Петербургский театральный журнал
16+

23 января 2018

ПАМЯТИ ВЯЧЕСЛАВА АЛЕКСЕЕВИЧА ГВОЗДКОВА

«Папаша Кураж» — так называлась давняя статья о нем в «Новой газете». Поставьте вместо «куража» «успех» или «аншлаг» — все будет правдой. Режиссер Вячеслав Алексеевич Гвоздков (20.04.1947 — 21.01.2018) был человеком ярким и страстным. Со страстью и азартом делал многое: охотился, водил автомобиль, коллекционировал, влюблялся, дружил и ссорился. Но среди всех страстей главным было театральное дело во всей его полноте: не только сцена, не только собственные спектакли, но все составляющие организма по имени «театр», от гаража до бухгалтерии. Вникал во все, все и всех контролировал, был не просто худруком Самарской драмы (последние годы ее генеральным директором, эта должность давала больше полномочий), но настоящим хозяином этого прославленного театрального дома, возвышающегося на холме над волжским берегом. Он прожил в этом доме два с лишним десятилетия, начиная с 1995-го, поставил немало собственных незаурядных спектаклей (среди главных — «О мышах и людях» Д. Стейнбека, «Униженные и оскорбленные» Ф. Достоевского, «Академия смеха» К. Митани, «Полковник Птица» Х. Бойчева, «Коля + Оля» по «Дням нашей жизни» Леонида Андреева, «Дон Жуан» Мольера (совместно с Александром Морфовым), «Август. Графство Осейдж» Т. Леттса, «Побег из Шоушенка» С. Кинга…). Не меньше сделали те режиссеры и художники (преимущественно из Северной столицы), которых Вячеслав Гвоздков приглашал для работы на своей сцене (творческий результат, а порой и процесс он контролировал пристально и пристрастно).

Я мало знаю о его актерской карьере (учился в Саратовском театральном училище имени Слонова, играл в барнаульской Алтайской драме и ленинградском Малом драматическом театре дододинского периода, в 1970-е годы). Немного знаю и о том, как, окончив режиссерский курс Г. А. Товстоногова в ЛГИТМиКе, в начале 1980-х Гвоздков руководил Ростовским ТЮЗом. Зато хорошо помню Русскую драму Ташкента, которую Вячеслав Алексеевич возглавил в 1984-м и где проработал до 1990-го. Театрам «национальных окраин», их репертуару в то время позволялось то, что было под явным или тайным запретом на российских сценах, и Гвоздков использовал эти возможности в полной мере. Его «Полет над кукушкиным гнездом» стал театральным событием всесоюзного масштаба, впечатлил даже видевших киноверсию Формана (таковых, впрочем, тогда было немного), объехал множество городов СССР. Событиями были и «Калигула» Камю, и галинские «Звезды на утреннем небе». Везде играла Людмила Грязнова — актриса редкого дарования, особой глубины и грации, рано ушедшая из жизни.

Ташкентский период подошел к концу вместе с концом Советского Союза. Вячеслав Гвоздков вернулся на берега Невы (именно Ленинград/Петербург он всегда считал родным городом), недолго поработал в Театре имени Ленинского комсомола, который именно при нем стал «Балтийским домом» (и одноименный фестиваль возник именно при Гвоздкове), много ставил в Эстонии, российских городах (в его режиссерском списке 150 постановок), в 1995-м приехал в Самару.

Он всегда был нацелен на успех, на аншлаг, на переполненный зал. Этот успех совсем не обязательно сопровождался высоким искусством, что худрук театра прекрасно понимал и сознательно шел на это ради кассы, ради вполне конкретного благополучия всех, кто жил в его театре-доме. Но в лучших работах все-таки был настоящим мастером. И многим актерам помог раскрыться именно в своих постановках: Александр Амелин в спектаклях «О мышах и людях» и «Академия смеха», Владимир Борисов в «Униженных и оскорбленных», Роза Хайруллина в «Полковнике Птице», Денис Евневич в «Дон Жуане»…

Казалось, его страсти к работе и просто человеческой энергии хватит по крайней мере до 100 лет, недавнее 70-летие — просто дата, впереди много других юбилеев, спектаклей, актерских курсов (он выпустил три таких в Самаре) и других дел. Но у смерти оказались другие планы, а ее внезапность делает этот уход особенно горьким. Согласно его завещанию Вячеслав Алексеевич Гвоздков будет похоронен в Санкт-Петербурге.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога