Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

2 апреля 2016

ОТРАЖЕНИЯ

«Язык птиц». По мотивам поэмы Фарида ад-Дина Аттара.
БДТ им. Г. А. Товстоногова совместно с Центром творчества, образования, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом».
Режиссер и автор сценария Борис Павлович, художник Катерина Андреева, режиссер по пластике Алина Михайлова.

Сегодня, 2 апреля, во Всемирный день аутизма, в репетиционном зале БДТ им. Г. А. Товстоногова состоится второй показ спектакля, который Борис Павлович, курирующий в театре социальные проекты, придумал и сделал с актерами театра и студентами Центра «Антон тут рядом».

Поначалу актеры-профессионалы и студенты Центра, сидящие на стульях по периметру площадки, почти неразличимы в своих мешковатых пиджаках. Первое, что делают участники, это вглядываются в глаза ближнего соседа, будто высматривают в них свое отражение, потом — обмениваются пиджаками. С этой простой акции начинается спектакль.

Для участников спектакля это не игра, не преображение — некий опыт. Опыт взаимодействия с пространством, с текстом, с другим, с собой. Опыт преодоления: себя, текста, пространства — через танец, монолог и контактную импровизацию, когда ловишь направление движения, импульс, исходящий от кого-то из группы лиц. Это движение от простого к сложному, например, от поглаживания щеткой пиджака или рук другого до импровизированного диалога и танца-поединка, в котором воспитанники Центра стараются повторить движения актеров-профессионалов.

Сцена из спектакля.
Фото — С. Левшин.

Это подчас физически тяжело — сделать самую простую вещь: посмотреть в глаза другому. Рассказать публично, о чем мечтаешь: «Идти с букетом роз по набережной Сены на встречу с любимой девушкой», «Просто выйти из дома, идти долго-долго, в монгольскую степь, посмотреть там в озерцо и поменять что-нибудь». Неслучайно одна из участниц почти весь спектакль просидит на своем стуле едва ли не с закрытыми глазами. И только в финале выйдет на опустевшую площадку, уже в костюме сказочной птицы, чтобы сказать: «То, что было, было пустотой».

В спектакле нет просчитанности, так как его основа — тренинг. Думаю, те, кто придут его смотреть 2 или 4 апреля, увидят несколько иное, чем то, что видела я 14 декабря, когда спектакль показывали в рамках Международного культурного форума. Нет поставленного движения: участники, кружась, будто суфийские дервиши, или сходясь в парном танце-агоне под гул барабанов, движутся каждый так, как слышит себя, музыку, в той мере, в какой способен к внешнему выражению эмоций или отклику на партнера. И для зрителей это тоже опыт — опыт встречи с несовершенством, то есть индивидуальностью. Потому что любая индивидуальность, «особость» проявляется в несовершенствах.

Сцена из спектакля.
Фото — С. Левшин.

И, разумеется, пластика актеров будет отличаться от пластики студентов Центра. Потому что пластика первых — это отточенная пластика профессионалов, управляющих своим телом и движением. Но она едва различима между собой. Природа движения студентов Центра — драматическая. Диапазон — от полного ритмического исступления, упоения танцем до мучительных попыток овладеть своим телом.

Связь с поэмой Фарида ад-Дина Аттара тут чисто ассоциативная. Разумеется. девушки, усевшиеся вокруг чудесной рыжей Маши, с подчеркнутой серьезностью рассуждающей в духе журнала Cosmopolitan о том, кто такая успешная женщина (конечно же, это сверхъестественное созданье, которое и карьеру делает, и детей воспитывает, и спа-салоны посещает, и следит за вопросами экологии, и, разумеется, мечтает о роскоши), похожи на гомонливую стаю птиц. Их и разгоняют — пиджаками — будто трескучих сорок.

Разумеется, замечательные духовные стихи и песни Тверской, Белгородской и Ярославской областей, под руководством завмуза БДТ Анны Вишняковой — «Почему ты, душа моя, упала» или «Бедная птичка в клетке сидит» так или иначе затрагивают тему пут, наложенных на душу и тело. А трещотки и свистульки расположенного за сценой оркестра «Антон тут рядом» под руководством Алексея Плюснина создают ту самую птичью какофонию, которую можно услышать на рассвете в июньском лесу.

Сцена из спектакля.
Фото — С. Левшин.

В финале участники выходят преображенными, это настоящий парад жар-птиц с фантастической изысканной пластикой вычурных движений, в не менее изысканных «птичьих» костюмах с плюмажами из веников и старых велосипедных камер, роскошными хвостами из полиэтилена и могучими крыльями из мятой оберточной бумаги…

В поэме средневекового персидского мыслителя Фарида ад-Дина Аттара 30 птиц отправляются в странствие, чтобы найти царя, который мог бы ими управлять, могучую и мудрую птицу Симург. Дойдя до озера, где обитает Симург, и, вглядевшись в его воды, птицы видят лишь собственное отражение.

Участники спектакля тоже проходят — здесь и сейчас — внутренний путь, как проходят его птицы, персонажи поэмы. Ассоциативно раскрывается идея уникальной природы человека: в каждом есть частица божества, надо только ее проявить. А еще «птичий язык» здесь — это неуловимая связь, понимание с полуслова и полувзгляда, энергия, стекающая с кончиков пальцев.

Такая связь и возникает в спектакле.

Основная часть сборов от продажи билетов поступит в распоряжение Центра «Антон тут рядом» для реализации новых проектов, участниками которых станут люди с особыми возможностями.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога