Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

14 июля 2019

СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ДАНИЛОВ

В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ… Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.

Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.

О ДАНИЛОВЕ

Как-то он сказал: «Страшно думать о старости. Ведь может наступить пора, когда никому не будешь нужен. Ни заседаний, ни занятий, ни телефонных звонков». Такая пора для С. С. Данилова не наступила. До последнего дня жизни он был очень нужен людям, много и хорошо работал. 26 декабря 1969 года в «Ленинградской правде» появилась его рецензия на книгу Я. О. Малютина «Актеры моего поколения», а 31 декабря его не стало. Ему не было 59 лет. Его сразил тяжелый инфаркт. При астме, которой он давно страдал, инфаркт — болезнь смертельная. Но до конца он и все мы не верили в худший исход — думали, что выкарабкается. Он поддерживал себя и окружающих: за несколько минут до смерти шутил — вспоминал что-то из Зощенко.

Доктор искусствоведения, профессор Сергей Сергеевич Данилов принадлежал к тому поколению советских театроведов, которое закладывало основы нашей науки о театре. Вместе с ней он прошел большой и сложный путь.

С. С. Данилов родился в 1901 году в Петербурге. Окончил гимназию (1918) и частную театральную школу актрисы Академического театра драмы (б. Александринского) Н. В. Ростовой (1921). В качестве актера принимал участие в спектаклях группы артистов б. Александринского театра в клубах и на рабочих окраинах Петрограда.

Сохранились программы спектаклей, где фамилия С. С. Данилова значится рядом с фамилиями Е. П. Корчагиной-Александровской, Н. П. Шаповаленко, Я. О. Малютина. Программки были предметом особой гордости Сергея Сергеевича. Он любил их показывать, эти памятные знаки молодости, и мне пришлось их видеть много раз.

С.С. Данилов в театроведческом кабинете.

Став уже известным театроведом, С. С. Данилов никогда не замыкался в стенах кабинета: театральная «прививка» давала себя знать. Работа в театре, работа с актерами всегда интересовала его. В разные годы он руководил литературной частью ленинградских театров — оперы и балета им. С. М. Кирова, драмы им. А. С. Пушкина, Большого драматического театра им. М. Горького, ’принимал ближайшее участие в подготовке мемуаров Е. П. Корчагиной-Александровской, В. А. Мичуриной-Самойловой, дирижера Д. И. Похитонова и др.

Театроведческая деятельность С. С. Данилова началась в 1923 году, когда он после демобилизации из рядов РККА поступил в Государственный институт истории искусств (ныне Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии). В то время в Институте истории искусств на широкой научной основе налаживалась театроведческая жизнь.

В 1922 году во главе Театрального отдела встал крупный знаток западноевропейского и советского театра А. А. Гвоздев. В институте работали выдающиеся ученые. Бурно проходили научные доклады, обсуждения, диспуты. Данилов слушал лекции В. Н. Перетца, В. Н. Всеволодского-Гернгросса, В. В. Гиппиуса, А. А. Гвоздева. С организацией в институте аспирантуры С. С. Данилов в 1927–1930 годах прошел аспирантскую подготовку. Аспирант С. С. Данилов выступает с докладами, печатает работу «Постоянные публичные театры в Петербурге в XIX веке» (сб. «О театре», 1929), брошюру «К столетию Ленинградского цирка» (1928), собирает материалы для книги о Государственном агитационном театре, которая вышла в свет в 1931 году (в соавторстве с А. С. Булгаковым). В эти годы его товарищами по работе были С. С. Мокульский, К. Н. Державин, И. И. Соллертинский.

В начале 1930-х годов окончательно сформировались научные интересы С. С. Данилова. Его специальностью становится история русского театра XIX века, и в частности драматургия Гоголя. Пользуясь консультациями таких знатоков творчества Гоголя, как В. В. Гиппиус и А. Л. Слонимский, молодой ученый не следует готовым рецептам и не замыкается в кругу традиционных литературоведческих проблем. Он ищет СВОЙ угол зрения, свой аспект при разработке темы. Его книги «„Ревизор“ на сцене» (три издания —1933, 1934, 1936) и «„Женитьба“ Н. В. Гоголя» (1934) явились подступом исследованию «Гоголь и театр» (1936). Этой книгой С. С. Данилов открыл новый жанр театроведческого исследования — жанр сценической истории. Сценическая история гоголевских пьес была доведена автором до момента выхода книги. Здесь и «Ревизор» в постановке В. Э. Мейерхольда, и «Мертвые души» в МХАТе. И хотя в характеристиках отозвались издержки тогдашней науки о театре, сама тенденция — проследить историю гоголевских постановок за сто лет была плодотворной и перспективной.

За работу «Гоголь и театр» С. С. Данилову была присуждена ученая степень кандидата филологических наук. Историей русского театра — своей основной специальностью — Данилов интересовался широко, в разных ее аспектах. Он писал работы о драматургах — от Крылова до Горького, об актерах, режиссерах, провинциальном театре, способах театрального освещения, публиковал библиографические и источниковедческие работы.

В предвоенные годы Данилов выпускает книжку о М. С. Щепкине (1938), работы о. А. В. Сухово-Кобылине (сб. «Классики русской драмы», 1940), о театральном законодательстве (сб. «О театре», 1940). Эти труды отличаются свежим взглядом на предмет, в рамках небольшого объема в них сказано самое существенное. Щепкинское творчество С. С. Данилов рассматривал в аспекте русского освободительного движения. При анализе сценических созданий актера Данилов выделял два цикла его ролей — сатирико-обличительные и роли простых, «маленьких» людей. В Г. Белинский писал о Щепкине, что он «умеет заинтересовать зрителей судьбою простого человека». Именно эта группа ролей Щепкина привлекла наибольшее внимание Данилова. Впоследствии исследователи, писавшие о Щепкине, не могли пройти мимо этой работы Данилова.

Принципиальное значение имела книга С. С. Данилова «Русский театр в художественной литературе» (1939). Автор так определял назначение своей работы: «Ввести в круг материалов о прошлом русского театра те произведения художественной литературы, которые дают непосредственное изображение театра своего времени, и тем самым поставить вопрос о расширении исторических источников современного театроведения».

Начиная со второй половины XVIII века русские писатели в стихах и романах, комедиях и. повестях дали многочисленные изображения театральной жизни. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «актерские пьесы» А. Н. Островского, рассказы А. П. Чехова постоянно привлекались при изучении истории театра. С. С. Данилов ввел десятки малоизвестных произведений, в которых отражена театральная практика. Несмотря на неизбежные в такого рода работе пропуски (на них указывали в рецензиях С. Н. Дурылин и М. Б. Загорский), был доказан со всей очевидностью тезис автора: «русская художественная литература о театре может служить самостоятельным источником для театроведческих изысканий».

В 1939 году в ленинградском журнале «Искусство и жизнь» С. С. Данилов выступил со статьей «На театроведческом фронте». Речь шла о театроведении и театроведческом образовании. Статья эта имела практический смысл. В тот год Центральное Театральное училище в Ленинграде было преобразовано в Ленинградский Театральный институт. Здесь впервые набирали студентов-театроведов. С. С. Данилов активно участвовал в выработке принципов советского театроведческого образования. В 1940 году он возглавил кафедру русского искусства.

Как часто слышал я от Сергея Сергеевича, что он не любит педагогической работы, не умеет ее вести, что вот-де писать — это его дело. Он ошибался. Он был интересным педагогом. Не уставал настойчиво искать новые формы для подготовки студентов к практической деятельности, оживлял учебу навсегда запомнившимися «этюдами» по театроведению. Представьте себе, говорил он, входя в аудиторию, что вы работаете в небольшой газете. Завтра — дата, cвязанная с именем М. С. Щепкина. Под рукой нет никаких материалов, том энциклопедии с буквой Щ кто-то унес домой. Через два часа заметка о Щепкине в две-три странички должна пойти в набор. И мы приступали к делу. Что из этого получалось, рассказывать не буду, скажу только, что в следующий раз подобное задание выполнялось уже много лучше.

Сергей Сергеевич часто напоминал, что по окончании театроведческого факультета молодые специалисты попадут на работу в различные организации — театры, издательства, газеты, музеи, библиотеки, дома культуры. И он делал все, чтобы никакая работа не застала нас врасплох. По его инициативе в учебный план вводились курсы: «Музейное дело», «Клубное дело», «Эстрада и цирк», редакционно-издательская практика и др.

В течение двадцати лет (исключая годы войны) в качестве студента, аспиранта, преподавателя, научного сотрудника я присутствовал на занятиях и заседаниях, которые вел С. С. Данилов. Это была школа научной работы. Школа, основанная на высоких академических традициях. Здесь прививались знания, требовательное отношение к работе товарища, научная этика и дисциплина.

Позволю себе маленькое отступление.

В 1948 году Сергей Сергеевич позвал меня на защиту докторской диссертации одного из своих учителей, Александра Леонидовича Слонимского. Защита проходила на филологическом факультете Ленинградского университета. Диссертация была о Пушкине, официальные оппоненты высоко оценили эту работу, говорили, что Слонимский давно заслуживает докторской степени и только его инертность причиной тому, что он так долго не представлял работу. Голосование прошло хорошо. Впоследствии я узнал, что в то время этому выдающемуся литературоведу не была присуждена ученая степень: все оппоненты, а с ними и диссертант очень скоро были объявлены формалистами и космополитами, — но это уже иная тема, сейчас же речь идет о другом.

До этого на защитах в Университете мне не приходилось бывать, и меня поразило одно обстоятельство. В течение нескольких часов, пока обсуждалась работа, А. Л. Слонимский (ему было тогда за шестьдесят) выслушивал речи оппонентов, стоя за кафедрой. Диссертант, оказывается, стоит всю защиту, оппоненты говорят сидя — таков в университете ритуал. Один из оппонентов, Г. А. Гуковский, бывший на много лет моложе А. Л. Слонимского, сказал, что он не может не нарушить традицию, и выступал стоя.

Возвращаясь с защиты, мы с Сергеем Сергеевичем шли по набережной Невы, и я затронул эту тему. Помнится, я сказал, что в этой традиции содержится какая-то унизительная процедура, стремление указать диссертанту «его место». Податливый и очень прислушивающийся к мнениям других, он сразу не возражал. У него была такая привычка — сначала согласиться — «да», «может быть», привести еще доводы, подтверждающие вашу позицию, а потом вдруг: «однако», «но» — и пошло рассуждение, противоположное тому, о чем, казалось, только что договорились.

Вот и тут было «однако». Сергей Сергеевич стал горячо защищать этот университетский порядок. «Должны быть обязательно устойчивые традиции, — сказал он. — Так защищал свою диссертацию Н. Г. Чернышевский, так было сегодня, так будет много лет. Это не пустая форма, в этом я вижу торжественный акт присвоения ученой степени, момент приобщения человека к науке».

Упорно и последовательно прививал С. С. Данилов академические традиции театроведам. Живой, экспансивный, любивший веселую шутку и разнообразные новости (так и слышу его слова: «Ну расскажите что-нибудь божественное, посмешней»), он с непроницаемым лицом сидел на заседании, и до его выступления никто никогда не знал, что он думает о работе. Его выступление было всегда предельно ясным, четким, оно имело свое начало, кульминацию, финал. К выступлению по научной, даже студенческой работе он тщательно готовился, оно было «сделано».

Данилова нередко упрекали в том, что он придает слишком большое значение форме, будь то речь на заседании или научная статья. Он стоял на своем. Иногда говорил серьезно: «Почему-то Гоголь считал, что надо переписывать произведение восемь раз. Необходимо научиться профессионально работать, а вдохновение может прийти, а может и нет». Иногда отшучивался: «Каждый удачный экспромт тщательно отрепетирован». В 1944 году в Перми вышел монументальный труд С. С. Данилова «История русского драматического театра», охватывающий путь театра от истоков до Великой Отечественной войны. Книга эта, доработанная (но без раздела о советском театре), была издана «Искусством» в 1948 году в качестве учебного пособия для студентов театральных институтов и училищ.

Труд С. С. Данилова «История русского драматического театра» (1944) был первым в советском театроведении опытом систематического изложения истории русского и советского театра. Обогащенный достижениями советского искусствоведения 1930-х годов, С. С. Данилов создал стройную концепцию историко-театрального процесса, выделив определяющие явления и творческие фигуры. Превосходно умея композиционно организовать многообразный материал, он показал развитие процесса русского театрального искусства и дал характеристику крупнейших деятелей сцены. В этой книге были определены многие важные вехи истории русского театра.

Книга писалась в 1942–1943 годах. Тогда еще трудно было сказать, какие из пьес, созданных в годы войны, навсегда войдут в историю драматургии и театра, а какие так и останутся не более чем заурядными откликами на грозные события тех лет. С. С. Данилов назвал выдающиеся пьесы военного времени — «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Нашествие» Л. М. Леонова, «Русские люди» К. М. Симонова. Сейчас эти пьесы назовет каждый студент. Данилов одним из первых увидел в них глубокое отражение народной борьбы и истоков нашей победы.

В учебнике С. С. Данилова были пусть кратко, но последовательно разработаны такие темы, как «Театральное дело в XIX веке», «Провинциальный театр», «Театр и революция 1905 года». Эти темы стали впоследствии предметом многих специальных исследований. Учебник, изданный в 1948 году, попал в трудную полосу. Он обсуждался в 1949 году после печально известных статей об антипатриотической группе театральных критиков. Обсуждения шли с «перехлестом», наряду с действительными недостатками, в книге выискивали и надуманные. С. С. Данилов огорчался, но к критике относился внимательно — всюду искал «рациональное зерно».

В 1954 году С. С. Данилов приступил к созданию нового двухтомного учебника по русскому театру XIX века. Я помогал ему в работе над первым томом и видел, с каким увлечением принялся он за это дело. В 1957 году книга вышла в свет. Являясь как бы продолжением учебника Б. Н. Асеева «Русский драматический театр XVII–XVIII веков», книга С. С. Данилова дает студентам важнейшие сведения по истории отечественного театра первой половины XIX века. Второй том Данилов завершить не успел.

Последние годы жизни С. С. Данилов живо интересовался драматургией Горького и проблемами ее сценического воплощения. Результатом работы в этой области были статьи «Вопросы театроведческого изучения Горького», «Горький на национальной сцене», монография «Горький на сцене» (1958).

Театральная и театроведческая жизнь Ленинграда 1930 — 1950-х годов связана с именем С. С. Данилова. В Научно-исследовательском институте театра и музыки, в Театральном институте им. А. Н. Островского, в театрах, ВТО, в издательстве «Искусство», в обществе «Знание» — всюду С. С. Данилов вносил живую, беспокойную струю. Мысль его работала напряженно и инициативно, он всегда что-то предлагал, кому-то помогал, что-то устраивал. «Все время чего-то хлопочу, есть во мне что-то кочкаревское», — острил он.

Студенты театральных вузов страны учатся по учебникам С. С. Данилова. Услышав, как в нашей институтской библиотеке первокурсница, девушка лет восемнадцати, спросила «учебник Данилова», я поинтересовался, что она знает о Данилове. «Автор учебника», — ответила она. Это было сказано таким тоном, будто «автор учебника» нечто недосягаемо классическое, будто у него не могло быть своих радостей и своих бед.

Для ленинградских театроведов старшего поколения М. Г. Португаловой, Е. Л. Финкельштейн, С. Л. Цимбала, М. О. Янковского этот «автор учебника» был и остался Сережей Даниловым, добрым товарищем, всегда готовым прийти на помощь. Для его многочисленных учеников по студенческим и аспирантским годам, ныне известных искусствоведов — В. М. Красовской, Н. А. Рабинянц, Н. В. Зайцева, А. 3. Юфита, Д. И. Золотницкого, Г. А. Капралова, С. А. Ризаева и многих, многих других Сергей Сергеевич Данилов был человеком, не просто давшим знания и научившим работать. Он был наставником, советчиком, другом. Он любил людей, и очень многие люди обязаны ему. 1967 г.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога