Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Невское время. 31.10.2009
СМИ:

ЮЛИЯ ТИМОШЕНКО В МУЗЫКАЛЬНОМ КОКТЕЙЛЕ ПО ГОГОЛЮ

Когда в начале года в театрах России бушевали «страсти по Гоголю» в связи с его 200-летием, «Санкт-Петербург Опера» этого ажиотажа не разделила. Зато заговорила о писателе и актуальности его аллюзий сейчас, когда восторженно-патриотические восклицания уже пошли на спад. А дабы актуальность гоголевских сюжетов была заметна и понятна каждому зрителю, Юрий Александров в опере по мотивам произведений великого русско-украинского писателя вывел на сцену… Юлию Тимошенко.

Опера — точнее, сценическая фантазия на темы опер русских композиторов, которую режиссер представил публике, — составлена из фрагментов произведений Банщикова, Мусоргского, Чайковского, Щедрина и Шостаковича. Все они в разное время писали оперы на сюжеты Гоголя — «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем», «Сорочинская ярмарка», «Черевички», «Женитьба», «Мертвые души», «Игроки»… Сатирические и глубокие, произведения Гоголя с его яркими характерными персонажами были благодатным материалом для композиторов, работавших в разных стилях и в разные времена.

Смешав эти оперы (от каких-то взяв побольше, от каких-то — поменьше), Александров получил веселый коктейль. К сожалению, не без привкуса детского утренника: каким-то уже наивным и популистским кажется упорное стремление одного за другим российских режиссеров «вывести» на сцену «виновника торжества» — канонического Гоголя — с усами, в парике и в плаще (его роль вдохновенно, но не убедительно исполнял Никита Захаров)

Но Александров не был бы собой, если нововведения в его спектакле на этом закончились. Юрий Исаакович нашел и обыграл параллели между отношениями гоголевских героев и политическими отношениями России и Украины. Его Иваны ссорятся по пустяку (для тех, кто забыл, — из-за оружия, то есть, ружья) на фоне трех дверей в цветах российского флага и под сине-желтым потолком с ромашками, имитирующим флаг Украины (художник — Кирилл Пискунов). В это время на сцене появляется «бледная, с косой» — в данном случае женщина, недвусмысленно напоминающая премьер-министра соседней державы. Она сначала откровенно заигрывает с политиками, то есть с помещиками (к большому удовольствию зрителей). А потом и, явно радуясь их ссоре, тайком выкрадывает из кармана одного из них некие бумаги.

Кстати сказать, Александров уже не первый раз неприкрыто переводит классические оперы на современно-политический лад: вспомнить хотя бы его постановку «Бориса Годунова», в которой кающийся царь был уподоблен первому президенту России.

В новой постановке под названием «Русская тройка, семерка, туз…» каждый из актеров исполнял по несколько ролей одновременно: Ивана Ивановича и, под конец оперы, Ихарева из «Игроков» — Всеволод Калмыков; Ивана Никифоровича и Утешительного — Сергей Белоусов. Больше всего ролей выпало на долю артистки Изабеллы Базиной за один спектакль претерпевшей целый ряд перевоплощений — от свиноподобной бабы в доме Ивана Никофоровича, через игривую Хиврю, до сексапильной Солохи и пьяненькой свахи Феклы Ивановны. И всякий образ в исполнении артистки выходил ярким и законченным. Но самым обаятельным персонажем оперы-фантазии однозначно оказался черт (Алексей Пашиев). Все-таки шарм нечистой силы в театральных спектаклях — удивительная вещь, заставляющая симпатизировать ей любого праведника.

К сожалению, несмотря на обилие ярких зарисовок (а может, и благодаря им), в конечном итоге, спектаклю не хватило цельности. Наметившаяся в первом отделении сатирическая линия с российско-украинскими политиками не получила развития во втором, да и Гоголь как персонаж, говорящий отрывками из своих произведений, тоже как-то не был наделен высшим смыслом своего присутствия на сцене. Действие закончилось как-то внезапно, как будто захлопнулась книга, поднадоевшая читателю, а может, даже и самому автору. Персонажи посмеялись над своим создателем, монолог о птице-тройке улетучился вместе с думами о судьбах Руси. В зале, как в «Ревизоре» — немая сцена, за которой следуют аплодисменты. Впрочем, может, таким и должен быть спектакль к юбилею писателя, о котором уже давно все сказано?

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.