становится решительно невозможно. Так же трудно воспринять на слух смысл цитаты из Лаврентьевской летописи, с которой начинается и которой заканчивается спектакль. Ее старославянской музыкальностью можно любоваться, как можно (и, собственно, должно) восхищаться подвигом Аввакума или сочувствовать страданиям Морозовой. Но честный экскурсовод Театра.doc не станет скрывать, например, что во власти Аввакума было прекратить палы, но он не захотел «из политических соображений» — и срубы продолжали гореть. Эмоциональная оценка, порожденная прекрасными актерскими работами, неизбежно расходится с этической, идущей от знания. Зрителю становится не по себе, зритель не в состоянии решить, как реагировать.

Речь здесь не о театральной неоднозначности героя (он всегда неоднозначен), а о сложных взаимоотношениях художественного мира с миром реальным. Проблема не новая и всегда подразумевается в искусстве, но вот так буквально и равноправно, друг против друга, две реальности сталкиваются довольно редко. Видимо, Doc в своих экспериментах должен был дойти до этой черты и простой констатации: субъективное восприятие «через человека», то есть собственно театр, с его актерами и зрителями, принципиально не может совпадать с холодным, историческим — претендующим на объективность. Граница документальности проходит именно там, где оживает, начинает дышать на сцене не книжный, а сейчас живущий Аввакум. Завершенность — принципиальное свойство документа, и оно очевидно конфликтует с принципами театральности.

Сцена из спектакля.
Фото — А. Вермишев.

Отсюда, наверное, и противоречивое название спектакля, где в одной лексической конструкции сочетаются и безумие, и святость. Отсюда в чистом виде трагикомическое театральное решение двухсотлетнего паломничества старообрядцев за святыми дарами: трое актеров к иерархам поместных церквей ковыляют на руках в нелепых йоговских позах…

Мне кажется неверным сводить новую работу Театра.doc к сентиментальной притче. Послевкусие от спектакля гораздо сложнее, как сложнее и противоречивее своего собственного культурного мифа история церковного раскола — первого массового консервативного бунта против насаждения европейских ценностей, отстаивавшего особый русский путь, духовное превосходство Руси над Западом и ее богоизбранность. Кстати, если уж об аллюзиях, ничего не напоминает?

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога