Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

ВОТ ТАК ВОТ НЕ НАДО, НАДО ВОТ ТАК

Под занавес фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» (проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив) был показан спектакль Федора Пшеничного «Про Федота-стрельца», поставленный для Малой сцены Санкт-Петербургского академического театра им. Ленсовета.

Скоморошина без антракта (так жанр определен постановочной командой) напрочь лишена каких бы то ни было красок и решена практически в total black: взгляни хоть на артистов, хоть на «золу» на полу — посреди этого кладбищенского ничего 5 стульев с потенциалом кареты да лоскутный ковер позади. Толика видеопроекций (Игорь Домашкевич) напоминают зрителю о том, что изначально была сказка, а музыка (к ней причастен также Федор Пшеничный) и хореография (Александр Челидзе) не дают скатиться действу в читку и приподнимают на ступень выше эскиза.

Из режиссерских решений здесь (раз уж показ был в рамках профильного фестиваля): переработанный (слегка сокращенный) текст, реабилитированный (с некоторой долей подстраховки книгами) финал, акценты добротного актерского ансамбля (где каждый — Виталий Куликов, Татьяна Трудова, Марк Овчинников, Анна Алексахина — играет по несколько ролей и перевоплощается туда-сюда неоднократно, а Олег Сенченко с каждой минутой все ближе к революционным баррикадам), введенные новые второстепенные герои (вроде собаки и пугала), некоторое переосмысление женских образов (они явно стали куда как ближе к потустороннему да нечисти). Но… за всем этим будто ушла острота изначальных сатиры и текста — лишенный истинно скоморошьего фейерверка сюжет схлопнулся до схематичности, а герои — до масок.

Маскам тут отведено особое место — они обнажают живое нутро, которое у большинства — тоже… не так чтобы чистое, опрятное да приятное. Возможно, это намек постановщика на тонкую грань между трагедией и фарсом (стер же он ту грань между жанровыми определениями изначальной сказки и поставленной скоморошиной…).

Смысловой посыл филатовского текста не меняется вовсе: жизнь и свобода условного Федота в масштабах царства мало чего стоит и принадлежит не самому стрельцу, но царю — однако же большинству зрителей приходилось прилагать титанические усилия для подобных выводов и смеяться ситуативно и хотя бы иногда.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.