Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Санкт-Петербургские ведомости. 06.05.2024
СМИ:

ВЫХОД В СВЕТ

В Шереметевском дворце закрылась выставка «Суд Париса. Рождение богини», так полюбившаяся петербуржцам. В день, когда в Полярном флигеле дворца уже упаковывали многочисленные портреты русских театральных актрис, главный зал оставался почти нетронутым.

Там и прошел спектакль Дмитрия Мулькова «Выход в свет», ставший эпилогом к выставке. Зрители смотрели его в присутствии сорока богинь: с портретов на современных актрис взирали Тамара Карсавина, Анна Павлова, Пелагея Стрепетова, Мария Савина, чьи лица казались еще более живыми в полумраке. В фокусе выставки, созданной Ириной Климовицкой и Натальей Метелицей, были судьбы русских театральных актрис XIX — первой половины XX века. Шире — судьба таланта в России и судьба красоты в этом бренном мире. Рассказывалось о любви к театру, созависимых отношениях с публикой и еще более сложных — с властью. Спектакль Дмитрия Мулькова — это спектакль-альманах о судьбах нескольких актрис. Мы не знаем их имен, исключение — Зинаида Райх, которой посвящен последний эпизод. Счастливых судеб в спектакле нет. Нет счастья у балерины, которая выходит к публике в белоснежной пачке, на пуантах. Она рассказывает о своей жизни, неустанно отрабатывая при этом балетные па. К концу монолога у нее сбивается дыхание. Мы слышим повторяющийся рефрен: «работать, работать, репетировать, репетировать». На износ, без жалости к себе. Даже когда болит спина, терпеть до последнего. Потом снимок покажет смещение позвонков. Но и это не заставит ее оставить сцену, хотя, судя по всему, она из тех, кто всю жизнь протанцевал «у воды». Еще один монолог о себе читает красивая актриса в длинном платье и меховом палантине, со строгой прической, в бриллиантовых серьгах. В полумраке зала кажется, что она сошла с какого-нибудь старинного портрета, из тех, что музейные сотрудники еще не успели снять со стены и упаковать. Пожалуй, похожа на Марию Савину, всесильную приму Александринского театра, которая служила прославленной императорской сцене сорок лет.

Самым сильным эпизодом в спектакле «Выход в свет» был монолог «Посвящение Зинаиде Райх». Актриса в черном скороговоркой, словно в трансе, путаясь в мыслях и словах, как в горячечном бреду, рассказывала о закрытии театра и невозможности жить без сцены, заменяющей целый мир, читала фрагмент из рокового письма Зинаиды Райх Сталину… А потом стали раздаваться тяжкие удары, будто рушат стены старого дома. Актриса отсчитывала удары. Их было семнадцать. Столько ножевых ударов нанесли Зинаиде Райх преступники, залезшие в их с Мейерхольдом квартиру в Брюсовом переулке. И все же спектакль не только о том, какой ценой приходится порой платить за талант и красоту, скольким надо жертвовать ради сцены. Но и о свете, который вносит театр в нашу жизнь. Монолог о свете завершает представление. Спектакль Дмитрия Мулькова войдет в репертуар Театра Театрального музея. Об этом рассказала Анна Ласкина, заведующая научно-просветительским отделом, основавшая этот театр несколько лет назад. Правда, в таких живописных декорациях — на фоне стены с десятками портретов прекрасных женщин кисти русских художников — мы его уже не увидим, увы. Сейчас в репертуаре Театра Театрального музея несколько спектаклей. Все работы молодых режиссеров тесно связаны с музеем, его историей, с петербургским театром, судьбами актеров и режиссеров. Так, например, спектакль Дмитрия Крестьянкина «Красный фонарь», который, кстати, открыл проходящий сейчас в Петербург фестиваль «Арлекин», посвящен директору Императорских театров Владимиру Теляковскому (16+). Спектакль разыгрывается в Зеленом зале, где когда-то располагался кабинет Теляковского. Аудиоспектакль молодого режиссера Никиты Славича «Портрет» проходит по вечерам, когда музей закрывается для посетителей (14+). Зрители ходят по залам с фонариками, в свете которых оказываются портреты разных людей — режиссеров, исполнителей. А в наушниках слышат голос артиста Дмитрия Лысенкова, который о них рассказывает. В основе спектакля — история еще одного значимого для истории музея и русского театра человека — Левкия Жевержеева. Известный в начале прошлого века коллекционер и меценат, он, собственно, и основал Театральный музей. Дмитрий Мульков, поставивший «Выход в свет», работает с музейным театром не в первый раз. Кто был прошлым летом на спектакле-променаде «Прогулка с Шаляпиным», помнят поставленный им в домовой церкви Шереметевского дворца спектакль «Свадьба» — о венчании Шаляпина с Иолой Торнаги.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.