Петербургский театральный журнал
16+

19 июня 2011

ТЕАТР «МАСТЕРСКАЯ»: ПЕРВЫЙ СЕЗОН В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИИ

Театр «Мастерская» закончил свой первый сезон. Сыграно более 100 спектаклей, театр признан «Театром года», 18 июня закрывались «Старшим сыном» в переполненном зале, готова премьера «А зори здесь тихие…» (предпросмотр 29 июня в ДК им. Дзержинского, премьера 2 сентября).

Когда театр только-только возник, мне пришла идея внедрить туда социологов. Может быть, сработала память о замечательном деле предперестроечной эпохи, когда в нашем СТД работала группа «Социология и театр». Руководил ею Б. М. Фирсов, в нее входили Ю. М. Барбой, Л. Кесельман (не помню Лёниного отчества, только бороду!), Б. Н. Кудрявцев и др. Тогда каждый сезон мы имели брошюру с социологическим портретом каждого театра, зрителя, с тенденциями, анализом репертуара. (И не надо нынче кивать на кормильца русского театра Р. Куни, я точно помню, что в большом отрыве от всех остальных репертуарную таблицу из года в год возглавляли «кормильцы» Б. Рацер и В. Константинов, а не А. Чехов и А. Гельман!)

В общем, показалось интересным создать социологический портрет театра «Мастерская» в момент его первых шагов, проследить вхождение новорожденного, отправленного “на выселки” за мост Володарского в социо-культурный контекст Петербурга. Директор театра Михаил Барсегов (на закрытии сезона актеры благодарили его за свой первый год так же искренне, как и Мастера Григория Мпхайловича) поддержал идею, нашлись и добровольцы — студентки 3 курса факультета социологии СПБГУ Анастасия Садовникова и Инесса Генкина (кафедра экономической социологии). Спасибо им. Холодной зимой девушки  отправились на далекую Народную улицу (опрос проводился в период с ноября 2010 по февраль 2011 года на семи спектаклях «Идиот. Возвращение», «Старший сын», «У ковчега в восемь»).

Для опроса был использован метод анкетирования, путем случайной выборки из 900 анкет, составивших генеральную совокупность, было отобрано 453 анкеты.

Итак, фрагменты отчета Насти Садовниковой и Инессы Генкиной:

Наибольшую часть опрошенных составили женщины (68,4%).

Наиболее многочисленные возрастные группы зрителей «Мастерской» — это люди в возрасте от 18 до 25 лет (35,6%) и от 26 до 35 лет (21,5%).

Более половины опрошенных (55,4%) считают, что их доходов достаточно для нормальной жизни, однако они не могут позволить себе действительно дорогие покупки.

Лишь 9,8% опрошенных обращают внимание на цену билета, однако около трети не готовы заплатить за билет более 500 рублей (27,2%). Наиболее приемлемой предельной ценой за билет является 1000 рублей — так считают 37,2% респондентов.

Наибольшее количество респондентов (41%) отметили, что посещают театры в среднем раз в месяц. При этом зрители ходят в театр в основном, чтобы повысить свой культурный уровень (37,9%) и чтобы следить за культурными событиями Санкт-Петербурга (20%).

Есть, конечно, и другие параметры опроса: около четверти опрошенных проводят свободное время в театре (24,9%); по 15% приходится на походы в кино, отдых на природе и чтение. Респонденты отмечали, что любят читать художественную литературу (24,9%), информационные периодические издания (18,9%) и узкоспециализированные издания (14,1%). Большинство опрошенных зрителей «Мастерской» предпочитают музыкальные радиостанции (76,9%), на информационные приходится 23,1%, самой популярной информационной радиостанцией оказалась «Эхо Москвы», при этом любимыми телеканалами зрителей оказались не только «Россия Культура» (21,1%), но «Моя планета» (17,5%) и развлекательные каналы такие как «СТС», «ТНТ», «2*2» (18,4%).

Около трети опрошенных (30,4%) являются работниками интеллектуального труда, студенты составили 22,3 % , а управленцы 15,6%. При этом более половины респондентов (57,2%) имеют высшее образование.

ВНИМАНИЕ! Практически все зрители (78,8%) узнали о театре от своих знакомых. То есть «сарафанное радио» оказывается в Питере более действенным, чем реклама, Интернет, СМИ!

Большинство зрителей (63,8%) увидели спектакли театра «Мастерская» впервые и 80,2% из них собираются посетить театр в дальнейшем.

Быть может, это самый радостный итог первого года!

В именном указателе:

• 

Комментарии (4)

  1. Александр

    “Лишь 9,8% опрошенных обращают внимание на цену билета, однако около трети не готовы заплатить за билет более 500 рублей (27,2%)” – по-моему эти данные немного противоречат друг-другу, или 91% абсолютно уверены, что билеты стоят дешевле 500руб?
    В остальном довольно интересные цифры, СПАСИБО.

  2. Инесса

    Такое противоречие может быть вызвано тем, что не все готовы открыто признать, что выбирают спектакль, основываясь на цене билета. Однако отвечая на конкретно поставленный вопрос о предельной цене, говорят, как есть!

    НЕ ЗА ЧТО)

  3. простой зритель

    Александр, мне кажется, получается, что тех, кто “абсолютно уверен, что билеты стоят дешевле 500 рублей” не 91%, а 17,4%, то есть тех, кто на цену не смотрит, и больше 500 р. не готов заплатить.
    А я бы спросила еще: ходили бы они в “Мастерскую” чаще, если бы театр находился территориально в другом месте?
    Кто бы мне объяснил, что значит ходить в театр для того, чтобы “повышать свой культурный уровень”! По-моему, это клише советских времен. Любопытно, респонденты сами формулировали так или в анкете были готовые ответы на выбор?
    Девушки, спасибо за проделанную работу, результаты получились интересными!

  4. Инесса

    В анкете были готовые ответы и вариант “другое”, куда можно внести свой вариант

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога