Пресса о петербургских спектаклях
Петербургский театральный журнал

Невский Театралъ. № 2. 2014
СМИ:

ВОСПИТАНИЕ В ЖАНРЕ…

Как правильно воспитывать детей, знает каждый. И у каждого на этот счет найдется собственное мнение, даже если в качестве главного воспитательного средства будет избрана одна и та же сказка. Примерно таков месседж одной из последних премьер Театра марионеток им. Е. С. Деммени «Расскажи мне про Красную Шапочку».

Для молодого режиссера Светланы Дорожко (она же — автор инсценировки по мотивам сказки Ш. Перро) названная «родительская» тема вполне может стать генеральной линией творчества. Петербургскому зрителю Светлана знакома уже не первый год в качестве актрисы Театра сказки и «Кукольного формата», но не многим известен тот факт, что славу драматурга ей принесла написанная по мотивам рисунков собственного сына пьеса «Каля-маля». История про мальчика и его маму в поисках взаимопонимания уже воплотилась на нескольких российских сценах. И вот в очередном сюжете рассматривается проблема «отцов и детей» — с новыми героями и в новой атрибутике.

Сценография (Александр Алексеев) прилежно воспроизводит чуть старомодную символику семейного уюта: полосатые обои, круглый стол под абажуром, «старинный» телефонный аппарат, картины в багетных рамах… Уточним: сюжеты картин представляют собой лесной пейзаж с идущей по тропинке девочкой и портрет благообразной старушки в чепчике, из-под ламбрекена выглядывают стилизованные волчьи морды, а венчает композицию герб с вензелем «К. Ш.». В контраст с интерьером вступает облик персонажей, явно клоунской природы: условный грим, цветные парики, утрированные характерные детали почти бытовых костюмов. Внешне напоминающие известных «Семьянюков», они и ведут себя похожим образом — пока серьезная дочка в наушниках (Дарья Набокова), штудирует французский разговорник, чудаковатый неуклюжий папа (Алексей Мельник), энергичная бабушка (Мария Мирохина) и грациозная мама на сносях (Анна Миронова) разыгрывают комичную немую сценку со шваброй и газетой… Чуть позднее собравшись за чайным столом, поклонники «К. Ш.» затевают небольшую дискуссию о том, как следует трактовать знаменитую историю Перро «чтобы дети правильно понимали, с кого нужно брать пример». Вниманию зрителя предлагаются три варианта.

В бабушкиной версии Красная Шапочка — маленькая марионетка, подскакивающая на одной ножке и милым голоском распевающая песенку про то, что если слушаться родителей, то никаких неприятностей просто не может случиться (аккомпанирует песенке и действию пасторальный клавесинчик). Папа считает, что сказка должна научить современную девочку постоять за себя, поэтому его героиня (планшетная кукла) — «храбрый боец», а цвет похожего на шлем танкиста головного убора, который она носит, «предупреждает, что волку скоро конец» (при багровом освещении разыгрывается небольшой боевик в маршевом темпе). Истинным апофеозом становится «французский мюзикл», который исполняется под руководством дочки. Девочка не только обнаруживает недюжинную режиссерскую хватку, но и предлагает мудро-ироническую интерпретацию сказки: героиня, кукла-маппет с огромным ртом, настолько словоохотлива, что увидев ее модную рэперскую шапочку в красных пайетках, односельчане разбегаются и прячутся. И только пребывание в волчьем животе излечивает Красную Шапочку от излишней болтливости (совсем не по-детски строгая мораль «мюзикла», надо признать, озадачивает).

Существованию актеров в этой задорной жанровой путанице, пожалуй, не хватает пластической клоунской остроты, к которой вроде бы обязывает их внешний облик. Но в целом ансамбль работает слаженно и аккуратно, чему немало способствует оригинальная музыка Татьяны Алехиной — работа композитора, как это нередко случается, не только обогащает эмоциональную атмосферу спектакля, но и становится полноправным участником сценического сюжета, добавляет красок кукольным ролям.

В финале герои-родственники затевают новую дискуссию о том, как следует рассказывать сказку про Буратино. А зрителям предоставляется право судить и спорить о том, в каком жанре следует воспитывать собственных детей. Но это уже совсем другая история.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.