Петербургский театральный журнал
16+
ПЕРВАЯ ПОЛОСА

21 декабря 2016

ДВЕ КОРОЛЕВЫ

«Снежная королева».
Екатеринбургский Академический театр оперы и балета.
Композитор Артем Васильев, дирижер-постановщик Павел Клиничев, хореограф-постановщик Вячеслав Самодуров.

«Снежная королева».
Муниципальный театр балета «Щелкунчик» (г. Екатеринбург).
Музыка сборная, балетмейстер-постановщик Петр Базарон (Санкт-Петербург), художник-постановщик Ольга Меньщикова.

Ганс Христиан Андерсен не любил маленьких детей. Он также не считал сказки чем-то значительным для своей писательской карьеры и делал ставку на «крупную форму» — романы, пьесы. А еще его «долговязая фигура и угловатые движения» (по воспоминаниям его приятеля, хореографа Бурнонвиля) не позволили ему в свое время стать балетным артистом. Реальность такова, что и взрослые зачитываются его сказками (ведь их многозначность и глубина даст сто очков вперед иному роману), и «нелюбимые» дети. А связь с хореографическим искусством (балет на сюжеты Андерсена «Сказки в картинках» был-таки поставлен все тем же Бурнонвилем) продолжалась всю жизнь и во всем творчестве чудаковатого датского фантазера. Продолжается и в наши дни.

За три недели до Нового года в Екатеринбурге с разницей в один день состоялись две премьеры. Обе — балетные. Обе — по сказке Андерсена «Снежная королева». Обе ориентированы, в первую очередь, на детскую аудиторию и походы в театр в новогодние каникулы. И обе интересны и для взрослых.

Первая — в исполнении артистов труппы, качественный рывок которой за последние несколько лет стал очевидным и для специалистов, и для публики. Изменения произошли, разумеется, благодаря художественному руководству Славы Самодурова — экс-премьера Мариинского театра, Het и Ковент-Гардена, творчество которого уже принесло Екатеринбургскому театру несколько «Золотых Масок», а каждой балетной премьере — статус знакового события. Он и стал автором известного всем сюжета. Автором другого балета с тем же названием стал приехавший из Петербурга Петр Базарон. В начале карьеры, после училища в Улан-Уде — солист балета; в 2011 году, по окончании Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (мастерская Николая Боярчикова), — энергично и убедительно заявивший о себе хореограф, на счету которого постановки во многих городах России, а также за рубежом (в Лондоне). Петру досталась весьма непростая задача: осуществить свой замысел на труппе, где танцуют дети от 9 до 14 лет.

И. Булыцын (Ворон).
Фото — Е. Лехова.

Сказка Андерсена, кажется, просто создана для балета. Не только потому, что каждый ее эпизод — это вдохновляющий повод для классических балетных форм. Допустим, характерный (в скандинавском стиле) дивертисмент на городской площади; гранд па или вальс цветов в «Цветнике женщины, умеющей колдовать», историко-бытовая сюита во дворце с Принцем и Принцессой; мелодраматическая сцена с разбойниками; па де аксьон в финальном противостоянии Герды и Кая Снежной королеве и ее свите… Но еще и потому, что в иносказательном сказочном сюжете много излюбленных балетом образов и мотивов.

В самой основе «Снежной королевы» — мифологическая картина мира, где свет и тьма, холод и тепло, зима и лето существуют в бесконечном круговороте и где повторяется и повторяется история умирающего и возрождающегося божества. Не напоминает ли история Кая, за сердце которого сражаются силы добра (Герда) и зла (Снежная королева), космогоническую, по сути, историю героини балета балетов — Авроры, ставшей предметом спора двух могущественных стихий, то есть фей, Сирени и Карабос? У Андерсена, впрочем, столкновение языческих сил оборачивается христианской картиной противостояния Творца и Тролля. В тугой переплет этого противостояния попадает обычный мальчик из бедной семьи, не выдерживающий испытания «кривым зеркалом». И это уже — сюжет, напоминающий историю Зигфрида, подпавшего под дьявольские чары Черного лебедя. Сюжет, в котором только протестантски-беззаветная вера и самоотверженность героини (Герды) делает возможной душевную, духовную трансформацию, восхождение героя. Ту самую, кстати, что переживают многие балетные принцы — Альберт, Солор, все тот же Зигфрид…

«Снежная королева» В. Самодурова.
Фото — Е. Лехова.

Авторы «взрослого» балета потянули за ниточку странничества и духовного пилигримства. По словам Славы Самодурова, «это спектакль-путешествие: в поисках себя героиня должна отправиться в дальний путь». Конечные точки этого пути — уютно поблескивающий домашний очаг, вписанный в аккуратную «коробку» типичной скандинавской многоэтажки, и эффектная видеопроекция скандинавских фьордов на заднике — присутствуют на сцене все время спектакля. (Поэтому, забегая вперед, скажу: обратный путь домой окажется мгновенным — как и само «прозрение» героев.) После экспозиции — стильных танцев молодежи, искусно варьирующей резкие «броски» ноги ирландской жиги и скольжения, словно на коньках (привет Аштону?), — момент сомнения-искушения наступает у каждого из героев. Сначала Кай (Михаил Хушутин) очарован таинственной белоснежной дивой (Елена Шарипова). Ее появление на огромной конструкции, напоминающей… слона (оказалось, мамонта, обитателя вечной мерзлоты), предваряется причудливой свитой инопланетян-мангалоров с развевающимися вымпелами-штандартами в руках. Затем и Герда (Екатерина Сапогова) «смущена» гламурным Нарциссом, юношей-цветком (в виртуозном исполнении Александра Меркушева), и его кордебалетом, одетым в кислотно-розовые, зеленые и проч. цвета. Прелестные группы последнего (одна живописней другой), изобретательные соло (особенно запомнилась прыжковая вариация Цветка со смещенным центром тяжести и игрой с балансом) не могут, однако, задержать героиню. Чудесная комическая деталь, придуманная хореографом: когда Герда решительно порывает с иллюзией «вечного лета», весь «цветник», как подкошенный, падает в отчаянии… Такие искрометные балетные «шутки» — один из фирменных элементов стиля Самодурова.

«Снежная королева» В. Самодурова.
Фото — Н. Гутник.

Далее «зимний путь» разворачивается достаточно быстро. Олень упразднен, но есть неизменный спутник Герды — Ворон (в замечательном исполнении Игоря Булыцына). Небольшой канкан разбойников с атаманшей-шансонеткой (Елена Сафонова) сменяется завораживающим вокализом: поющая на фоне арктических льдов дева-сирена (Ольга Пешкова) — еще одна ипостась Снежной королевы. Картинная борьба Герды со снежными хлопьями, встреча с Каем, его превращение и, почти сразу, праздничный хоровод вокруг очага с еще одной жанровой стилизацией — танцем бабушки, по сути — комической балетной старухи (Надежда Шамшурина), — все проходит моментально, подобно живописной панораме. В целом, балет приносит массу удовольствия: глаз наслаждается феерической сменой картин, ухо — качественной музыкой, уместной в каждом разделе. Душа, правда, молчит: цепь искусных дивертисментов не предполагает ее метаний и движений.

Если вы идете на балет, где танцуют дети, — всегда есть риск спутать художественное впечатление с умилением; увидеть не эксклюзивное авторское решение темы, но лишь педагогические усилия приспособить к ней скромные возможности юных артистов. Или, что еще хуже, лицезреть беспомощную пародию на танцы и чувства «совсем как у взрослых». Пожалуй, «Снежная королева» Петра Базарона — не тот случай.

«Снежная королева» П. Базарона.
Фото — Е. Плясунова.

Стержень действия его спектакля — Герда. Музыкальная, артистичная, обладающая утонченными линиями Елизавета Савостьянова достойно выдерживает огромную нагрузку. Ее героиня — почти все время на сцене: на наших глазах она постепенно превращается из стеснительной девочки в молодую девушку, отважно отстаивающую свое право на любовь. Удачен выбор, ох, недоброй Снежной королевы (Полина Рубцова), темпераментной Маленькой разбойницы (Сабина Алиева). Да весь, по сути, кастинг кажется удачным. Возможно потому, что постановщик спектакля проявил большое мастерство и понимание особенностей своих исполнителей, достаточно подробно проработав с каждым его роль. Наполнив сценическую жизнь персонажей (от главных героев до массовки) занятными подробностями и выразительными жестами, он тем самым помог почти каждому раскрыться, быть на сцене «самим собой». Так, попадая в дом Герды, снежинки-льдинки из свиты Снежной королевы умирают от жары, обмахиваются, тяжело дыша; Маленькая разбойница нет-нет, да и почесывается (жизнь в лесу, увы, не предполагает ежедневного душа); влюбленные Принц и Принцесса (Ульяна Бурдакова и Никита Гордеев) очень сочувствуют Герде, но и не могут скрыть своей радости по поводу предстоящей свадьбы; Кай (Илья Суханов) пытается освободиться от попавшего в глаз ледяного осколка, словно от мучительной головной боли.

Важно также и то, что в классическую танцевальную технику хореограф вносит элементы современных социальных танцев и бытовые движения. Они исполняются детьми непринужденно и с большим удовольствием. Чего стоит гротескное карнавальное шествие, а затем — залихватская тарантелла целой стаи воронов, одетых в зловещие черные плащи и «чумные» маски с длинным клювом. Или веселая, но и опасная погоня девочек-цветов за Гердой. Или большая и сложная сцена нескольких этапов борьбы героев со снежным воинством…

П. Рубцова (Снежная королева).
Фото — Е. Плясунова.

Приступая к созданию спектакля, хореограф говорил о том, что поиски Кая станут путешествием по разным балетным стилям. Пожалуй, можно найти аналогии между выразительными танцами городских ребятишек и стилем Бурнонвиля; в сцене «Зачарованного сада» — аллюзии на «Оживленный сад» и академический стиль Петипа; в причудливом вороньем «базаре» — отсыл к старинным балам-маскарадам; в резких, заостренных линиях и угловатых па снежинок во главе со Снежной королевой — неоклассику Баланчина, а в сложении слова «вечность» — конструктивизм Лопухова; в порывистых и красивых прыжках аж трех оленей — пластическую свободу Фокина; в пантомимных монологах-диалогах героев — романтический драматизм Перро и т. п. Тем более что эти аллюзии-аналогии поддержаны отнюдь неизбитыми и стилево соответствующими фрагментами музыки Адана, Чайковского, Глазунова, Респиги и Стравинского, а также малоизвестных у нас произведений финского композитора Вайно Райтио и «Шведской рапсодии» Хуго Альвена. Но игра балетными стилями не становится самодовлеющей. Она — фон для трогательной истории первой любви. Робкой и потому хрупкой, но крепнущей в испытаниях. В финальном дуэте героев, где кристально чистому минимализму фортепианной пьесы в духе Арво Пярта (сочинение екатеринбургского композитора Евгения Меньщикова) отвечают хореографическая ясность, простота и поэтичность, повзрослевшие дети не бегут, но почти летят — вон из царства вечного холода.

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии (1)

  1. Тахир Ильдусович

    Очарованы постановкой П. Базароном спектакля “Снежная королева” Муниципального театра балета “Щелкунчик”, г. Екатеринбурга.
    Полностью согласны с автором данной статьи.
    Браво юнным дарованиям!!!

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

*

 

 

Предыдущие записи блога