Любимый многими петербуржцами театр «Мастерская» представил публике очередную увлекательную постановку. На этот раз в качестве рабочего материала была выбрана знаменитая пьеса Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным», ради которой режиссер Сергей Паньков даже взял себе псевдоним Эрнест, отдавая дань игре слов из оригинального названия The Importance of Being Earnest. Конечным продуктом коллективного творчества стал спектакль, который, безусловно, не претендует на статус шедевра и не углубляется в сверхтонкие философские материи, но при этом искренне задевает внутри. Людей, тем или иным образом причастных к театру, он способен по-настоящему развеселить безошибочно узнаваемыми моментами, а когда надо — заставить растрогаться.
По авторской задумке перед публикой разворачивается спектакль в спектакле: здесь и сейчас репетируется постановка — та самая режиссерская работа по канонической пьесе господина Уайльда, который смотрят в 2024 году зрители «Мастерской». Прием этот, конечно, ни разу не новый, но здесь неожиданно рабочий и живой. Кулуарные пикантные моменты и закулисная неприятная неприглядность служению Мельпомене обыграны с подлинной любовью, мощной умной самоиронией и чисто питерским контекстом в ряде мест, а также общей злободневной актуальностью. Чего стоит, например, лежащая на полу огромная люстра как очевидный намек на нездоровую сценографическую любовь к данному элементу в целом ряде спектаклей нашего города (кто знает — тот поймет, как говорится!). При этом все эти цеховые локальные шуточки не выглядят каким-то самодеятельным капустником, жанровая грань спектакля выдерживается строго, при всем явном озорном хулиганстве. Чем дальше — тем глубже в сюжет, и вот уже зрители смотрят только лишь уайльдовскую историю до самого конца, до счастливой развязки. А скрепляются эти параллельные линии повествования меткими цитатами Карела Чапека об этапах работы над любой постановкой, выводя все происходящее на уровень глобальных рассуждений о театре с легкой мудрой усмешкой.
Репетиция-любовь-моя здесь представлена как некий мотив самой жизни, попытка чернового наброска судьбы (чего по правде не бывает, увы), шанс переиграть какие-то неудачные моменты не только на сцене, но и в самом бытии. Вся наша жизнь по сути словно бы и есть подготовка к самому важному единственному выходу на освещенную огнями сцену под оглушительные бурные овации. А дальше — тишина. И темнота. Тем не менее, ради этого краткого сладостного мига абсолютного счастья мы готовы жертвовать временем, силами, свободой, а порой и самими собой. Друг ли нам театр или же враг — однозначно сказать невозможно. Но если тебя единожды поманил и увлек за собой этот ни на что не похожий мир, ты уже никогда не станешь прежним.
В спектакле Сергея /Эрнеста Панькова две самостоятельные линии повествования не мешают совместному существованию, смело вклиниваются друг в друга, задавая особый ритм действия. И сама атмосфера рождается в итоге действительно британская, с неповторимым колоритом национального абсурдного юмора. Но есть одно весомое «но»: для тех, кто не очень хорошо знаком с первоисточником в лице пьесы Уайльда, многие сюжетные перипетии покажутся непонятными, и общее положительное впечатление рискует быть испорченным. В погоне за любопытной увлекательной формой здесь пожертвовали содержанием в прямом смысле этого слова. С другой стороны, этот спектакль явно не встанет в унылый ряд с несчетным количеством однотипных работ по хорошо известной мировой классике. И определенное преимущество данной постановки — тонкая, живая, азартная актерская игра. Невероятно хорош в роли Джона-Эрнеста Уординга Леван Цискадзе, блистает в заданном образе леди Брэкнелл Мария Поликарпова, на контрасте выигрышно работают Виктория Троицкая (Сесили Кардью) и Ксения Морозова (Гвендолен Ферфакс). И сам Господин режиссер (то есть непосредственно Сергей Паньков) талантлив и обаятелен. Абсолютно серьезно.
Комментарии (0)