Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ЖИЗНЬ — ЭТО, ВСЕ-ТАКИ, СЧАСТЬЕ

29 ноября в Малом театре кукол вневременные философские, моральные и политические идеи были воплощены на сцене через древнегреческий миф «Антигона». Режиссер Олег Жюгжда с помощью кукол, масок и коробок сконструировал сюжет, в котором наделенные свободным разумом и волей герои вступают в неравную схватку с роком, от фарса до трагедии один «толчок», а основная коллизия происходит в душе героев. В премьере МТК трагедия Жана Ануя — это история о долге, жизни и безмолвии, в которой даже худая замкнутая девушка может стать настоящей героиней, если она готова сражаться за свою идею до конца.

«Антигона» — третья трагедия Софокла, сюжет которой взят из заключительной части мифа о братоубийственной распре из-за власти между сыновьями Эдипа — Этеоклом и Полиником. Французский драматург Ж.Ануй переработал миф, рассмотрев его с точки зрения экзистенциализма. К основным темам мифа, таким, как нравственная победа победившей страх смерти Антигоны и чувство стыда виновного в гибели трех близких людей Креона, Ануй добавил ощущение абсурдности бытия.

Данный контекст задает ведущий спектакля — Хор — в прологе. Игорь Баянов в деловом костюме с красным галстуком представляет актеров и с самого начала вводит в действие наиболее важный элемент нарратива — рок. Он обещает, что Антигона станет героиней, ее муж Гемон имеет только одно право — право на смерть, а добрая и любящая Эвридика будет вязать на протяжении всей трагедии, пока не придет ее черед идти умирать. Ироничный, циничный, элегантный получеловек-полубог он легко перемещается по сцене, фотографирует, словно папарацци, героев и предлагает новый ракурс на происходящее, согласно которому можно относиться ко всему этому как к игре, но при этом помнить, что для трагедии нужен только один небольшой «толчок», «а потом нужно предоставить событиям идти своим чередом».

Самым оригинальным персонажем в постановке оказывается правитель Фив Креон. В спектакле он задан сразу двумя образами: это кукла и большая маска. В древнегреческом театре маски были на лицах актеров постоянно. Вместо мимики им приходилось пользоваться жестами и развивать искусство движения. В театр маски попали от жрецов культа Диониса и символизировали крупные, обобщенные образы. Отказавшийся похоронить Полиника Креон — это человек, в душе которого происходит конфликт между функцией правителя и ролью отца. Эта амбивалентность и отражена в двух образах. Победа деспотичной маски приводит Креона к одиночеству и полному разрушению как личности.

Антигона (Аглая Жюгджа) — наоборот, празднует победу, несмотря на гибель. Но это не победа героини Софокла, которая нарушила приказ царя, чтобы соблюсти священный для всех эллинов обычай хоронить умерших. Антигона Ануя совершает бессмысленный, с точки зрения логики, выбор не ради погибшего и не потому, что ее поддержал народ, а ради утверждения своего права на поступок. Эта потребность быть собой любой ценой, даже ценой собственной жизни вызывает двойственные чувства — восхищение, сострадание и недоумение. Не просто так в диалоге Антигоны с Креоном о жизни он выступает как мудрец, а она, как упрямая и, возможно, даже «сумасшедшая» девушка. Царь приводит разные доводы в пользу своих слов. Он объясняет, что убитый был бунтовщиком и предателем, хищником, никчемным и глупым гулякой, а жизнь, хоть и проходит у молодых сквозь пальцы, может быть настоящим счастьем. На все эти аргументы у Антигоны остается только возглас о том, что она выполняет долг. И она продолжает закапывать тело хоть игрушечной лопаткой, хоть руками.

Очень грустным и романтичным моментом спектакля можно считать танец Антигоны и Гемона, в котором они говорят о своих мечтах, например, о мальчике, который бы родился у них и никогда бы ничего не боялся.

В Антигоне тоже есть определенная двойственность, пусть и не так ярко выраженная, как у царя. В какие-то моменты перед зрителем возникает совсем маленькая девочка, которая хочет прижаться к кормилице, чтобы она прогнала ее страх так, как прогоняла саму смерть. Но она оказывается сильнее кормилицы и победившей в итоге свой страх Антигоны. Смерть неизбежна так же, как и тот финал, который Хор предрек в начале.

«Антигона» Жана Ануя — протест против компромисса с чудовищностью власти. Страх жизни при такой власти оказывается сильнее страха смерти и толкает хрупкую девушку на настоящий поступок. Новая драма вскрывает человеческую душу и открывает дорогу психологическому театру, когда все, включая актерскую игру, сценографию, музыку, кукол и маски, нацелено на аккумуляцию эмоционального напряжения, ради катарсиса которого многие и выбирают именно такие постановки. «Антигона» в МТК дает возможность зрителю ощутить, насколько он жив и ответственен за тот выбор, который он делает. И если потянуть за ту ниточку, которую держит в руках Эвридика, можно размотать не только клубок событий, но и целую серию социальных чувств, подтекстов, философских и эстетических измерений, способных изменить что-то внутри настолько, что захочется дышать, жить или смотреть на мир по-новому.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.