Петербургский театральный журнал
16+

5 февраля 2012

ЛВ.

Каждый день я спускаюсь в Лабиринт — в это гигантское подземелье, залитое светом…
тысячи людей спускаются вместе со мной…
они уже перестали бояться… они знают все… они не узнают меня и никогда не узнают…
тысячи людей стали тенями, создавая это чудо — подземный город, Лабиринт Астерия…
каждый день я спускаюсь на несколько минут… я привыкаю… я готовлюсь…
а потом поднимаюсь наверх…
где есть небо, по которому катится колесница Гелиоса, есть звезды, названные в честь богов…
идет снег…
Скоро я буду готов…
совсем скоро…
сегодня…

Вадим Леванов. «Лабиринт»

Память — удивительная и, как ни странно, самая надежная возможность удерживать дорогих вам людей. Просто помнить. Не впадая в излишни сантименты говорить с ними через тексты, музыку, старую видео пленку. Говорить и слушать, а еще — делиться. Делиться знаниями.

2 февраля прошло ровно сорок дней, как не стало Вадима Леванова — известного драматурга, сценариста, основателя театрального центра «Голосова-20», для многих — учителя и друга. В память о нем по всей России: в Самаре, Москве, Тольятти, Санкт-Петербурге прошли вечера. Люди приходили, читали, слушали, делились.

В Петербурге местом встречи стала Лаборатория ОN.ТЕАТР, где, несмотря на общую занятость (все началось в 14:00), режиссеры, актеры, драматурги, просто зрители собрались и мужественно прослушали достаточно плотную программу — 4,5 часа (три читки плюс — видеоархив и показ фильма «Штырь») с перерывами на горячий чай и разговоры.

Смысло- и текстообразующим центром стали читки. Потому что быстро, потому что просто, потому что про Леванова. Вадим Николаевич сам не прочь был почитать свои пьесы, тем более, если команда собиралась хорошая, рок-н-рольная. Драматург написал, драматург прочитал или помог сделать это другу. Примерно в таком формате существовали «Новые Чтения» — последний проект, затеянный им и успешно гастролировавший по волжским городам Самаре, Казани, Тольятти. частично в таком виде прошел день памяти в Санкт-Петербурге. Две режиссерских читки на одну драматургическую — замечательный расклад. Видео, фотокадры, песни с плей-листа логично дополняли и разбивали сгустившуюся читочную атмосферу, создавали иллюзию, что на самом-то деле никуда Вадим Николаевич не ушел, просто спрятался за чьей-то спиной в зале и внимательно слушает, присматривается.

Вот например, «Муха» — дебютант фестиваля «Любимомовка» 2000 г. (режиссер Михаил Смирнов, актеры — Александр Ленин и Оксана Сурнина) — незатейливая парамистерия об экзистенциальным противостоянием Бога и человека. Спиралевидная по структуре, она постоянно заставляет актера держать внутреннее напряжение, не сбавлять темп, не расслабляться, не то «бац» — и нет зрителя, заснул, выключился. Здесь, напротив, экспрессивный Александр Ленин отогрел, разбудил и включил слушателей в новую для кого-то совсем незнакомую эстетику. Оксана Сурнина — муха, партнерша и по совместительству виновница происходящего, из-за нее Ю в финале гибнет, достаточно точно подхватила партнерство, подзюзюкивая, поджуживая и просто жужжа на разный манер.

Или скетчевый «Славянский базар» — 2002 г. (режиссер Дмитрий Егоров, актеры — Максим Фомин, Дмитрий Егоров, Олег Абалаян), написанный в жанре театрального анекдота. Что-то вроде того, как сиживали однажды Владимир Иванович Немирович-Данченко с Константином Сергеевичем Станиславским в «Славянском базаре», с громким и многообещающим предисловием: «Посвящается всем последующим юбилеям МХАТА». Легкий, остроумный, точно исполненный актерами.

Или, наоборот, чудовищные по тематике «Выглядки» (1998г), прочитанные драматургом Максимом Курочкиным — короткая история про двух детей, запертых в квартире матерью-алкоголичкой и умирающих от голода.

Очень разные тексты, объединенные повышенным интересом к человеку и человечному. Своеобразный авторский лиризм, направленный на препарирование «главного» в нас.

Потом были фотографии, видео, показ тольяттинского фильма ужасов «Штырь» (несмотря на свое название, очень доброго и смешного, особенно с комментариями драматурга Юрия Клавдиева — главного убивца и кровопийца киносюжета) и разговоры, разговоры, разговоры до самого вечера.

Словом, было хорошо. Несмотря на морозы — тепло и душевно, как в левановские времена. Потому хотелось бы выразить благодарность Лаборатории ОN.ТЕАТР, Милене Авимской, администраторам, драматургам (Юрию Клавдиеву, Максиму Курочкину), замечательным актерам и режиссерам. Спасибо.

А еще… Не помню, кто сказал одну простую, но очень важную вещь: «В постмодернизме человек живет в цитатах». Не знаю, постмодернизм сейчас или давно нет, но драматург, совершенно точно — долгая цитата, даже скорее — реплика, выстроенная по принципу диалога со зрителем. И чем чаще она повторяется с разных площадок, на миллионы голосов, тем дольше мы помним о нем. Вадим Леванов или Руководим Леванов, как называли его друзья, или просто ЛВ. — человек-драматург, оставивший нам целый архив многомерных цитат, которые можно принимать, ругать, любить, ставить. Главное — помнить, потому что память — то немногое, что у нас есть.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога