25 лет Театру Дождей
7 января исполнилось 25 лет маленькому театру, ставшему за эти годы неотъемлемой частью петербургской театральной экосистемы. Ровно четверть века прошло с тех пор, как появился Театр Дождей, чьим символом стала белая ворона, с улыбкой выглядывающая из-под зонта. Именно тогда, в 1990 году группа актеров во главе с режиссером Натальей Никитиной вышла из легендарной «Субботы» и стала делать свой, ни на кого не похожий авторский театр в крошечном помещении бывшей жилконторы на набережной Фонтанки, где обитает и по сей день. Сегодня это помещение с трудом вмещает разросшуюся труппу, а потому юбилей театра отпраздновали 16 января на большой сцене «старшего брата» — Молодежного театра на Фонтанке, в далеком 1994 году взявшего «белых ворон» под свое крыло. В первом акте Театр Дождей представил капустник-ретроспективу, а во втором — принимал поздравления от друзей.
Пожалуй, самым пронзительным моментом вечера стал отрывок старой видеозаписи — Наталья Никитина и ее совсем молодые актеры пьют чай за круглым столом и репетируют «Трех сестер». И через 25 лет театр, обретя профессионализм, не утратил эту атмосферу театра-дома, сообщества увлеченных единомышленников. Идея театра доброго и интеллигентного, уважающего автора и зрителя, театра, служащего духовным маяком в смутные времена, помогающего людям оставаться людьми, при всей своей кажущейся наивности показала поразительную жизнестойкость. Поэтому Никитина формирует репертуар театра из классики: «Высокая планка драматургии существовала, наверное, всегда, просто потому, что вещи меньшего масштаба меня не волновали. Меня правда интересует судьба мира, судьба человечества, и мне интересны пьесы, проблематика которых вечная». Чеховские спектакли — визитная карточка Театра Дождей: теперь в его репертуаре «Чайка» (1986!), «Три сестры» (1991), «Дядя Ваня» (2011). Взгляды Никитиной на вопрос взаимоотношений режиссера и пьесы могут показаться наивными: «Я беру хорошую драматургию. Счастье — дотянуться до уровня великих. <…> Важно следовать за мыслями автора, тогда и мои мысли становятся выше». Но оказывается вдруг, что в век девальвации слова и утраты доверия к нему попытка расслышать голос автора, донести до зрителя простые христианские истины и сохранять традиции психологического театра — не банальность, а вызывающе смелая и трудновыполнимая задача.
Сегодня репертуар театра поистине разнообразен: Чехов, Пристли, Горин, Горький, Шоу, Рощин, Думбадзе, О. Генри. Выросла за 25 лет и труппа —теперь в театре около 100 актеров — вдвое больше, чем мест в зале. Особенно полюбившиеся зрителям спектакли театра — «Поминальная молитва», «Странная миссис Сэвидж» и «Продавец дождя» — играются на большой и малой сценах Молодежного театра при неизменных аншлагах, а в 2013 году впервые был выпущен спектакль на большой сцене — «Белые флаги» по роману Нодара Думбадзе (в том же году спектакль был номинирован на «Золотой софит» за лучший актерский ансамбль).
Театр Дождей — актерский театр. Наталье Никитиной нужны не столько техничные исполнители замысла, сколько умные и тонко чувствующие соавторы. Никитина — не только режиссер, но и педагог: она растит свою труппу на классической драматургии, опыт чувств персонажей оседает в памяти актеров как их собственный опыт.
Что же отличает Театр Дождей от других театров? Принадлежность к уходящему в прошлое типу театра-дома, высокое качество драматургии и уважение к слову автора, свежий взгляд на классику, верность традициям русского психологического театра, светлая энергия, льющаяся со сцены в зал… Но главное — тихое уверенное свечение веры в добро, которым согреты все постановки Театра Дождей.
Комментарии (0)