Театр имени В. Ф. Комиссаржевской решил-таки расширить свою аудиторию и привлечь самую многочисленную публику — подростковую. Для новой постановки выписали московскую команду, ведомую режиссером Светланой Ивановой-Сергеевой (театр «Практика»). Вильгельма Гауфа в школе не проходят. Разве что, в списках для внеклассного чтения значатся «Карлик Нос» и «Калиф-аист». А именно подростки, как говорится в пресс-релизе, могут стать одними из главных зрителей этого спектакля. «Как все знаменитые произведения, написанные для детей, сказки Вильгельма Гауфа входят в круг взрослого чтения. Он никогда не опускается до упрощений, последовательно ведет читателя вперед и выше, как бы заставляя его стремиться туда, где он — читатель — еще не был», — писал о Гауфе писатель Вениамин Каверин. Романтик младшего поколения, ученик Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Гауф отличался внятностью придуманных им образов, изящным языком изложения и четкой формой повествования. Гофмановская мощь и глубина фантазии не была ему свойственна. Однако это не мешало юному писателю сочинять добродушные и поучительные сказки, полные обаятельного юмора. История угольщика Петера Мунка, уставшего от бедности и неудач, и захотевшего богатства, как нельзя больше отзывается в сегодняшних реалиях. Волшебники — Стеклянный человечек и великан Михель — готовы выполнить петеровы желания. Однако у каждого есть условия! Человечек просит, чтоб желания были умными. А Михель взамен пригоршней звонких талеров требует живое человеческое сердце.
Поскольку Светлана Иванова-Сергеева начинала как актриса театра «Практика», где идет исключительно «новая драма» — своя и зарубежная, то и став режиссером от выбора своего не отказалась. Минималистичная сценография Дмитрия Разумова (две двигающиеся туда-сюда дощатые ширмы, длинный, приземистый стол на колесиках, несколько стульев — собственно, и всё) позволяет зрителям сосредоточиться на актерах, тексте и действии. С первыми, правда, пока есть трудности. Поскольку не у всех исполнителей, задействованных в «Сердце», опыт работы с «новой драмой» так уж велик, то и играют они эту историю всё больше как сказку для детского утренника, пока лишь подбирая ключи к своим партиям. Разумеется, история, сочиненная немецким романтиком — не обычная сказка. Это смесь притчи и легенды, повествующая о юноше, обменявшем свое горячее сердце на золото. И, безусловно, с трагической тональностью — как меняет человека внезапно свалившееся на него богатство, какие свойства натуры проявляются. Мечты сбылись, однако Петер, хоть и ходит нынче весь в белом, все равно не счастлив. Его попытки наладить новую жизнь обречены на провал. Родная мать (Ольга Арикова) будет изгнана со двора, вслед за ней отправится Стеклянный человечек (Денис Пьянов), от петеровой руки погибнет нежная и трепетная Лизбет (Варвара Светлова). Впрочем, даже романтики не всегда завершали свои рассказы безнадежным финалом. И потому классическое «спасение в последнюю минуту» здесь все-таки происходит. Петеру дают шанс переиграть все назад. Правда, теперь уж навсегда. На что он соглашается без трепета и сомнений.
Родители увидят в «Холодном сердце», наверное, свои мечты, которые так и не осуществились. А их дети, можно надеяться, уловят посыл, который заложили в спектакль его создатели. «В сегодняшнем мире, где человеку сложно стоять в стороне от калейдоскопа различных потребительских предложений, он вообще забывает, что такое — быть человеком», — заметила в интервью, вышедшем в канун премьеры режиссер. И, действительно, не это ли самая главная цель, к которой идешь всю жизнь?
Комментарии (0)