Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

28 сентября 2019

ПЛАНЕТА СЧАСТЬЯ И…

Юбилейное гала-шоу к 100-летию со дня основания государственных цирков в России.
Московский цирк Никулина на Цветном бульваре.
Режиссер-постановщик Гия Эрадзе.

Юбилей — дело всегда сложное и тонкое. 100-летний юбилей государственности отечественного цирка — дело, сложное невероятно. Закрытый мир цирковых со своими неприметными, но глубоко уважаемыми в цеху героями, предрассудками, обидами, войнами и победами требователен и болезненно уязвим. Некогда гигантская семья цирковых под крылом Союзгосцирка с его, казалось бы, незыблемыми и почитавшимися традициями в голодные 1990-е годы раскололась.

На сегодня в России действуют три главных цирковых «кита» — Московский цирк Никулина на Цветном бульваре, Большой Московский цирк на проспекте Вернадского во главе с братьями Запашными и компания Росгосцирк, наследница Союзгосцирка, с 38 стационарными зданиями и почти полутора тысячами артистов. С течением времени их пути разошлись настолько, что почерк каждого узнаваем, но и предсказуем. Цирк Никулина неизменно держится формы классического дивертисмента, позиционируя стиль своих представлений как «классический модерн». Большой цирк на проспекте Вернадского стремится к созданию сюжетных представлений и ценит важность режиссерской работы в цирке. Росгосцирк замер между необходимостью сохранять в своем составе отжившие свой век идейно устаревшие программы и стремлением сказать новое слово в цирковом искусстве. В 2019 году последнее ему даже удалось: на январском Международном фестивале цирка в Монте-Карло детище Росгосцирка — «Королевский цирк Гии Эрадзе» — получил «Золотого клоуна» по совокупности показанных номеров. Собственно, именно с именем Гии Эрадзе связаны на сегодня все мечты об обновлении репертуара Росгосцирка. С начала 2019-го он художественный руководитель и главный режиссер компании, и то, что ему были поручены подготовка и проведение юбилейного вечера, логично и предсказуемо.

Изначально было понятно, что 100-летие цирка будет праздником со слезами на глазах — на юбилей, закрытый для широкой публики, были приглашены все ветераны цирка не только из России, но и из бывших союзных республик. Встреча огромной семьи, «команды молодости нашей», была пронизана объятиями давно не видевшихся, но любящих друг друга, и началась уже на улице перед празднично оформленным цирковым раусом, а закончилась глубоко за полночь за кулисами. Многочисленные гости из числа отечественных знаменитостей — драматические и балетные артисты, эстрадные исполнители, телеведущие, хоккеисты, воротилы шоу-бизнеса, депутаты и сенаторы — чувствовали себя явно не в своей тарелке. Дышавший в унисон полный зал цирковых реагировал иначе — понимающе, любовно. Он взрывался аплодисментами там, где, казалось бы, нечему аплодировать, и смиренно шелестел там, где, вроде бы, надо было громыхать.

Клоун Андрюша (Андрей Николаев).
Фото — Е. Бледных.

На манеже были представители династий Кио, Корниловых, Филатовых, Запашных, Волжанских, а в зале сидели Багдасаровы, Николай Павленко, Ольга Борисова, Анатолий Сокол и многие другие представители знаменитых цирковых фамилий. Несмотря на то, что, по выражению министра культуры Владимира Мединского, «цирк родился естественным путем», в этот вечер на Цветном бульваре большинство публики знало, откуда оно родом. Цирковой мир в юбилей проявился как единый клан со своими устоями и традициями, корни которых не в нынешней кадровой приписке артистов, а в объединяющей советской цирковой школе, понимание вершин которой доступно не каждому.

Выступивший режиссером Гия Эрадзе в значительной мере предугадал состояние зала и соответствующим образом продумал программу. Он поставил во главу угла цирковое искусство как единственно важное в этот вечер. Один за другим звезды эстрады — Лолита Милявская, Максим Галкин, Кристина Орбакайте, Валерий Леонтьев, Александр Олешко, Витас, Михаил Боярский, Наталья Варлей, Наташа Королева, Тамара Гвердцители, Надежда Бабкина, Ирина Грибулина и Филипп Киркоров — исполняли всем известные связанные с цирком хиты, а на манеже тем временем крутили сальто акробаты, взмывали в воздух гимнасты, кидали булавы жонглеры. Ступая на территорию цирка, артисты, ведомые волей режиссера, готовы были принять условия игры. И Валерий Леонтьев «заряжался» в аппарат Игоря Кио, Наташа Королева и Лолита взмывали под купол на трапеции, Михаил Боярский с опаской, но все же подходил к тигру братьев Запашных, а Максим Галкин в своем конферансе раз за разом не оставлял попыток примерить роль коверного. К слову сказать, «Куда уехал цирк» и «Ап, и тигры у ног моих сели» оказались именно теми хитами, в которых, наверное впервые, сложился нужный пазл — исполнение «в оригинале» и полагающийся к песне цирковой антураж.

Гимнасты на турниках под руководством И. Грацы.
Фото — Е. Бледных.

Клоун Александр Фриш.
Фото — Е. Бледных.

Но всех затмил выход Натальи Варлей в компании танцующих гигантских, метра по 4 ростом, плюшевых медведей, обнаруживший и юмор, и фантазию постановщиков, и аллюзии относительно пресловутого цирка с животными. Прием, оказанный Варлей, отличался особой теплотой — ее, выпускницу циркового училища, киношники нашли именно на манеже. И каждый, выходивший на манеж, включая и появившихся с приветственным словом Александра Ширвиндта и Николая Цискаридзе с Илзе Лиепой, и Аллу Духову (поддержавшую своим балетом цирковой кордебалет), оказывался в заложниках либо собственного детства и связанных с цирком эмоций, либо собственной биографии, начавшейся с циркового училища. Стольких объяснений в любви к цирковому искусству в манеже не звучало уже давно.

Это было объяснение в любви в большей степени к прошедшим временам, а на манеже тем временем были представители этих ушедших времен. Внутрицеховые уважение и восторг проявлялись «откуда не ждали» — признанными звездами, приветствуя которых, вставал весь зал, оказывались люди с незвучными, нераспиаренными фамилиями. Стоячих оваций удостаивались не Леонтьев с Киркоровым, а Андрей Николаев с Тамерланом Нугзаровым, Нина Корнилова и Хаким Зарипов, Анатолий Марчевский.

Гия Эрадзе, бесконечно упрекаемый в пристрастии к пышности и даже вычурности, на этот раз сумел соблюсти баланс. Богатство костюмов и визуальных эффектов, торжество почти мюзик-холльной хореографии превращали манеж в место визуального пиршества, в котором, как в неудержимом калейдоскопе, невозможно было уследить за нюансами. Цирк оказывался территорией ярких красок, блесток, переливающегося реквизита, феерических превращений, всепроникающего кордебалета. В какой-то мере за грандиозным постановочным решением терялись сами артисты, но там, где нужно было, фантазии постановщиков отступали в тень. В звенящей тишине летали над манежем гимнасты в номере «Журавли» под руководством Вилена Головко — восстановленном легендарном номере, составившем славу советского цирка. В бешеном темпе вылетали на манеж, кружились и выделывали чудеса эквилибристики слоны молодого Андрея Дементьева-Корнилова, наследника легендарной династии, представителя нового, талантливого поколения молодых дрессировщиков, располагающего не только багажом предшественников, но и собственными идеями и достижениями. Буквально парили над манежем джигиты Тамерлана Нугзарова, да и сам он, 77-летний, летал по манежу, словно юноша. Тон задавало старшее поколение — для молодых оказаться с ними в одном манеже, в рамках одного представления, до сих пор почитается за великую честь.

Н. Варлей.
Фото — Е. Бледных.

Клоуны Мик и Мак (Андрей Шарнин и Николай Кормильцев).
Фото — Е. Бледных.

Юбилейное представление не было срезом сегодняшнего состояния циркового искусства, оно оказалось скорее поклоном ушедшим временам. И хотя на манеж выходили и студенты циркового училища, и участники детских цирковых студий, оказывалось, что все высоты отечественного цирка — в прошлом. Это транслировали и видеоролики, об этом говорили выступавшие в манеже, об этом было само авизо со списком номеров. Собственно, в этот день цирк и должен был выглядеть «как в детстве» — эксперименты, имеющие место в отечественном цирковом искусстве, были оставлены за пределами юбилейного вечера.

Клоун Анатолий Марчевский.
Фото — Е. Бледных.

Публике, собравшейся в этот день в Цирке Никулина, они были не нужны. Нужны были легенды, при появлении которых замирает дыхание, независимо от того, насколько они в форме. Но именно они были как раз в форме. В сегодняшний день цирк разворачивали клоуны. Шестеро тех, что не появлялись на манеже десятилетия, — Андрей Николаев, Анатолий Марчевский, Юрий Куклачев, Евгений Майхровский, Александр Фриш, Андрей Шарнин и Николай Кормильцев. Собственно, оказалось, что смех времени не подвластен, и именно клоуны — живее всех живых, и нужны, и востребованы, и смешны. Реприза «Корона» 81-летнего клоуна Андрюши — Андрея Николаева — впрямую разворачивала к вопросу власти и властности, подобострастия, порабощения и обязательной насмешки над всем, что «с короной». 71-летний Марчевский, сохранивший и мягкость пластики, и неиссякающее обаяние, и точность реакций, поражал работой на катушках и моноцикле, не дав слабины ни по темпу, ни по трюкам и отрепетировав свои номера с униформой так, словно готов снова встать на конвейер Росгосцирка. Клоуны Мик и Мак заставили улыбнуться зал, казалось бы, наизусть знающий их репризу «Торт». В эти моменты становилось очевидно, что в цирке — вечно молодом искусстве — определяет не возраст.

Гия Эрадзе прочувствовал формат юбилея — ему удалось избежать приторной помпезности, но создать атмосферу праздника на протяжении пяти часов. На манеже в этот вечер был тот самый цирк, который приносил валюту советскому государству, который был тем самым экспортным искусством, транслировавшим, что в отечестве все в порядке. К чести цирковых, оказавшихся в 90-е годы, в отличие от театров, почти на грани выживания, нужно сказать, что традиции советской школы сохранены до сих пор — на них возможно и дальше строить то, что называется цирковым искусством. Главный вопрос на сегодня в том, как из прекрасного, богатого достижениями и идеями, но морально устаревшего репертуара создавать нечто новое и востребованное. В версии Гии Эрадзе цирк — искусство бесконфликтное. Оно, как пела Ирина Грибулина, «планета счастья и мечты». В нем царят феерия и вечный праздник. Горе в том, что на всю цирковую братию не наберется и полдюжины постановщиков, у которых есть свое видение и свои мечты о том, куда может двинуться отечественный цирк после того, как он побывал уже на всех высотах.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

  1. Людмтла

    Супер!!! Лучшая статья !!!!
    Автор прекрасно разбирается в Цирке. Спасибо.

  2. Ольга

    Огромное спасибо автору за такой детальный,титанический труд,за знание корней,за знание специфики цирка,за любовь к цирку и к его героям,как к прошедшей эпохи,так и современной.

  3. Алена

    Грамотные статьи о цирке — большая редкость в наше время.
    Особенно — написанные с такой искренностью и любовью, помноженные на отличное знание специфики и тонкостей этого непростого мира.

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога