Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

18 июня 2016

К ЧИТАТЕЛЯМ И КОЛЛЕГАМ, или ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА — 2

16 декабря 2012 года мы уже печатали текст с аналогичным названием. И на то были причины: нас лишал финансирования Комитет по печати

Из той ситуации мы трудно выползали и выползли благодаря помощи Федерального агентства по печати, театров России. Немного помог краудфандинговый проект.

И, главное, Министерство культуры РФ всегда, так или иначе, финансово поддерживало журнал, который, естественно, не может жить без минимальной поддержки. Как и театры.

В этом году мы тоже получили письмо.

 

——– Пересылаемое сообщение ——–
От кого: Федосеева Виктория Романовна <viktoria. fedoseeva@mkrf. ru>
Кому: Петербургский театральный журнал <ptjournal@mail. ru>
Дата: Среда, 3 февраля 2016, 10:24 +04:00
Тема: Финансовая поддержка изданий на 2016 год. МК РФ

Добрый день, уважаемые коллеги!

Министерство культуры выделяет на проект «Подготовка и размещение материалов в журнале «Петербургский театральный журнал» 1 200 000 (один миллион двести тысяч) рублей. В 2016 году средства выделяются не по Субсидии, а по Государственному контракту. Для получения финансовой поддержки, необходимо участие в торгах.

Для этого я направляю Вам шаблон Сметы и Технического задания. Вам необходимо будет выбрать каким способом выходить на торги: аукцион или конкурс (статьи самые разные, смотря каким способом торгов Вы хотите идти! Конкурс или аукцион? Если конкурс — то, гонорары, аренда оборудования, предпечатная подготовка и авиа или жд. проезд, в аукционе список шире — все то, что в конкурсе + трансферт, проживание, печать рекламной продукции.

До 12 февраля жду заполненную Смету и ТЗ.

Если будут вопросы, звоните, пожалуйста.

Удачи!

 

 

Естественно, документы были оформлены, и мы принялись ждать.

Естественно, мы не сидели сложа руки в ожидании бюджетной помощи. Полгода мы прожили в изнурительной борьбе за само существование: продавая книги и журналы, проводя серии публичных лекций, чуть-чуть зарабатывая на баннерной рекламе, отказываясь даже от заплаты в 1 МРОТ. Этого хватило на налоги, аренду подвала, типографию и несколько зарплат особо нуждающимся — тем, у кого нет другой работы. Профессиональный журнал не может без дотации так же, как и театр. А ведь есть еще сайт, его проекты, копящиеся долги перед авторами и фотографами, а главное — невозможность жить в долг дальше — без каких-то отчетливых перспектив эти долги отдать.

Естественно, мы понимали, что нас, как и всех, ожидает малобюджетная жизнь. И все же думали прожить еще один, 24-й год.

Но сперва Комитет по печати не захотел выдать журналу в полном объеме целевые суммы, направленные на поддержку именно «ПТЖ» членами Комиссии по культуре нашего ЗАКСа М. Шишкиной, М. Резником и А Мельниковой.

Затем Федеральное агентство по печати сообщило, что вопрос с нашим грантом теперь будет решаться по-новому: «по остаточному принципу» и только осенью…

И мы ждали денег Минкульта. Но с середины марта настала полная тишина. В апреле я написала зам. министра г-ну Журавскому. В двадцатых числах мая несколько народных артистов (от Басилашвили до Боярского, от Фрейндлих до Крючковой) обратились с письмом тревоги о судьбе журнала к министру культуры г-ну Мединскому.

Телефоны Минкульта молчали все это время. На письма ответа не было. И вот сегодня пришел ответ — редакции.

№ 1727-02-11 от 25.05.2016

Уважаемая Марина Юрьевна!

Министерство культуры Российской Федерации в ответ на ваше письмо от 14.04.2016 № 16-12736 по вопросу поддержки в 2016 году Петербургского театрального журнала сообщает следующее.

Минкультуры России высоко ценит вклад журнала, который уже свыше 20 лет освещает театральные процессы столичных и региональных театров.

К сожалению, в связи с оптимизацией федерального бюджета на 2016 год на данный момент у Минкультуры России отсутствует возможность финансирования журнала в рамках доведенных лимитов.

Между тем, при наличии экономии средств федерального бюджета в течение 2016 года, Минкультуры России рассмотрит возможность поддержки журнала.

Директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества А. В. Малышев

Если сравнить с первым письмом, что называется, можно почувствовать разницу!

Какова внутренняя драматургия происходящего — не знаю. Никаких претензий к «ПТЖ» по результатам прошлогоднего мониторинга у Минкульта не было: мы остаемся журналом наиболее широкого ареала распространения и наиболее широкого охвата российской театральной действительности.

Остается лишь предполагать… Ну, например, что так влияет факт наличия Ассоциации театральных критиков, куда входят 140 человек, в том числе все члены нашей редакции? АТК почему-то воспринимается начальниками как какой-то боевой орган, хотя за полгода деятельности она выступила дважды с открытыми письмами: возразив статье В. Максимовой в «Вопросах театра» (там содержалась настоящая клевета на коллег) и протестуя против увольнения из РГГУ В. Гаевского. Ну, еще раздает поощрительные дипломы на фестивалях. Чем плохо? Я считаю — действия благородные. И вообще — это ли аргумент для Министерства?

Еще большие вопросы вызывает тот факт, что сформированный бюджет предполагал эти 1 200 000 на «ПТЖ». Бюджет не выполняется? Или что?

В ближайшее время мы объявим краудфандинг, но проблемы жизни журнала, по нашему опыту, он не решит. Если театральная Россия сама не решит, что без ПТЖ, без его сайта, без бумажных номеров ей не обойтись.

У журнала есть минимальные деньги городского гранта, покрывающие, за вычетом налогов, ТОЛЬКО верстку и типографию. Смешно говорить, что есть еще аренда-коммуналка-НДС-долги по гонорарам авторам-сайт-блог-почта-каталоги-вывоз мусора…
И ЛЮДИ…

Комментарии (17)

  1. Алексей Усенко

    Как очень больно все это читать… Я люблю Ваш журнал, благодарен всем тем людям, которые делают Такую большую работу, и совершенно не представляю, как Вам помочь.
    Видно кому-то нужны эти деньги больше чем вам. Эх… Государство Российское что с тобой делать?

  2. Светлана Ганелина

    Горько. Подлинную культуру разваливаем, заменяя ее всякими шоу и балаганами.

  3. Борис Гранатов

    Да – как и театры вытесняется замечательный профессиональный журнал. Ежедневная борьба культуры за выживание стало нормой сегодняшнего дня. Что дальше?

  4. Эдуард Якунин

    А не проще ли “выдавить” не реплику, но пожертвование в сумме так это одной-полутора тысяч рублей на р/с “ПТЖ”. Как это у математиков: 1000*1200=1200000 ? Можно и больше, но тут уж у кого сколько найдется. Лично я “за”, скажите только, куда перечислить. А что насчет второго множителя, так это 10-15 человеко-театров из каждого региона, например. Немного, однако.

  5. admin

    Коллеги о ситуации с ПТЖ. Из Фейсбука

    Ольга Погодина-Кузмина

    “Петербургский театральный журнал” – единственное в нашем городе издание, где всерьез пишут о театре, единственное в нашей стране издание, у которого безупречная репутация. На страницах ПТЖ уровень дискуссии всегда был выдержанным и профессиональным, оценка театральных событий – максимально независимой, неангажированной и внятной. Это единственный печатный журнал о театре, где установлена полная демократия. Здесь публикуются патриархи театроведения, уважаемые специалисты, пробуют свои силы начинающие критики, студенты. В России больше нет других изданий, где так широко освещалась бы репертуарная жизнь провинции и весь процесс течения и движения российского театра.
    Журнал все годы своего существования выживает за счет энтузиазма редколлегии – Marina Dmitrevskaya, Евгении Тропп, созданной ими команды. Но в этом году ПТЖ лишен последнего скудного источника существования – финансирования Минкульта.
    Это, конечно, полное безобразие – отказать в и без того небольшой поддержке журналу, который выполняет работу 2-3 научных институтов. При том, что у Минкульта и смежных ведомств всегда находятся огромные средства на гигантские яйца, черепа, лазерные шоу, спектакли на вершинах гор, оперы стоимостью в инопланетный корабль и заоблачные гонорары. Нет денег только для маленького журнала, который изо всех сил старается запечатлеть исчезающие призраки театральных событий.
    Не думаю, что за этим стоят какие-то межклановые или профессиональные интриги – хотя от некоторых наших коллег можно многого ожидать. Скорее всего, это просто недальновидность людей, принимающих решения в высоких кабинетах. Сбросить с лодки балласт – то есть самых интеллигентных, тех, кто не пойдет скандалить, кто не будет собирать шумную кампанию в свою поддержку. Кто не может себя защитить.
    Многие уже написали о том, что если сообщество влиятельных критиков сейчас не защитит ПТЖ, то грош цена такому сообществу. Может быть и так.
    Может быть, профессия критика вообще уходит в небытие? Мы видим это и в литературе. Жанр книжной рецензии умирает, превращаясь в обзор новинок. В сфере современного искусства критик давно совмещает роли оценщика и рекламного агента. Кино еще оставляет возможность говорить о природе искусства и получать за это хоть какой-то гонорар, но и здесь позиции очень слабы.
    Не знаю, чем закончится эта история, но оптимизма она не прибавляет. Ведь даже энтузиазм должен чем-то подпитываться – хотя бы мыслью о том, что ты делаешь важное, кому-то нужное дело.

    ПАВЕЛ РУДНЕВ
    Если театральное сообщество потеряет ПТЖ, то можно совершенно ответственно заявить, что театральному сообществу театральная критика и “единство театральной России” не нужны вовсе.
    Это ведь так, дорогие наши молчаливые худруки, директора, народные артисты, лауреаты и орденоносцы. Это так. Давайте просто честно признаемся в этом. Нам, правда, так станет легче. Пусть столицы сами как-то выживают без провинции, а провинция пусть как-то сама выбирается. Пусть вообще все как-то сами выбираются. Никаких обязательств. Никакого напряжения. У каждого своя синекура.

    АНДРЕЙ ПРОНИН
    Нынешняя история с “Петербургским театральным журналом” при всем своем драматизме имеет, конечно, и оттенок неприятного фарса. На прошлогоднем минкультовском совещании по театральной прессе, помнится, никаких претензий к “ПТЖ” не было, наоборот, председательствовавший Г. Заславский даже ставил этот журнал в пример другим изданиям как образцовый. Очень простая “спецоперация” в стиле “разделяй и властвуй” тогда провалилась. Вбить клин между изданиями не удалось, и вместо планировавшейся склоки случилась, наоборот, невиданная консолидация. Я никогда не был человеком ПТЖ, публиковался там всего полтора раза, но сейчас не могу не сказать, что нынешнее лишение финансирования похоже на штраф за порядочность по отношению к коллегам.
    И, разумеется, это уже чистый волюнтаризм – не объяснимый даже с позиций сугубо идеологизированного руководства культурой (которого у нас как бы нет – хотя даже дурачкам уже понятно, что есть). “ПТЖ” не был пленником ни одной любимой идеи, публиковал и новаторов, и консерваторов, хвалил и обижал, невзирая на идейные платформы. Не финансировать такой журнал, с учетом охвата на его страницах театральных событий и круга авторов, включая российскую глубинку, это просто отказаться от финансирования театральной прессы. Ну просто по любой объективной логике “ПТЖ” – первый кандидат, даже если он вам не нравится или не нравится кто-то из редакции. По-видимому, Минкульт прекратил финансирование театральной прессы в России. По-видимому, нам об этом объявят. Наверное, денег нет. Куда-то они все пропали.

    АЛЕНА СОЛНЦЕВА
    Минкульт экономит. Мединский, который считает, что государственные деньги даны ему лично, все вводит и вводит новые системы отчетности, уже все сидят исключительно на отчетах, как при такой въедливости ему удалось пропустить махинации зама, не понятно.
    Но в новом приступе экономии, Мединский решил не давать денег на Петербургский театральный журнал, который существует много лет, и добросовестно и прилежно описывает театральную провинцию, соединяя в единое культурное пространство столичные и региональные театры.
    ПТЖ – как раз тот недорогой проект, который очень важен для сохранения театральных традиций, но те, кто в Минкульте считают себя вправе это решать — понятия не имеют, что важно, а что нет. Обидно, горько, печально. В общем, если есть у кого влияние в правительстве, или где там у Мединского начальники, которые его поставили, передайте, чтобы не хулиганил, а нашел форму, при которой журнал мог бы жить дальше. Тем более, что денег они просят мало, если сравнить со скульптурами из искусственных цветов..

  6. Игорь Каневский

    А если деньги, которые выделяются на верстку и типографию, пустить на всё остальное? И создать ПТЖ в интернете? Это не решит проблему? Извините, чувствую, что меня назовут наивным – чувствую, хоть и не понимаю, почему. Очень хочется понять, чего я не понимаю.

  7. Марина Дмитревская

    Если пустить — это будет называться нецелевым использованием. Наши отчеты за каждую копейку в четыре раза толще каждого журнала. Если копейка выделена на гонорар автора -ее нельзя потратить на гонорар фотографа. А Вы — интернет…

  8. Анна Сверд

    Давно пора закрывать!

  9. татьяна

    Не знаю, кто такая Анна Сверд, никогда ее не читала, но ее злобная реплика – сродни позиции мин-ва культуры. Наверное, она не занимается живым театром, наверное, она просто не любит театр, или не любит тех, кто о нем пишет, а может, пишет в другие издания, но эта реплика очень типична. Главное, чтобы у соседа изба сгорела. А то, что огонь может перекинуться на твой дом, от злости человек не думает. Стыдно, ели театральное сообщество не заступится за журнал. Когда театры просят. умоляют, написать портрет какого-нибудь артиста. потому что иначе ему не получить звания, то теперь писать будет просто некуда. Этот журнал уникален именно тем, что он исследует весь российский театральный процесс, не деля театры на маленькие и бедные и большие и богатые. СТЫДНО!

  10. Константин

    Есть не только Planeta.ru.,но
    http://crowd-directory.kroogi.com/?locale=ru
    и другие ресурсы.

  11. Роман

    Как жаль… Какое издание теряем. :( (

  12. Анна Сверд

    Татьяне. Жаль, что не читали! “Анна Сверд” – роман великой шведской писательницы Сельмы Лагерлёф, третий в “Трилогии о Лёвеншёльдах”. Почитайте, Вам понравится. А реплика… да, злобная. Имею право.

  13. Aleksey Sniper

    Знаете, я внимательно посмотрел видео и мне невыносимо стыдно, что такие люди ютятся в подвале, что такой Журнал (я его никогда и не видел, а только читал статьи в интернете, особенно интервью с Алексем Девотченко) никому не нужен.

    Это омерзительное чувство какой-то катастрофы, ужаса, бесстыдства власти, "театралов" и около театралов…

    Кто-то живёт во дворцах, а кто-то ютится в подвале. Все проходят мимо и всем плевать.

    В пятницу получу отпускные и что-нибудь куплю. Возможно книгу, чтобы осталась память.

    Боже… как стыдно-то здесь и сейчас жить.

  14. Елена Вольгуст

    Анне Сверд. Право стучать по клавиатуре есть безусловно у каждого. В чем смысл этого писка под маской? Или удовольствие от него же?
    «Никандров социалист!» Выглядит ровно так, как давно высмеял Антон Палыч.

  15. Елена Веселова

    И горько и стыдно за нашу власть…. Являюсь поклонником петербургского театрального журнала с начала его выхода…. С гордостью показываю уже ставший раритетным 0 номер 1992 года..И прекращение его финансирования говорит о том, что продолжается тактика снижения культурного уровня населения…Тыпым народом легче управлять..С подлинным уважением и радостью помогу журналу…материально..

  16. Иван Раскатов

    Для Елены Вольгуст. Ваш интерес к теме “Гюльчатай! Открой личико!” становится уже просто неприличным. Введите в поле для заполнения при отправке комментария графу “паспортные данные” и успокойтесь. А фразы “право стучать по клаве” и “писк под маской” про высказавшегося на форуме читателя из уст представителя редакции данного издания, в момент попытки собрать с читателей средства – просто глупость.

  17. Некто

    Писк под маской? Это редактура журнала о читательнице, высказавшейся в блоге? Моя рука прямо сама потянулась проспонсировать зарплату журналистки, проплатить её стук по клавиатуре…

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*

 

 

Предыдущие записи блога