Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

20 сентября 2011

ФЕСТИВАЛЬ «ЛЮБИМОВКА» — 2011.
О ТЕМАХ И ЛЮДЯХ

С 10 по 18 сентября в Москве на базе «Театра. doc» и «ЦДР» проходил ежегодный фестиваль молодой драматургии «Любимовка»

«Любимовку» 2011 можно с уверенностью назвать теплицей по выращиванию молодых авторов. Новые имена, новые темы, новая структура фестиваля. Если в прошлом году доминантой были читки, то в этом к ним прибавилось значительное количество мастер-классов драматургов и режиссеров, на которых «старшие» делились с «младшими» житейским опытом, скаутским набором советов-предложений по выживанию в дремучем лесу русского театра.

Так, Вячеслав Дурненков говорил о необходимости внимательно отслеживать репертуар и, по возможности, звонить директорам за два дня до собственной премьеры, чтобы не остаться без авторского договора. А еще лучше, если это будет делать жена или какой-нибудь ответственный человек, способный отстоять авторские права.

Родион Белецкий призывал к состраданию и приятию драматургом собственного героя. Сетовал на схематичность персонажей и ситуаций в ряде пьес. Предлагал думать не только о себе, но и об актерах. Задавать тему, выраженную в одном глаголе. Не разбрасываться деталями, людьми, а использовать уже имеющийся фундамент. Заранее думать о структуре текста: трехчастности, двухчастности, характере, конфликте.

В процессе разговора о форме вспоминались «странные», не укладывающиеся в рамки аристотелевского и гегелевского понимания драматургии тексты Павла Пряжко и Ивана Вырыпаева. Особенно Павла Пряжко. Риторический вопрос из зала: «Что с ними делать? Как анализировать?» — разрешился продолжительным молчанием и читкой «Злой девушки» режиссера Дмитрия Волкострелова (к слову, этот текст режиссер сейчас репетирует в ТЮЗе им. Брянцева). Очередная авторская головоломка о «простой» жизни «простых» людей «простыми» словами была виртуозно разгадана актерами театра «POST» и Елизаветой Боярской — Злой девушкой.

Не менее интересным стал другой опыт работы с текстом — читка пьесы Екатерины Васильевой «Однажды мы все будем счастливы» (режиссер Вячеслав Чеботарь). Монолог подростка, сотканный из странных образов старух, нехороших подруг, мертвых птиц, разбитых яиц режиссер разложил на два голоса. Актрисы читали текст то ускоряя, то замедляя темп, то перебивая, то подпевая друг другу, стараясь вместить в сорокаминутную читку густонаселенный мир героини — раздвоенный, зазеркальный, обэриутский.

На этом примере, равно как и на других удачных и менее удачных работах, можно было заметить еще одну важную закономерность. Чем меньше раскрашивается режиссерами и актерами текст, тем отчетливее происходит фиксация внимания на слове и смысле, первоначально заложенном драматургом. Лаконичность, графичность и простота — секрет успеха любой читки. Другое дело, что перед режиссером всегда встает вопрос: что выбрать?

Список тем, представленный в этом году на «Любимовке» отличался постоянством — как точно заметила критик Елена Строгалева, определяющей и объединяющей пьесы темой стала тема смерти.

Смерть, убийство, несчастный случай, нераскрытое преступление — исходные события «Виноватых. net» Марии Зелинской, «Танцевать, не умирая» Джона Фридмана, «Когда солнце сядет (Марина)» Ольги Стрижак, «Я умер в прошлом году» Нины Беленицкой.

Вторая доминирующая тема новых текстов, добавлю уже от себя, — секс, существующий без влюбленности, а для заполнения внутренней пустоты, как простейший акт, маскирующий наш страх перед жизнью. Мы спим с человеком не потому, что любим, а от скуки, для профилактики стресса. Уэльбэковское ощущение жизни как взаимодействия элементарных частиц, когда само понятие «любви» нивелируется, сводится до уровня психотерапевтического трипа. Подобную схему можно было проследит в текстах «Поза героя лицом вниз» Марины Крапивиной, «Антисекс» Любови Мульменко, «Порнография» Юрия Муравицкого.

Кроме драматургической программы «Любимовки» огромный интерес представляла ее документальная часть. Продолжение прошлогодней истории (спектакль Михаила Угарова «1.18» по делу Сергея Магнитского) публицистического театра на новом материале. В качестве исходного текста были представлены расшифровки домашнего разговора членов националистической организации «Русский образ» — Никиты Тихонова и Евгении Хасис, задержанных по обвинению в убийстве правозащитника Станислава Маркелова и журналистки «Новой Газеты» Анастасии Бабуровой. «Разговоры на кухне за два дня до ареста» были показаны «сухой» читкой, как план-проект дальнейшей работы. После чего последовал еще один политический показ — этюды на тему домашнего ареста белорусского оппозиционера Владимир Некляева и его жены. Короткие отрывки из готовящегося спектакля «Двое в твоем доме» (пьеса Елены Греминой, режиссер Михаил Угаров) рассказывали о «простой белорусской женщине», вступившей на путь войны с охранниками ее дома (для контроля в двухкомнатную квартиру Некляевых посадили амбалов).

И без того густую программу фестиваля дополнили встречи с выпускниками и первокурсниками Алексея Учителя, лабораторный проект «Американская пьеса по-русски» и «Редколлегия» — своеобразный work in progress — текста молодого автора Андрея Стадникова «Офелия» (первая читка работы Стадникова состоялась 10 сентября, после было обсуждение, затем автор получил несколько дней на правку пьесы, и после, 18 сентября, мы услышали итоговую читку обновленного текста).

Суммируя впечатления от «Любимовки» можно сказать, что фестиваль получился насыщенным и интересным.

Комментарии 2 комментария

  1. Елена Стро

    От себя добавлю — случайно или нет, но бОльшая и наиболее удачная часть драматургической программы была составлена из женских имен — от зрелых драматургов Натальи Ворожбит и Нины Беленицкой до — блестящего дебюта Ольги Стрижак и одной из сильнейших и знаковых пьес Марины Крапивиной. Впору рассуждать о причинах этого неожиданного гендерного слома. Мне все-таки кажется, что некий кризис, который произошел в современной драматургии несколько лет назад, когда — прежде сильные драматурги ушли в тень, переключились на кино и документальные проекты, сказался — поле было свободным — и с новыми темами, иным, может быть, более тонким и трагичным ощущением современной жизни возникла женская волна драматургии. Почему бы и нет?

  2. Костя

    Лена, приходи в «Балтийский дом» 9, 16 или 23-его в 16.00, и ты узнаешь, что Оля Стрижак отнюдь не дебютант. На «Любимовке» она, кстати, тоже не в первый раз.

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога